Ассоциативно-ценостная модель моральной установки

Анализ любого предмета, процесса или явления, а особенно социального, возможны только через рассмотрение его связей и отношений с другими предметами, процессами или явлениями окружающего мира. Поэтому, для понимания природы и сущности моральных аттитюдов необходимо проанализировать их место в системе интегральной индивидуальности. В свете теории В.Н.Панферова полноценное понимание отдельного психического образования или отношения возможно только через анализ его места в структуре интегральной индивидуальности и взаимосвязей с другими психическими образованиями и отношениями (51, 52).

Мы условились понимать под моральной установкой (аттитюдом) благоприятное либо неблагоприятное отношение к морали и моральным требованиям. Однако, в свете иерархической модели аттитюда, такое генерализованное отношение представляет собой только вершину айсберга, результирующую различных когнитивных, аффективных и конативных тенденций. Общее оценочное отношение к морали представляет собой верхний уровень, обобщающий фактор субъективных обстоятельств и обоснований морального выбора. В этом смысле можно утверждать, что моральный аттитюд оказывается результирующим всего миропонимания и мироотношения субъекта. Попробуем построить модель морального аттитюда, как интегрального и интегрирующего начала в человеке.

Еще в 60-х годах А.Айзеном и М.Фишбейном была сформулирована модель аттитюда, названная ими моделью ожидания-ценности (115). Согласно этой модели, аттитюд в отношении некоторого объекта детерминирован доступными мнениями субъекта относительно этого объекта. При этом мнение определяется как субъективная вероятность того, что объект обладает определенным атрибутом. Таким образом, общая установка субъекта относительно объекта детерминируется субъективными

47 ценностями или оценками атрибутов, связанными с объектами и силой этих

связей. Оценка каждого из атрибутов воздействует на результирующий

аттитюд прямо пропорционально субъективной вероятности того, что объект

обладает данным атрибутом. (111, 114, 115)

В логике данной модели можно утверждать, что аттитюд по отношению к морали детерминирован субъективными ценностями (или оценками атрибута), ассоциированными с моралью, и силой этих ассоциаций. Каждая из субъективных ценностей вносит вклад в результирующий аттитюд в соответствии с субъективной вероятностью того, насколько мораль, моральное поведение оказываются с ней связанными. Субъект может считать ценными различные обстоятельства — порядок, самоуважение, общее благо, справедливость, чистую совесть, жизненный успех, святость, принятие группой, славу, власть и т.д. Вопрос состоит в том, какая или какие из этих ценностей оказываются для него ассоциированными с моралью, атрибутируется ей. Практически это проявляется в субъективной уверенности в том, что моральное поведение ведет к овладению данной ценностью. Такую субъективную уверенность можно определить как моральные убеждения.

В этом случае позитивная моральная установка соответствует субъективному убеждению в наличии неразрывной связи морали и субъективных ценностей. Негативная моральная установка представляет собой различные способы отрицания связи морали с ценностями. Это имеет место в случаях, когда субъект либо обладает аморальными ценностями, с которыми мораль очевидно не связана, либо его ценности морально нейтральны, но он полагает мораль препятствующей их достижению.

Аттитюды могут основываться на ассоциации усвоенных субъектом моральных требований с отдельной ценностью или со множеством ценностей, данные связи могут более или менее соответствовать общечеловеческим моральным представлениям или совсем им не

48 соответствовать, но именно эти ассоциации определяют отношение субъекта

к морали.

Однажды сформировавшись, ассоциативные связи морали и ценностей актуализируются автоматически при идентификации ситуации как морально релевантной, то есть несущей угрозу ассоциированным с моралью ценностям. В этом случае, для защиты ценностей субъект должен делать моральный выбор и совершать моральный поступок. То есть, для того, чтобы субъект действовал в ситуации в соответствии со своими моральными установками, он должен осознать ситуацию как требующую морального выбора, и иметь достаточную мотивацию защищать ассоциированные с моралью ценности посредством морального поведения. Чем выше осознание и мотивация, тем в большем соответствии с установкой будет действовать субъект. Если же субъект не рассматривает ситуацию, как морально релевантную, не видит в ней угрозы ассоциированным с моралью ценностям, связи морали с ценностями просто не будут актуализированы. В этом случае, выбор поведения будет обуславливаться в большей степени иными детерминантами, а не моральными установками. Таким образом, моральные аттитюды субъекта определяются сформированными у него ассоциативными связями моральных представлений и ценностей субъекта, и возможностью актуализации этих связей в ситуации. Существеннейшее значение, в свою очередь, имеет субъективная значимость ассоциированных с моралью ценностей и сила этих ассоциативных связей.

Изменение моральных аттитюдов происходит в случаях либо изменения субъективных ценностей (например, субъект перестает считать чистую совесть или общее благо ценностью), либо изменения связей ценностей с моралью (например, субъект решает, что ценное для него самоуважение связано не со следованием моральным заповедям, а с успехом любой ценой). Такие изменения происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Так, жизненные впечатления, примеры, обстоятельства могут вести как к изменению мнений субъектов о ценностях,

49 например, разочарованию, так и к изменению их связанности с моралью,

когда субъект решает, что для реализации его ценностей требуются иные

средства. В то же время, и рефлексивные размышления могут вести к

образованию новых ассоциативных связей и, соответственно, к новым

обоснованиям моральных аттитюдов. Устойчивость моральных аттитюдов

определяется прочностью и резистентностью связей моральных

представлений субъекта и его ценностей. Субъект с сильными и

устойчивыми связями морали и ценностей способен сохранить их и в

тяжелых моральных испытаниях. В то же время, сохранность моральных

аттитюдов может иметь место и при отсутствии внешних воздействий,

достаточно сильных, чтобы поколебать данные ассоциативные связи.

Следует заметить, что мораль и сама по себе может быть ценностью, однако и в этом случае она существует в общем контексте субъективных ценностей. Сложно представить ситуацию морального поведения, которое совершается исключительно ради морали как таковой. Все-таки, моральная линия поведения обычно выбирается субъектом ради чего-то, ради достижения или утверждения неких самостоятельных ценностей.

Кроме того, в обще-гносеологическом смысле, познание любого объекта возможно только через его связи и отношения. Только благодаря своим внешним проявлениям вещь-в-себе становится вещью-для-нас. Поэтому исследование моральной установки возможно только через анализ ее связей с субъективными ценностями. Так известно, что при попытках прямого измерения аттитюда в отношении некоторого объекта, испытуемые ориентируются на отдельные его стороны и аспекты, причем, непредсказуемо на какие именно стороны и аспекты, поэтому прямое измерение аттитюда к достаточно сложным объектам дает непредсказуемые и весьма разноречивые результаты.

Установки в отношении отдельных моральных требований (норм, качеств) определяются тем, насколько они вписываются в общую субъективную логику моральных установок, то есть субъективных связей

50 морали с ценностями. Так например, моральное мужество не совсем

вписывается в мораль послушания.

Мы предлагаем назвать данную модель моральных установок

ассоциативно-ценностной,поскольку в ней моральные аттитюды субъекта

выводятся из его субъективных ценностей и ассоциаций этих ценностей с

моральными требованиями, как условием их достижения. На рисунке 1.4.1

представлено графическое изображение соотношения компонентов в

ассоциативно-ценностной модели моральных аттитюдов.

Ценности
   
Моральные установки
   
Моральные требования

Рисунок 1.4.1. Графическое изображение соотношения компонентов в ассоциативно-ценностной модели моральных аттитюдов.

Ключевым вопросом в исследовании аттитюдов является связь аттитюда и актуального поведения. Как известно, понятие установки было введено в качестве объяснительного принципа поведения (150). Однако, начиная с известного исследования ЛаПьера (цит. по 54), установочно-поведенческие отношения рассматриваются как весьма неоднозначные. Не вдаваясь в описание противоречивых результатов исследований, посвященных соотношению поведения и установок (см. 90, 93, 94) укажем, что имеются два ключевых обстоятельства, детерминирующих воздействие установок на поведение.

Во-первых, это соответствие установочных и поведенческих показателей. Принципиально важно, чтобы и установки и поведение реализовывались по отношению к одним и тем же объектам и обстоятельствам. Сформулирован принцип соответствия, согласно которому,

51 аттитюд может предсказывать поведение только в случае, когда они оба

находятся в логике одной и той же оценочной диспозиции (93, 91). Так,

глобальные аттитюды в отношении обобщенных объектов связаны с общей

логикой поведения в отношении этих объектов, частные же поведенческие

акты более связаны с аттитюдами в отношении конкретных поведенческих

проявлений. Иными словами, предсказуемость поведения на основании

аттитюда возможна только при манифестации обоих по отношению к одним

и тем же объектам, действиям, ситуациям, контекстам и т.д.

Проявление этого принципа в моральных аттитюдах мы находим в описанной выше идентификации ситуации субъектом как морально релевантной. Если субъект оценивает ситуацию как угрожающую его ценностям при несоблюдении им моральных требований, то он с большой вероятностью актуализирует свои моральные установки и будет действовать в соответствии с ними. В противном случае, если ситуация не оценивается как ситуация морального выбора, и субъект не видит угрозы своим ценностям, моральная установка может не задействоваться при совершении поведенческого акта.

Во-вторых, имеются различные факторы, обуславливающие детерминирующее воздействие установки на поведение. Для объяснения взаимодействия этих факторов создан ряд теоретических моделей, таких как теория обоснованных действий и теория планируемого поведения Фишбейна и Айзена (115, 92), модель МОДЕ Фацио (109, ПО), модель Рубикона Хекхаузена и Голвицера (119). Наиболее разработанной и соответствующей нашим задачам представляется модель Айзена, сформулированная им в теории планируемого поведения (92). Согласно этой модели, поведенческие установки преобразуются в поведенческие интенции, а те, в свою очередь в поведение, не непосредственно, а взаимодействуя с тремя рядами факторов: социальным давлением (в том числе в виде усвоенных норм), возможностью контроля ситуации и инструментальной возможностью реализовать данное поведение. Причем, любой из этих факторов в определенных

52 обстоятельствах может оказывать решающее воздействие на

результирующую поведенческую интенцию.

Применительно к моральным аттитюдам, в логике нашей ассоциативно-ценностной модели, можно предположить, что детерминирующее воздействие моральных установок на поведение осуществляется во взаимодействии со следующими факторами. Прежде всего, это собственно содержание моральных представлений субъекта, усвоенные им моральные требования. Очевидно, что реализация даже самых позитивных моральных установок в актуальном поведении возможна только через осуществление усвоенных субъектом моральных требований. Субъект, обладающий богатым и разносторонним репертуаром моральных представлений будет строить свое моральное реагирование иначе, чем субъект с примитивными или извращенными представлениями о моральных требованиях, даже при одинаковых по направленности моральных установках.

Следующим принципиальным моментом является содержание и ассоциированность с моральными установками самоотношения субъекта и его отношения к окружающим людям и миру в целом. Это происходит вследствие моральной идентификации, описанной нами в предыдущем параграфе. Моральные установки будут актуализироваться в поведении в том случае, если ценности субъекта, его моральные представления и собственно моральные установки связаны с тем, что Олпорт обозначал как «эмоционально непреодолимый смысл себя» (95). Если ценности и установки осознаются субъектом как действительно свои, в этом случае они будут нуждаться в его защите, как защите части себя, посредством совершения морального выбора. В случае же отсутствия связей представлений о себе и о мире с моральными установками, в актуальном поведении моральные установки будут актуализироваться со значительно меньшей вероятностью, оставаясь только знаемыми.

53 Вообще, следует заметить, что отношение к себе и окружающим

является оценочным отношением, При этом, вынесение оценки, помимо

выражения своей позиции в отношении оцениваемого, означает и прогноз его

поведения. Приписывая кому-либо некоторое качество, или оценивая

выраженность этого качества субъект подразумевает свернутый сценарий

ожидаемых поступков и поведения (137).

Отношение оценки занимает особое место в системе связей субъекта с

действительностью. Согласно В.Н.Мясищеву, «ядром личности,

определяющим уровень и характер целостного функционирования всех

составляющих в единой психической организации человека, является

система субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений

личности к действительности» (46, с. 26). Оценка, являясь внешним

проявлением пристрастного, заинтересованного отношения субъекта к

внешнему предмету, выражает одновременно готовность этого субъекта

определенным образом действовать (или избегать действий) по отношений к

данному предмету. В этом проявляется принципиальная и постоянная

готовность оценочных отношений стать побуждающими. Как указывает

В.Г.Асеев, «оценочные отношения человека выражают значимые для него

моменты и составляют ту обширнейшую сферу, в пределах которой

развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания,

но и активно-действенные актуально-мотивационные процессы» (11, с. 9).

Как показано выше, формирование оценочных отношений субъекта к себе и

окружающим помимо ситуативных задач преследует некую долгосрочную

цель - формирование собственной идентичности. Инструментом моральной

идентификации субъекта является формирование оценочных отношений

субъекта к различным сторонам Я, окружающим людям, особенно значимым

другим. Моральное оценивание производится посредством приписывания

людям моральных качеств, характеристик и диспозиций. В связи с этим

можно говорить о моральной атрибуции, как средстве интерпретации

54 поведения человека через приписывание ему определенных моральных

качеств или побуждений.

Согласно теории планируемого поведения (92), существенным моментом, детерминирующим воздействие установок на поведение, является контроль, в ассоциативно-ценностной модели его место занимает ответственность. Субъект не просто должен воспринять ситуацию как морально-релевантную, требующую морального реагирования, а принять ответственность за ситуацию. Если субъект решает, что не в его власти изменить обстоятельства, что ему следует подчиниться влиянию внешних сил, то он будет действовать в соответствии с требованиями ситуации, а не в логике собственных установок. Конечно, требования ситуации могут совпадать с логикой моральной установки субъекта, но в этом случае невозможно определить участие моральной установки в формировании поведения. Очевидной реализация моральной установки в поведении становится, только если субъект принимает ответственность на себя и идет против требований внешних обстоятельств.

На рисунке 1.4.2 представлено графическое изображение ассоциативно-ценностной модели реализации моральной установки в поведении.

На рисунке показано как моральные установки задействуются при реагировании субъекта на ситуацию. Ситуационное воздействие воспринимается субъектом как угрожающее ценностям субъекта, ассоциированным с его самоотношением и представлениями о мире, с одной стороны, и усвоенными им моральными требованиями, с другой. Для защиты этих ценностей требуется совершить некоторые действия, соответствующие ассоциированным с ценностями моральным требованиям. Эта последняя связь соответствует в нашей модели моральным установкам, точнее, лежит в их основе. В соответствии со своими установками субъект формирует на основании усвоенных им моральных требований поведенческие намерения для защиты ценностей. При этом он оценивает ситуацию с точки зрения

55 возможности реализации сформированных поведенческих интенций.

Является ли угроза ценностям более сильной, нежели угроза существованию,

благополучию и т.д. и являются ли угрожаемые ценности настолько

значимыми для существования субъекта, чтобы следовало рисковать и идти

на возможные жертвы для их защиты посредством моральных поступков.

Ситуация

Субъект

Мой мир

Ценности

Моральные установки

Моральные требования

Х

ф

S

Ъс

О

ш

з-т ф ч

О)

M о

Л н о о

X X

о ш

О

Поведение

Ситуация

Рисунок 1.4.2. Графическое изображение ассоциативно-ценностной модели реализации моральной установки в поведении

Иными словами, субъект решает, готов ли он принять на себя ответственность в ситуации. В случае принятия ответственности, поведенческая интенция реализуется в поведении. Так действует данная модель при наличии и достаточной прочности в ней всех обозначенных

56 связей. Если же какие-либо связи отсутствуют, поведение формируется

безотносительно к моральным установкам.

При наличии у субъекта негативных моральных установок, иначе обозначенных нами как основания аморального выбора, между ценностями и усвоенными моральными требованиями имеется негативная связь. То есть, субъект не считает свои ценности ассоциированными с моралью, либо полагает мораль прямо препятствующей достижению ценностей. В этом случае, поведение субъекта строится в соответствии с его установками, то есть без учета моральных требований. Поведение такого субъекта может быть относительно моральным либо в случае достаточного внешнего давления, принуждающего его вести себя социально приемлемо, либо при очевидной выгодности социально одобряемого поведения.

Однако, такое откровенно циничное отношение к морали, с нашей точки зрения представляет собой крайний случай морального падения. Более мягким вариантом аморальной установки представляются различные случаи самооправдания. Так субъект может иметь, в целом, позитивное отношение к морали. Он более или менее осознанно понимает значение морали, и его ценности, возможно, связаны с моральными представлениями. Однако, либо наряду с этим у него имеются и иные, противоречащие этому воззрения, либо сами его моральные представления являются недоразвитыми или извращенными.

В первом случае, воззрения, противоречащие моральным, могут находиться с ними в конкуренции, и субъекту, понимающему значение морали, но выбирающему неморальное поведение, будет необходимо самооправдение. В этом случае его моральные установки будут нести, в основном, эго-защитную функцию и обосновывать релятивность, необязательность морали. Это будет ему необходимо для сохранения своей целостности.

Во втором случае, извращенные или примитивные моральные представления ведут к тому, что моральные установки отражают

57 субъективную недостаточность или извращенность морали. Так, субъект

может не считать аморальными какие-либо действия или поступки, или

полагать, что мораль не затрагивает какие-либо сферы жизни. Вообще, его

моральные представления могут быть далекими от общепринятых. При этом

моральные установки будут соответствовать логике этих представлений, и

поведенческие интенции, формируемые на их основе, будут нести в себе

такое содержание.

Предложенная нами ценностно-ассоциативная модель моральных установок нуждается в эмпирической проверке. Для этого нам необходимо сформулировать эмпирические следствия данной модели, определить референтные показатели для проверки этих эмпирических следствий, подобрать или разработать инструментарий для исследования указанных референтных показателей и, наконец, провести эмпирическое исследование, с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть разработанную модель.

Как следует из ценностно-ассоциативной модели, моральные установки основываются на ассоциациях усвоенных субъектом моральных требований с его ценностями. В связи с этим, моральные установки можно опрационально определить исходя из конкретных ценностей, ассоциированных с моралью, ценностей, которые подлежат защите посредством моральных поступков. С другой стороны, поскольку связи индивидуальной морали с ценностями могут быть отрицательными или недостаточными, в установках проявятся способы отрицания или принижения морали. Также, поскольку усвоенная субъектом система моральных требований состоит из отдельных норм, качеств, принципов, то должны существовать моральные установки в отношении отдельных моральных требований.

Иными словами, в операциональном плане под моральным аттитюдом мы будем понимать субъективное обоснование того, почему необходимо поступать морально, либо разрешено поступать аморально (почему необходимо следовать, либо можно не следовать, моральному закону), а

58 также как именно в моральном отношении следует поступать (каким следует

быть в моральном плане). Логическая форма моральной установки: «нужно

делать так-то потому что...». То есть, моральные аттитюды определяют

обоснование и содержание морального выбора.

Такое определение имеет ряд эмпирических следствий.

Существуют моральные установки, определяющие основания морального выбора и определяющие основания аморального выбора. Наиболее распространенные основания морального выбора будут соответствовать основным ценностям, обычно связываемым с моралью. Наиболее распространенные основания аморального выбора будут соответствовать основным способам отрицания или принижения морали. У одного субъекта может быть как одна, так и несколько моральных установок (как может быть несколько ценностей, даже противоречивых). Причем, у одного субъекта могут наличествовать как один вид установок (моральный либо аморальный), так и оба. Мы полагаем также, что существуют устойчивые композиции установок, характерные для многих субъектов, что связано с устойчивыми композициями ценностей. То есть, совместная встречаемость установок является неслучайной, а отражает некие особенности самих установок.

Существуют содержательные и операциональные моральные установки, относящиеся, соответственно, к обоснованиям морального поведения в целом и к обоснованию отдельных моральных требований (норм, качеств). Наиболее распространенные операциональные моральные установки будут соответствовать наиболее известным и общепризнанным моральным требованиям. Мы полагаем, что совместная встречаемость операциональных моральных установок должна быть достаточно высокой, поскольку обычно люди усваивают целые совокупности моральных требований. Также мы полагаем, что выраженность операциональных моральных установок должна быть тем выше, чем выше выраженность оснований морального выбора. Для субъектов, приемлющих основания

59 аморального выбора, выраженность операциональных моральных установок

должна быть нехарактерна.

Моральные установки являются индивидуально-специфичными (как и ценности), однако, существуют общие особенности распространенности моральных установок, характерные для отдельных социальных, возрастных и половых групп.

Поскольку моральные установки связаны с отношением субъекта к себе и другим, отдельные моральные установки связаны со специфическими представлениями о себе, других людях и мире в целом. Иными словами, для носителей отдельных моральных установок характерны устойчивые особенности самоотношения и отношения к другим.

Поведенческие интенции и поведенческие проявления, в соответствии с ценностно-ассоциативной моделью, связаны не с моральными установками самими по себе, а с устойчивыми композициями моральных установок и особенностей самоотношения и отношения к окружающим. Именно объединения определенных моральных установок с определенными самопредставлениями, а также представлениями о людях и мире, лежат в основе формирования поведенческих интенций и устойчивых особенностей поведения в ситуации.

Данные эмпирические следствия позволяют нам сформулировать основную гипотезу исследования:

Моральные установки представляют собой сложно организованное интегральное образование, имеющее в основе систему связей субъективных ценностей с усвоенными субъектом моральными требованиями. Они находятся в непротиворечивом единстве с отношением субъекта к себе и окружающим. В деятельности и поведении моральные установки проявляются через посредство своей интегрированности в систему отношений субъекта.

Наши рекомендации