В принципе, вся суть изложена выше. Дальше – просто дополнения, но клевые
Описание модификаций метода, выявление инвариантных его компонентов, соотнесение с трактовкой предмета психологии может явиться важным источником информации о научных методах в психологии.
Давно замечено, что интерес к методологии обостряется тогда, когда в науке обнаруживаются какие-либо кризисные моменты, связанные с невозможностью продолжать исследования привычным путем (напомним, что исходно древне-греческое слово μεθοδος означает «путь»). – Соколова
Ко всему прочему, в истории существует табу на повтор. И прослеживая становление методов и того, как они используются, мы можем выявить существенные достоинства и недостатки (например, интроспекция), что в идеале приведёт нас к более объективным подходам.
Ждан пишет, что история психологии – процесс становления предмета. Т.е. менялся предмет, а, значит, менялся метод, развивалась методология. В ходе истории развивался методологический аппарат психологии, который развивал нашу науку. Именно история психологии показывает весь этот процесс.
Историческая рефлексия ученого. Предрефлексивный уровень.
Советский ученый Б. М. Теплов, уделявший большое внимание проблемам истории науки, в свое время порицал игнорирование психологами того, что уже достигнуто.
На поведении ученого лежит «табу на повтор», его социальная миссия — быть генератором новых истин. Но чтобы выполнить ее, он должен знать о предшествующих достижениях науки. В науке нельзя стать генератором идей, не будучи хранителем информации о прошлом. Информация о прошлом, содержащаяся в сознании ученого, оставляет следы в его ссылках на тех, кто прежде был занят той же проблемой. По мнению американского психолога Д. Кранца, историк науки может выполнить по отношению к современному ученому функцию, подобную психотерапевтической, если побудит его осознать скрытые предпосылки своих воззрений, пристрастий, установок, которые, будучи исторически обусловлены, воздействуют на его творчество, порождают эпистемологические трудности, а иногда и слепоту к фактам, эмоциональные комплексы.
Рефлексия при обращении к «истории вопроса».Выступая в роли своего рода историка (ссылки на предшественников, описание истории вопроса), оперируя «малым» аппаратом исторического самосознания, ученый воссоздает прошлое соответственно собственным интересам. Он может искать в нем поддержку своему выбору определенного направления исследований, учиться на старых ошибках, опираться на авторитеты.
Творческий диалог с прошлым.На высоком уровне исторической рефлексии ученый не ограничивается тем, что воспроизводит прежние воззрения. Он выясняет их методологическую функцию, их способность либо вести к новым решениям, либо стать барьером на пути к ним. Идеи предшественников становятся интегральным фактором решения новых проблем.
Примеры творческого диалога с прошлым.
1.В один из критических моментов развития психологии, когда она, выходя из недр философии и естествознания, утверждалась в качестве самостоятельной науки, было выдвинуто несколько программ ее построения. Одну из главных программ предложил Ф. Брентано. Будучи католическим священником, он основательно знал официальную философию католицизма — томизм — направление, основанное Фомой Аквинским, который адаптировал к теологическим догматам учение Аристотеля. Брентано, проведя специальный анализ этого учения (т. е. проделав историческое исследование, даже написав монографию об Аристотеле), наметил в книге «Психология с эмпирической точки зрения» план исследования актов целостного сознания. Его план резко отличался от плана другого лидера психологии в начальный период ее развития — Вундта.
2. советская психология. Ее важнейшей исторической задачей явилась радикальная переориентация научного анализа сознания исходя из принципов марксизма. В поиске, который вела группа Л. С. Выготского, важную роль сыграло изучение общей картины развития психологии, ее исторического пути. Вскоре Выготский на основе «критического обзора истории» написал замечательный труд «Исторический смысл психологического кризиса». Этот труд подготовил культурно-историческую концепцию, которая дала импульс новаторским экспериментальным исследованиям детской психики.
Историческая рефлексия не навязывается ученому извне. Он повседневно испытывает потребность в «двойном видении» исследуемого объекта—в том, чтобы воспринимать его и собственными глазами, и глазами предшественников.
3. Периодизация истории психологии и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания.
По Ждан (стоит прочитать): задача периодизации истории – расчленение процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них. Продолжительность этапов неодинакова. Чем глубже в историю уходит то или иное представление о предмете, тем продолжительнее время его жизни в науке (например, предмет-душа существовал более 20 веков). В XX столетии взгляды на предмет психологии менялись так быстро, что некоторые из них существовали в науке не более 10-20 лет.
Также Ждан утверждает, что в соответствии с фактором времени в целостном процессе развития науки можно различать психологию XVII в, историю психологии XVIII в. и т.д. Можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Каждая периодизация условна.
А теперь важное.
Периодизация – это разновидность классификации. Особенность в том, что классифицируется процесс, а именно – процесс развития. Основания для классификации могут быть более и менее существенными.
Периодизации:
По историческим эпохам (наименее существенное основание для науки, единственная ценность – соотнесение истории идей с качественными периодами человеческой истории и культуры):
1. Античность.
2. Средние века.
3. Эпоха Нового времени (XVII в.)
По форме организации (связано не с внутренним содержанием науки, а с формой):
1. Развитие психологии до выделения в самостоятельную науку - в недрах философии, а также других наук (естествознания). VI в. до н.э. – середина XIX в.
2. Как самостоятельная наука.
Эббингауз: психология имеет долгое прошлое, но краткую историю.
!! Нельзя говорить «донаучный» и «научный» - критерии научности где?
По содержанию науки, фундаменту – предмету (самое правильное):
1. Душа (Сократ, Платон, Аристотель; 6-5 в. до н.э.– 17в). В рамках науки о душе психология была скованна понятием души как объяснительным принципом. А не очень круто, когда ты все объясняешь через неощутимую и непонятно как работающую штуку. По сути, сами себе устроили «черный ящик».
2. Сознание (с XVII в.). Выделение отличительного признака собственно психических явлений – сознаваемости. Переход подготовили открытия в других науках, особенно анатомии и медицине: сознание выступало теперь как особая реальность, а интроспекция (самонаблюдение) — как метод его исследования.
Но не все можно объяснить интроспекцией – как быть с животными, детьми, больными? Потребовался объективный метод. Все возникавшие потом направления его и искали.
3. К н. XX в.: разделение предмета по школам. А ведь именно предмет задает единство науки, то есть тут произошел раскол фундамента. Но, как мы помним, по ЛСВ противоречия – источник развития.
Дальше – по направлениям. Бихевиоризм: изучаем поведение, но теряем сами изучаемые психологией явления. Необихевиоризм пытается включить в рассмотрение какое-то опосредование. Когнитивная психология фокусируется на знаниях, собственно, на когнитивных процессах. Психоанализ – проблема бессознательного и вместе с ней представление о предметной области психологии как глубинной структуре психического. Гуманистическая психология делает предметом личность. Наши открыли роль деятельности, тем самым снабдив научное исследование средством не только описания, но и объяснения психики.
На последнем к настоящему моменту этапе развития психологической мысли восстанавливается единство исторически разорванных сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществления объективного подхода к психологическому познанию.
Не всегда то знание, которое появилось позже, оказывалось одновременно и более содержательным, прогрессивным во всех своих аспектах; нередко в новой концепции отбрасывалось то положительное, что было в старой. Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс, на пути которого возможны зигзаги, неузнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте», кризисы. Но в целом «смена научных мнений — это развитие, прогресс, а не разрушение».
По идее, этого достаточно, но особо беспокойные могут посмотреть прекрасную Танину табличку.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ | ||
Хронология | Предмет изучения | Важнейшие итоги |
VI в. до н.э. — V в. | Душа | Формирование двух направлений — материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические звания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное — приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души. |
V — ХIII вв. | Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний | Формирование томистской психологии; Начало опытной методологии исследования. |
XIV — XVI вв. | Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV — XVI вв. | Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; Введение термина «психология». |
XVII — сер. XIX вв. | Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания | Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии; Понятие о бессознательной психике. |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ | ||
Нач. XIX — 60-е гг. XIX в. | Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. | Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе. |
60-е гг. XIX в. – конец XIX в. | Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении | Проникновение экспериментальных методов в психологию; Формирование теоретических программ психологии; Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии; Возникновение новых областей психологии |
10-е гг. — сер. 30-х гг. XX в. | Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. | Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм». |
Конец 30-х — 50-е гг. XX в. | Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода. | Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. |
60-е гг. XX в. | Продолжение развития ранее выявленных предметных областей Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность. | Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др. |