РАЗДЕЛ 2. Ситуационный анализ в этике ненасилия
Вопросы к Разделу 1.
1. Что такое учебный кейс? Какие бывают кейсы?
2. Каковы методико-дидактические требования к применению кейсов?
3. Какова роль дополнительных материалов в решении кейса?
4. Каково значение этических комитетов и этических кодексов в этико-нормативной регуляции?
Задания к Разделу 1.
1. При знакомстве с кейсом Вы:
- реагируете эмоционально;
- ориентируетесь на личный опыт
- торопитесь с выводами;
- хотите получить дополнительные материалы профессионального свойства.
2. Попытайтесь дать характеристику кейса на основе теоретических данных раздела 1.
3. На какую из групп обучающихся («студенты», «преподаватели», «локальный этический комитет») ложится большая нагрузка по обоснованию и принятию решения?
4. Охарактеризуйте кейс «Локальный этический комитет» по следующим параметрам:
- иллюстративные учебные ситуации/кейсы с формированием проблемы/кейсы без формирования проблемы/прикладные упражнения;
- структурированные/ «маленькие наброски»/ большие неструктурированные «кейсы»/ первооткрывательские «кейсы»;
- живые/мертвые;
- сюжетные/ бессюжетные;
- личностные/ организационно-институциональные/ многосубъектные.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антипова, М.В. «Метод кейсов (Case Study)» / Методическое пособие для преподавателей филиала. - Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», Сентябрь, 2011
2. Апресян, Р.Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/apr.html
3. Викторук, Е.Н. Этика для аспирантов и соискателей Эпистемология и философия науки. Ежеквартальный журнал 2009, т. XXI, №3. / Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. – Институт философии Российской Академии наук. Москва: Канон+, 2009. – С. 95-106.
4. Зобов, А. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002139
5. Канайкина, Е.А. Локальный этический комитет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoethics.mrsu.ru/arts/159/
6. Научно-образовательный ресурсный центр «Экологическая этика» этики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoethics.mrsu.ru/
7. Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.
8. Ситуационный анализ этики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoethics.mrsu.ru/arts/5/
9. Скворцов, А.А. Этика науки. Программа дисциплины этики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ethicscenter.ru/teach/prog/applied/science.html
10. Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.
11. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст]/Н.Федянин, В.Давиденко// Обучение за рубежом. - 2000.- № 7.- с. 52-55.
12. Фритцше, Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива[Текст] / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.- 336 с.
РАЗДЕЛ 2. Ситуационный анализ в этике ненасилия
1. ЛЕКЦИЯ «Этика ненасилия» План: 1.1. Сущность этики ненасилия 1.2. Подходы к пониманию ненасилия 1.3. Ненасилие как моральный принцип 1.4. Становление и развитие идей этики ненасилия 1.5. Практическая реализация идей этики ненасилия | |||||
1.1. Сущность этики ненасилия | |||||
Понятие этики ненасилия | Этика ненасилия – система нравственных ценностей и философских взглядов, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей. | ||||
Принцип справедливости – основа этики ненасилия | В основе этики ненасилия лежит принцип справедливости. Из этого следует, что цель этики ненасилия заключается в преодолении несправедливости, в достижении мира и примирения посредством личных, социальных и межнациональных изменений и создания равных условий для всех людей. Этика ненасилия делает невозможным функционирование несправедливой системы самой по себе, не разрушая человеческие жизни и не уничтожая материальные ценности. Эта фундаментальная позиция опирается на нравственные ценности, обращенные к человеку, такие как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие. Этика ненасилия предполагает особый взгляд на человека: 1. Человек является высшей ценностью среди всего, что существует. Поэтому к каждому человеку следует относиться с безусловным уважением, не допускающим каких бы то ни было исключений (даже в отношении к врагу). Человечество рассматривается как единое и неразобщенное, и все люди равны в своем достоинстве и праве на уважение. 2. Каждый человек обладает совестью, и, значит, несет в себе возможность к развитию, сознавая справедливость и будучи готовым к изменению своей позиции. Сознание развивается, когда оно может противопоставить себя реальности, когда оно стремится и истине. Это глубокое доверие к человеку лежит в основе всех ненасильственных действий. Идеи этики ненасилия универсальны: они предполагаются в той или иной степени всеми религиями и культурами мира, они лежат вне идеологий и глубоко личностны. | ||||
1.2. Подходы к пониманию ненасилия | |||||
Специалисты выделяют два модуса ненасилия: как практически эффективный опыт действия и как принципиальная позиция. В первом случае – это поведение, основанное на умной тактике поведения, основанной на понимании того, что применение оружия не дает желаемых результатов. | |||||
Основные подходы: 1. Ненасилие как практически эффективный опыт действия; 2. Ненасилие как принципиальная позиция. | Второй модус (преломление) ненасилия означает самоценную позицию, обязывающую придерживаться ненасильственных действий даже тогда, когда такая тактика терпит поражение и применение оружия, казалось бы, со всех точек зрения оправдано. Уяснение различия этих двух аспектов ненасилия – практического и принципиально мировоззренческого – имеет важное значение для понимания его природы. Сложность феномена ненасилия состоит в том, что оно проявляется: · как принципиальная личностная позиция (экзистенциальный аспект), · как система поведенческих практик (практический аспект), · как совокупность учений, о которых будет сказано дальше (теоретический аспект), · а также как особая моральная риторика и грамматика (логический аспект). | ||||
1.3. Ненасилие как моральный принцип | |||||
Этика ненасилия может быть: | |||||
Ненасилие как предмет личного выбора | 1. Вненормативной: ненасилие рассматривается как предмет сугубо личного выбора. Как говорят некоторые сторонники ненасилия, их решение действовать ненасильственно не должно влиять на выбор других людей, и они, таким образом, воздерживаются от того, чтобы возводить ненасилие в общезначимое правило, предписывать его другим в качестве принципа практического действия. | ||||
Ненасилие как моральная позиция | 2. Нормативной: ненасилие выступает как моральная позиция, которая признается человеком значимой в равной степени как для других, так и для себя. | ||||
Различия между принципиальным и прагматическим насилием | Анализ ненасилия как моральной позиции. Ненасилие как общезначимая социальная позиция тоже определяется разными мотивами: моральными и внеморальными.
Первую позицию можно назвать принципиальным ненасилием, а вторую – прагматическим ненасилием. Принципиальное ненасилие реализуется в определенном типе личности или в определенном образе действий, или же и в том, и в другом, оно может сообщать нам ненасильственный модус бытия и действия. В первом случае ненасилие принадлежит этике добродетелей, во втором – этике поведения. Наши рекомендации
|