Некоторые теории речевого развития.
Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из существования глубинной грамматики. За поверхностными синтаксическими структурами, различными для разных языков, существует небольшое число глубинных структур, отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное число правил, формулировать самые разные предложения. Таким образом, в основе развития познавательных процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая компетентность.
Л. С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей.
На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил "поверхностного" синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.
Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.
Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
Литература.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
2. Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. 1, М., 1983. С. 65-75.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1978.
5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.
6. Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.
7. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.
8. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.
Процессы психического регулирования.
Как уже было сказано, любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).
Эмоции.
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического. Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. "Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой." [17].
Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.
Литература.
1. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
2. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
Эмоциональные явления.
Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.
Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. См.:
1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.
2. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.
3. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. С.103-152.
4. Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд. АПН, 1956. С.20-173.
Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:
1) реакция тревоги;
2) сопротивление;
3) истощение.
По мнению Г. Селье (см."Общий адаптационный синдром"), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности[18].
Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Эмоции и познание.
В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли "ведомого" процесса. Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения взаимодополнения (В. К. Вилюнас).
Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований формулирует следующие выводы относительно эмоций и познавательных процессов:
1. Влияние эмоций на познавательные процессы в целом незначительно.
2. Влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании или подавлении определенных процессов.
3. Степень влияния эмоций зависит от их интенсивности, структурированности познавательных процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта.
Л. М. Веккер, П. В. Симонов считают, что эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели.