Quot;• I ' - .\i.:-.-;l.. . ■ •. ' i'. Re>K4;'S;,'»,,' ;..;. 9 страница
8. Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, он явно подчиняется процессам символизации. Этот путь вносит символизацию в построение не отдельного текста, а всего текстового потока. Профессионалы Паблик Рилейшнз занимаются именно тем, что сами создают события, исходя из знания того, что именно представляет интерес для средств массовой коммуникации. На самом деле они работают не с реальными событиями, а с символами событий, удовлетворяющими требованиям семиотической действительности, которую порождают средства массовой коммуникации.
9. Борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые тоже принципиально символичны. Слух — это, как правило, след определенного яркого события. Нас интересуют существенные события, касающиеся известных людей. Ответом могут быть показ искусственности раздуваемого скандала и явная заинтересованность в нем его авторов (или трансляторов).
10. Символизация автономных сфер (одежды, прически, взгляда и т.д.).
Это функционирование ряда автономных каналов, в которых зало
жены определенные возможности символизации, хотя в большин
стве случаев неискушенному взгляду они не кажутся несущими ком
муникативное значение. В этом их преимущество, так как использо
вание такой символики выглядит естественно и ненарочито.
Несколько иначе видит основные этапы технологии «репута-ционного менеджмента» А. Ю. Кошмаров [40, 427\.
Основной целью этого менеджмента он считает выстраивание и упорядочивание информационных потоков в интересах лидера. Стратегия репутационного менеджмента основана на выделении референтных групп; выстраивании моделей взаимодействия между референтными группами; диагностике существующей репутации; создании образа «идеальной репутации»; конструировании новой репутации. Тактика включает в себя: конструирование и трансляцию несущей метафоры репутации; конструирование и трансляцию мифа лидера; смысловое соподчинение информационных потоков.
§ 3- Имидж, ориентированный на восприятие
Конкретная методика реализации репутационного менеджмента в предвыборной компании предполагает разработку информационных поводов; блокировку неблагоприятных информационных ситуаций; мониторинг; разработку и проведение акций, работающих на закрепление позитивной репутации; подготовку официальных и тематических информационных материалов; налаживание личных контактов; организацию внутрикорпоративных мероприятий.
Заслуживает интереса стратегия, основанная на использовании наведенного (приписанного) имиджа. В. И. Зырянов и В. В. Степа-ненков [30, 32\ позиционируют ее как схему с минимальными затратами. Эта стратегия состоит в том, чтобы определить наиболее подходящий типаж кандидата и реализовать его. Типаж — это своего рода одномерный человек, человек-функция, каркас будущего образа.
Например, основные типажи на политическом рынке России таковы:
1. ГУМАНИТАРИИ (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист). Примеры — Г. Явлинский, Р. Хасбулатов, Г. Селезнев, С. Федоров.
2. ХОЗЯЙСТВЕННИК. Примеры - Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков.
3. БОРЕЦ. Примеры — В. Анпилов, С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский, А. Макашов, Т. Гдлян.
4. ЧЕЛОВЕК ВЛАСТИ (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник). Примеры — В. Примаков, Б. Ельцин, В. Черномырдин, М. Шаймиев, М. Николаев.
5. СИЛОВИК (генерал). Примеры — А. Лебедь, А. Николаев, Р. Аушев, А. Руцкой, Л. Рохлин.
6. ТЕХНОКРАТ (менеджер западного типа). Примеры — А. Чубайс, С. Кириенко.
7. БИЗНЕСМЕН. Примеры — Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой, А. Тарасов.
8. ЭКЗОТИК (полярники, звезды эстрады, спорта и т.п.). Примеры — А. Чилингаров, И. Кобзон.
В данном перечне существенными являются не объективные характеристики политиков, а то, какие стереотипы их восприятия были сформированы в сознании их сторонников.
С приходом политиков во власть внешние проявления типажей быстро эволюционируют в сторону ЧЕЛОВЕКА ВЛАСТИ. Даже Ю. Лужкову стоило немалых усилий сохранить и развить свой первоначальный типаж ХОЗЯЙСТВЕННИКА.
11-6675
Раздел II. Индивидуальный имидж
Достаточно часто типажи бывают синтетическими. Но на политической сцене они менее успешны.
После определения основного типажа можно переходить к наполнению образа деталями, обеспечивающими восприятие имиджа в соответствии с принципом индивидуации.
Важным элементом работы имиджмейкера являются практические исследования в ходе работы над имиджем. Исследования подразделяются на количественные и качественные. К первым относятся опросы измерения рейтингов, и их результатом являются показатели распространения представлений о клиенте среди населения, а также о степени его популярности в сравнении с конкурентами. Разница в замерах этих показателей до и после проведения кампании по созданию имиджа связывается с произведенным рекламным эффектом. Качественные методы ориентированы главным образом на выяснение причин популярности субъекта (политика, руководителя) и общего контекста социальных ожиданий, к их числу относятся методы фокус-групп, глубинных интервью.
Исследовательская работа ведется по трем основным направлениям: определение эффективности имиджевого воздействия, мотивационные исследования и изучение имиджа. Эффективность имиджа представляет наибольший интерес для имиджмейкеров и их клиентов, эта проблема находится в центре внимания при проведении любых исследований в области имиджа.
Конечной целью всех исследований имиджа является разработка и создание привлекательного образа человека, в том числе политика, руководителя бизнеса. Для этого создаваемый имидж должен вписываться в образ жизни реципиента, соответствовать его системе ценностей. Простой способ выяснения желательного имиджа — представление его в категориях человеческих ценностей. «Идеальный политик» (руководитель) описывается респондентами как человек, который, по мнению респондентов, может с успехом выполнять соответствующие функции. Респондентов просят указать его профессию, возраст, пол, социальный статус, ценностные ориентации, личностные характеристики. В сочетании с описанием качеств «идеального» политика можно исследовать существующий образ клиента, с тем чтобы затем сравнить обе символические структуры и выявить различия между ними. Именно в преодолении этих различий и состоит задача имиджмейкеров.
Исследования имиджа служат также разработке элементов имиджа — миссии, легенды, лица, имени и т.д. Задача имиджмейкера в
§ 3- Имидж, ориентированный на восприятие
этой ситуации сводится к раскрытию содержания такого образа-символа, которому потенциальный клиент или потребитель товара должен приписывать соответствующие положительные качества, отождествляющиеся в его сознании с продуктом деятельности фирмы. В процессе разработки имиджа должны быть найдены, во-первых, исходный набор позитивных качеств, формирующих в сознании реципиента положительный образ клиента, и, во-вторых, образы-объекты, ассоциирующиеся с этими позитивными качествами. Для разработки примерной схемы такой работы может быть использована существующая схема исследования образа марки (товара) [94, 198]. В частности, можно предложить следующие методы исследования:
1. Определение иерархии ценностных качеств, ожидаемых аудиторией от клиента, с помощью модифицированной методики Куна, требующей 10 ответов на вопрос: «Лидер, за которого Я проголосую, — каков он?»
2. Определение потенциального носителя этих качеств методом свободных ассоциаций, результатом которого является набор существительных, ассоциирующихся с данными свойствами.
3. Оценка методом семантического дифференциала того, насколько элементы набора символов, составляющих имидж клиента, наделены качествами, ожидаемыми потребителями от человека подобного статуса.
Результатом такой работы будет выбор нескольких имиджевых структур, обладающих нужными качествами в максимальной сте-I пени и пригодных к использованию в качестве имиджа.
Другая сторона работы имиджмейкера связана с клиентом.
Учитывая психологические механизмы формирования имиджа, связанные с научением, имиджмейкеры в работе с клиентом видят свою цель в обучении его психотехнологиям самоподачи в общении.
Для этого необходимо владеть рядом коммуникативных умений: общие саморепрезентационные, социально-перцептивные, экспрессивно-импрессивные и умением ситуативно-адекватного использования приемов и техник самоподачи.
Кроме того, при создании имиджа значимую роль играют факторы субъектности личности: мотивация гуманистической направленности, внутренний локус контроля, позитивная, гибкая открытая Я-концепция. Субъектность может быть понята как внутреннее условие самоподачи Я в общении [64, 438].
и*
Раздел II. Индивидуальный имидж
К важным индивидуально-психологическим основаниям реализации адекватной самоподачи ЯЕ. А. Петрова относит такие характеристики субъекта, как психосемиотическая компетентность и рефлексия семиотических компонентов собственной экспрессии [64, 439]. Психосемиотическая компетентность проявляется в интерпретации знаков общения. Она предполагает владение семантикой знаков общения не только в коммуникативной плоскости, но и в плоскости индикативного анализа, как показателя индивидуально-психологических и социальных качеств личности. Психосемиотическая рефлексия — это способность воспринимать порождаемый самим собой знак как бы со стороны (рефлексия первого порядка) и глазами другого человека (рефлексия второго порядка). Чем более развиты эти две способности, тем большего успеха достигает человек в предъявлении себя другим.
Профессиональная деятельность имиджмейкера основана на осведомленности об объективных предпосылках формирования имиджа клиента, она должна осуществляться с учетом внутренних условий и быть направленной на формирование психосемиотической компетентности, рефлексии клиента и коррекцию внешних технологий его самоподачи.
В целом успешность «вхождения» в имидж зависит от уровня коммуникативной грамотности (компетентности) субъекта.
В частности, одним из коммуникативных навыков является базовая эмпатия.
Базовое определение эмпатии имеется у К. Роджерса. Эмпатия, как ее определяет К. Роджерс, — это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. Самый глубокий уровень эмпатии — это «способ бытия» (way of the being), когда воспринимающий субъект «сливается» с воспринимаемым [185, 217]. Так, психотерапевт испытывает эмпати-ческое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Психотерапевт, центрированный на личности, испытывает к клиенту эмпатию. По Роджерсу, эмпатия показывает, что психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным, но никогда не переходя условие «как если бы» [185, 218]. Короче говоря, психотерапевт понимает. Он способен свободно переноситься в субъективный мир клиента, воспринимать так же, как воспринимает он, чувствовать так же, как чувствует он, переживать так же, как переживает он.
§ 3. Имидж, ориентированный на восприятие
Для этого, как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бессмысленно испытывать подобные чувства, если клиент не будет знать о них. Поэтому психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и действии, а клиент должен воспринимать это как отражение принятия и понимания психотерапевтом.
Существует и точка зрения на эмпатию как на навык коммуникации — способность сообщать о собственных переживаниях (эмоциональная эмпатия) и/или понимании собеседника, возникающего в результате ролевого отождествления с ним (эмпатия перевоплощения). При этом эмпатия представляет собой нечто большее, чем простое отражение, перефразирование. Существуют индивидуальные различия в степени выраженности способности к ролевому перевоплощению, имеющей центральное значение для эмпатии.
Технология базисной эмпатии предполагает умение трансформировать мое понимание опыта, поступков и чувств собеседника в отклик, с помощью которого Я выражаю это понимание. Для того чтобы отвечать эмпатически, нужно в процессе слушания собеседника задавать себе вопросы: каково главное сообщение собеседника, выражаемое в понятиях чувств, а также опыта и поступков, лежащих в основе этих чувств. Формула: «Вы чувствуете... потому что...» — составляет сердцевину технологии сообщения базисной эмпатии [76, 443].
Из символической природы имиджа вытекает и высокая значимость канала, используемого для передачи имиджеобразующей информации. Выбор этого канала определяется целым рядом факторов. Чтобы выбрать наиболее приемлемый канал, имиджмейкер должен ответить на следующие два вопроса:
♦ какой канал является наиболее подходящим для выражения наиболее значимой имиджеобразующей информации? Например, если клиент обладает выигрышной внешностью, то целесообразно шире использовать телевидение;
♦ какой канал обеспечивает наибольший охват целевой аудитории?
Поскольку аудиторию имиджа составляют социальные группы, то коммуникативные процессы, используемые при создании и изменении имиджа, являются ретиальными, т.е. такими процессами, при которых сигналы направлены множеству вероятных адресатов [16, 39]. Когда аудиторию имиджа составляют большие социальные группы, в качестве каналов передачи информации используются
■
Раздел П. Индивидуальный имидж
каналы массовой информации (телевидение, радио, пресса). Сравнивая массовую коммуникацию с межличностным общением, Н. Н. Богомолова указывает на следующие ее отличительные особенности:
1) опосредованность общения техническими средствами;
2) социальная направленность, проявляющаяся в том, что каждый конкретный акт массовой коммуникации — «это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей» [13, 3];
3) организованный (т.е. управляемый) и институциональный характер;
4) отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения, «отсроченная обратная связь»;
5) повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения;
6) однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей;
7) «коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» (выражающаяся в том, что коммуникатор выступает не столько от своего личного имени, сколько от имени группы, которую он представляет);
8) массовая, стихийная, разрозненная аудитория;
9) массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность обобщений;
10) преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений, выражающегося в том, что «окончательное мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть "лидерами мнений" [13, 5], а также под влиянием наблюдаемой реакции других представителей группы, к которой относит себя реципиент.
Все эти свойства являются прямыми или косвенными следствиями того, что массовая коммуникация является общением больших социальных групп. Выбор канала информации не может не влиять на знаковую систему. Например, «телевидение требует не столько мыслей, сколько удачной их подачи. Поэтому здесь играют роль шарм и обаятельность, которые были у Дж. Кеннеди и
§ 3. Имидж, ориентированный на восприятие
которых не было у Р. Никсона, по этой причине проигравшего теледебаты в 1962 г. В 1992 г. требования ток-шоу лучше выполняет Б. Клинтон, чем Дж. Буш» [69, 51].
Наконец, необходимо сказать несколько слов об общих психосемиотических требованиях к использованию символов в имиджах. Перечислим основные из этих требований.
Поскольку имидж рассматривается как символическая структура, вопрос о составе этой структуры может ставиться как в семантическом, так и в синтаксическом плане. Семантическая постановка вопроса предполагает те элементы, из которых состоит создаваемая данной символической структурой картина. К ним можно отнести свойства человека, задаваемые посредством категоризации (его принадлежность к социальной группе), индивидуальные отличия (особенности темперамента, характера, личности), идеи, убеждения, внешние физические характеристики, стиль одежды, отношение к моде, манеры и т.д. Синтаксические элементы имиджа — это символы, которые непосредственно воспринимаются реципиентом (аудиторией) имиджа и из которых складывается картина. К ним относятся поступки, речь, тембр голоса, воспринимаемые анатомо-физические характеристики, элементы одежды, прическа и т.д.
Перечислим еще некоторые общие принципы, которые необходимо учитывать при создании индивидуального имиджа, ориентированного на восприятие.
Прежде всего при создании индивидуального имиджа необходимо по возможности использовать позитивные символы, избегая негативных.
0. Ф. Потемкина среди позиций кандидатов различает позицию
«победителей» и позиции «проигравших». Позиций проигравших три,
а позиция победителей только одна. Эти позиции выражаются в от
ношении к себе и другим людям. Позиции проигравших (т.е. пози
ции, предполагающие использование негативной символики):
1. Когда кандидат считает себя «плохим» и других кандидатов, а то и избирателей, тоже «плохими». Он не видит ничего позитивного, он не объединяет и проигрывает. Человек, которого не научили видеть позитивного — не политик. Хотя иногда человек с имиджем «разрушителя» может стать проходным в той или иной общественно-политической ситуации.
2. Когда кандидат считает, что он «плохой», а другие хорошие. Это наиболее редко встречающаяся позиция при публичном
Раздел П. Индивидуальный имидж
высказывании, но когда кандидат остается наедине с самим собой, именно эта позиция проявляет себя с огромной силой и становится причиной неуравновешенности кандидата. 3. Когда кандидат считает, что он «хороший», а другие «плохие». Это наиболее распространенная позиция кандидатов, которая нарастала у Геннадия Зюганова по мере приближения президентских выборов, вплоть до изменения.
Что касается позиции победителей, то она только одна: умение ценить и любить себя и других. Именно эта позиция была блестяще отыграна Б. Ельциным. Даже отказ от дебатов с коммунистами прозвучал не персонально в адрес Зюганова, а к той «демагогии», которой уже все «наслышались». Позиция победителей — это не переход на личность, а обсуждение конкретных задач, дел, способов достижения целей [30, 42].
Вопросы к параграфу
1. Существуют ли какие-то общие установки, влияющие на восприятие индивидуального имиджа?
2. Перечислите факторы, существенные для восприятия имиджа человека («Big Five»), по Л. Гольдбергу. Могут ли они варьироваться и если да, то как?
3. Назовите наиболее общие принципы стратегии построения индивидуального имиджа.
4. В чем состоит различие «приспособительного» и «атакующего» имиджа? Какие требования применяются к этим видам имиджа?
5. Перечислите основные задачи, которые необходимо решить в процессе построения имиджа.
6. Какие еще дополнительные задачи вы можете назвать? Что дает их решение для индивидуального имиджа?
7. Что такое «репутационный менеджмент», в чем состоят его цель, стратегия, тактика, конкретные методики?
8. С какой целью используются наведенные (приписанные) имиджи?
9. Чем обусловливается значимость информационного канала для передачи имиджеобразующей информации?
10. Почему при создании индивидуального имиджа рекомендуется использовать главным образом символы с позитивными значениями?
11. Что такое психосемиотическая компетентность? Почему она необходима при создании индивидуального имиджа?
Раздел III
ГРУППОВОЙ,
КОРПОРАТИВНЫЙ
И ПРЕДМЕТНЫЙ ИМИДЖ
§ 1. Групповой имидж §2. Предметный имидж §3- Корпоративный имидж
В предыдущих главах мы исходили из того, что прообразом имиджа должен выступать обязательно человек. Именно на восприятии человека человеком основан социально-психологический механизм образования имиджа, именно эта предпосылка лежит в основе данного нами определения имиджа, обусловливает его необходимые атрибуты и характеристики, о которых до сих пор шла речь.
Между тем очень часто можно слышать, как слово «имидж» используется не только по отношению к людям. «Имидж фирмы», «имидж власти», «имидж журнала», «имидж сигарет» и т.д. — такие выражения давно и прочно вошли в обиход. Имеют ли они какой-то научный смысл или же их следует просто отбросить, как не имеющие никакого отношения к феномену имиджа, о котором здесь идет речь?
Если мы выберем второй путь, т.е. отмахнемся от существования тех реальных явлений, которые стоят за указанными выражениями, то поступим неправильно. Мы искусственно сузим область рассмотрения, и наше представление об имидже будет неполным. Тем более что в основе формирования и функционирования имиджа социальной группы, коллектива, организации, товара, идеи и других неодушевленных объектов лежат по сути дела те же механизмы, которые управляют индивидуальным имиджем человека.
В частности, важным условием социального восприятия является то, что в структуре объекта выявляется субъектный, личностный элемент, поскольку, как было показано, в основе социального познания лежат отношения между социальными группами, базирующиеся на механизмах категоризации. Поэтому в составе той символической структуры, которая выступает в социальном познании в функции имиджа той или иной социальной группы, политической партии, спортивной команды, фирмы, товара, города, страны или журнала, всегда найдутся элементы, поддерживающие восприятие этой организации или института как контрагента, характеризующегося такими признаками, как наличие воли
Раздел III. Групповой, корпоративный и предметный имидж =—-«=
(способности принимать и осуществлять решения); характера, проявляющегося в стиле поведения; способности воспринимать явления, вырабатывать их образы, так или иначе к ним относиться, а также испытывать эмоции. Иными словами, имидж группы, предметный имидж и имидж организации строятся во многом по тем же законам, что и индивидуальный имидж. Это становится возможным благодаря тому, что в формировании этих видов имиджа важную роль играет персонификация, т.е. представление абстрактной или неживой вещи в виде живого субъекта.
В этом разделе будут рассмотрены такие явления, как групповой имидж (имидж социальной группы), корпоративный имидж (имидж организации) и предметный имидж (имидж товара, услуги, культурного явления и т.д.).
§ 1. Групповой имидж
Групповым имиджем,или имиджем социальной группы, мы будем называть обобщенный образ социальной группы, разделяемый представителями другой социальной группы.
В качестве своих содержательных элементов групповой имидж включает представления о типичном представителе данной социальной группы, включая такие параметры личности, как темперамент, характер, личностные характеристики. На основе группового имиджа формируются ожидания относительно поведения представителей соответствующей группы, он во многом предопределяет оценку их поведения.
Как видим, групповой имидж содержит все основные составляющие индивидуального имиджа. Вот почему вполне правомерно по отношению к данному явлению использовать термин «имидж». В ходе экспериментальных исследований, проводимых в контексте развития теории самокатегоризации Тэджфела — Тернера, получены результаты, свидетельствующие о том, что стереотипные представления о социальных группах существенно влияют на субъективные оценки индивидов — представителей этих групп. Так, эксперименты, проводимые в 1991 г. М. Бирнэт и Е. Томпсон с использованием метода семантического дифференциала, показали, что восприятие и оценка отношений членов индивидуальных групп осуществляются по стандартам соответствующих категорий [112]. Например, мужчина получает более высокие баллы в стан-
§ 1. Групповой имидж
дартизированном сравнительном (соревновательном) тесте. Таким образом, групповой имидж выполняет роль контекста, в рамках которого происходит индивидуальное восприятие.
Механизм формирования группового имиджа имеет много общего с механизмом формирования языковых символов любых объектов вообще. Как пишет Э. Сепир, «мир опыта должен быть до крайности упрощен и обобщен для того, чтобы оказалось возможным построить инвентарь символов для всех наших восприятий вещей и отношений; и этот инвентарь должен быть налицо, чтобы мы могли выражать мысли. Элементы языка — символы, фиксирующие явления опыта, — должны, следовательно, ассоциироваться с целыми группами, определенными классами этих явлений, а не с единичными явлениями опыта. Лишь при этом условии возможно общение, ибо единичный опыт пребывает в индивидуальном сознании и, строго говоря, не может быть сообщен. Для его сообщения требуется отнесение его к определенному классу явлений, которые коллектив воспринимает как тождественные. Таким образом, единичное впечатление, полученное мною об определенном доме, должно быть отождествлено с моими прочими впечатлениями о нем. Далее, мое обобщенное воспоминание или мое "представление" этого дома должно быть слито с теми представлениями, которые составили о нем другие видевшие этот дом люди. Явление индивидуального опыта, с которого мы начали, таким образом расширяется, охватывая все возможные впечатления или образы, которые возникли или могут возникнуть о данном доме у мыслящих существ. Это первое упрощение опыта лежит в основе большого количества элементов речи, так называемых собственных имен, т.е. названий отдельных индивидов или предметов. Это и есть тот тип упрощения, который обусловливает и составляет предмет истории и искусства» [75, 34—35].
Иными словами, уже механизм образования общих имен и понятий, образующих наш естественный язык, включает в себя в качестве важнейшего своего элемента стереотипизацию. А именно, объединяя множество физически различных объектов, существующих в разных местах и разное время, в один класс и обозначая их одним именем-понятием («дом»), мы гиперболизируем действительно имеющееся между ними частичное сходство, доводя его до степени полного тождества. Затем, используя это общее имя для обозначения конкретного, единичного объекта, мы гиперболизируем степень проявленности в этом единичном объекте общих, сущностных свойств. «Мы должны, — пишет Э. Сепир, —