Шаблонные приемы,примитивные хитрости не только не имеют тактической действенности, но и раскрывают перед допрашиваемымлицом тактическую беспомощность следователя
Приемы психического воздействия на противодействующее лицо с цельюизменения его позиций и получения правдивых показаниймогут быть подразделены на следующие подгруппы:
• приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности допрашиваемого;
• приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;
• приемы осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;
• приемы, создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;
• приемы повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации.
§ 7. Приемы правомерного психического воздействия 407
Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации:
• постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу, снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи;
• актуализация интереса к обстоятельствам: а) входящим в предмет доказывания, б) содействующим обнаружению доказательств, в) необходимым для проверки и оценки доказательств, г) необходимым для достижения промежуточных целей расследования, д) тактически значимым для допроса других лиц;
• раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции и ситуации нерешительности допрашиваемого;
• раскрытие личностного смысла правдивых показаний;
• опора на положительные качества и личные заслуги допрашиваемого лица;
• оказание мнемической помощи: а) возбуждение ассоциа-
ий по смыслу, временной и пространственной смежности,
ходству и контрасту, б) привязка к личностно значимым обсто-
тельствам, разноплановый детализирующий допрос.
Психологические приемы допроса в ситуации противодействия:
• установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания ипонимания психического состояния допрашиваемого;
• использование оперативно-розыскных и экспертных данных: а) предъявление доказательств по возрастающей степени их значимости, б) использование фактора внезапности, в) временная маскировка цели допроса и имеющегося объема доказательств, создание у допрашиваемого представления о значительном объеме имеющихся доказательств, г) демонстрация осведомленное -тиследователя в деталях расследуемого события, д) предъявление доказательств, требующих детализации показаний;
• раскрытие противоречий в показаниях, предъявление опровергающих доказательств;
• опора на положительные качества допрашиваемого, использование антипатий к отдельным участникам преступления;
• постановка изобличающих косвенных вопросов, создание ситуаций, вызывающих проговорки.
Психологические приемы изобличения допрашиваемого во лжи:
• постановка вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически изобличающих причастность лица к расследуемому событию;
• использование приема «развертывания лжи»;
408 Глава 14. Психология допроса и очной ставки
• повторный детализирующий допрос по одним и тем же обстоятел ьствам;
• создание преувеличенного представления об осведомленности следователя;
• внезапная постановка ключевых вопросов, предъявление решающих доказательств;
• использование акцентуаций характера, слабых мест личности допрашиваемого;
• раскрытие личностного смысла дачи правдивых показаний;
• создание психически напряженных состояний на фоне пренебрежения другими участниками группового преступления интересами допрашиваемого.
Значительная возможность оказания правомерного психического воздействия заключается в системе предъявления доказательств.
Приведем некоторые правила эффективного предъявления доказательств:
1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки обвиняемого или подозреваемого;
2) изобличающие доказательства предъявлять в наиболее тактически целесообразных ситуациях, на фоне психического состояния релаксации (расслабления) или напряженности в зависимости от личностных особенностей допрашиваемого лица;
3) предъявлять доказательства, как правило, по их возрастающей значимости;
4) по каждому доказательству получить объяснение и фиксировать эти объяснения;
5) при признании ложности ранее данных показаний немедленно фиксировать новые показания и удостоверять их подписью допрашиваемого лица;
6) всемерно раскрывать криминалистическое значение
предъявляемых доказательств.
Статья 303 УК РФ. Фальсификация доказательств:«1. Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
§ 7. Приемы правомерного психического воздействия 409
2. Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитник ком —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
<->_________________________________________________________________
Одно из основных средств психического воздействия — вопрос следователя. Он содержит в себе направленность следственного поиска, передает другому лицу информационную направленность спрашивающего. Так, вопрос: «Сколько человек находилось в помещении?» — несет в себе сведения об информированности следователя о том, что в определенном месте, в опреде-I ленное время находились люди, причастные к преступлению. Этот вопрос допускает и мысль о том, что следователю, возмож-; но, известно и кто там находился.
В тактических целях вопрос можно поставить таким обра-! зом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает, и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросыследователя должны быть обоснованными,не носить характер ловушек (типа «где спрятаны вещи?», если не установлено, что вещи похищены данным лицом).
В тактических целях следователь широко использует противодействующие вопросы.
Противодействующие вопросыпарируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную вооруженность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести след-/ ствие в заблуждение.
Изобличающие вопросыиспользуются в ситуации противодействия следствию. Они связаны с изобличением ложности показаний.
Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Реорганизация его оборонительных действий поспеш-
Глава 14. Психология допроса и очной ставки
на, в ней обнаруживаются слабые места. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя.
Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим наследием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.
Действенный тактический прием изобличения виновного путем оказания на него правомерного психического воздействия — использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления психологически резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника после совершения преступления обусловлено фактором преступления, причинно связано с ним.
Куликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику, и др.
Позиция допрашиваемого лица, его причастность к расследуемому событию диагностируются и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:
• невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции — ждет, чтобы допрашивающий выложил все карты;
• невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами;
• виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;
• невиновный аргументирует свою невиновность общим социально-положительным стилем своего поведения, положительными личностными качествами; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами;
§ 7. Приемы правомерного психического воздействия 411
• невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых;
• виновный интересуется лишь возможным наказанием.
Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для определения тактических приемов расследования.
В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов.Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов ина трудные вопросы.
Действия следователя, предъявляемая им информация могут иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность ее трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получениеследователем таких сведений, которыемогут быть известны лишь участникурасследуемого события.
Успешность допроса зависит от превосходства рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью обвиняемого.
Позиция запирательства обвиняемого или подозреваемого не должна перерастать в межличностный конфликт между этими лицами и следователем. Владея эффективной тактикой расследования, используя имеющиеся доказательства, приемы правомерного психического воздействия, следователь изобличает виновного, а не конфликтует с ним.
В процессе допроса следователь сталкивается с различными индивидуальными проявлениями психологической зашиты и психического отчуждения.
Психологическая защита индивида— способ стабилизации личности в критических условиях конфликта, связанный с устранением или ослаблением чувства тревожности путем обесценивания предмета конфликта. При этом сфера сознания индивида ограждается от травмирующих воздействий путем либо конверсии(от лат. conversio — превращение), т. е. превращения ранее значимого явления в незначимое, либо регрессии,т. е. замены сложных задач более простыми, либо проекции— наделения другого человека недостойными, обесценивающими его качествами.
Глава 14. Психология допроса и очной ставки
Возникновение психологической защиты может быть значительным препятствием во взаимодействии следователя с допрашиваемым. Еще более сложные ситуации разрыва коммуникативного контакта могут возникнуть при психологическом отчуждении личности.
Отчужденность личности— это нарушение основного механизма ее социализации — идентификации, благодаря которой индивид осознает себя как часть социума. Он чувствует себя отверженным, потерянным, враждебным обществу. При этом доминирующим способом поведения становится негативизм— установка на глобальное несогласие с партнером общения, а часто и на отказ от общения. В ряде случаев отчужденность личности и связанная с этим дезидентификация, атрофия социальных чувств ведут к совершению преступления. Алкоголизм, хулиганство, жестокость, садизм коррелируют с отчужденностью личности.
Отчуждение личности связано с разрывом эмоциональных контактов с людьми, с всепоглощающим чувством одиночества. Многие правонарушители отчуждены от первичных социальных групп: семьи, трудового коллектива, друзей. При этом деформируется механизм социального общения индивида, механизм его сознания.
Отчуждение личности может быть связано с социальной дезадаптацией, неприспособленностью к социальной жизни. Эта неприспособленность является следствием, например, крайне низкой социальной культуры индивида и проявляется в виде бродяжничества, тунеядства, других видах преступного образа жизни. Но отчужденной личностью может быть и высокообразованный человек, сознательно отрицающий ценности, политическую систему, уклад жизни общества.
Отчужденность иногда является следствием временной психической подавленности личности — депрессии. При этом психические функции индивида затормаживаются, резко сужается его мотивационная сфера, возникает общая пассивность поведения. Очевидно, что это состояние крайне затрудняет получение показаний. Однако и здесь существуют известные оптимальные способы достижения взаимодействия. Учитывая, что допрашиваемый испытывает тоску, отчаяние, нередко мучительные страдания из-за непоправимых последствий совершенного деяния, следователь может показать перспективы социальной реабилитации данной личности.
§ 8. Психология допроса свидетелей
Продумывая тактику допроса, следователь должен учитывать, что отчуждение нередко связано с совершением преступления, которое может выступать как психотравмируюший фактор. Зона психической травмы бдительно охраняется индивидом. Все, что связано с преступлением, воспринимается болезненно, субъект стремится избежать каких-либо разговоров об этом. Поэтому вначале вопросы следователя должны быть связаны только с социально-положительными связями данной личности, с дорогими для данного лица воспоминаниями и т. д.
В процессе допроса поведение следователя постоянно корректируется в зависимости от динамики психического состояния допрашиваемого лица. При этом важно фиксировать, в связи с чем происходит смена его настроений (радость, разочарование, неудовлетворение, опасливость), изменения в способах коммуникации (дерзость, грубость, резкость, угодливость и т. п.). Необходимо учитывать как вербальную, так и паравер-бальную информацию
55. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ.
Исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
Ресоциализацияличности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Решение этой задачи связано с теоретической разработкой проблемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.
Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительными учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего нака-
§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии 511
зание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации.
Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:
• психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
• разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
• осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;
• разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
• всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;
• формирование социально-положительных жизненных перспектив.
В настоящее время в связи с членством России в Совете Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психоло-
Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius — покаянный) — исправленный через покаяние, внутреннее самоочищение.
512 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных
гия — наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности. Исправить через покаяние — таков основной постулат пенитенциарной психологии.
В правовой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующая цели исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления. Но может ли кара быть средством исправления?
Исправление преступника— сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состояния преступников состоит в том, что своему жуткому, мерзкому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.
Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей.
Пенитенциарное воздействие— воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.
Исправление провинившейся личности может быть достигнуто только через покаяние, чистосердечное самоосуждение — раскаяние, ее ценностную переориентацию, включение в сферу ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.