Задания к практическому занятию № 5

по теме «Особенности работы специалиста с разными группами участников ЭС. Стихийное массовое поведение

I. Для самостоятельной исследовательской работы рекомендуются следующие темы рефератов-докладов и проектов:

Назовите основные группы пострадавших в зависимости от приближенности к очагу экстремального воздействия, и степени эмоциональной вовлеченности в ЭС.

Охарактеризуйте психофизические особенности и специфику экстренной психологической помощи для основных групп пострадавших в ЭС.

3. Раскройте понятие «стихийное массовое поведение».

4. Перечислите психологические характеристики, описывающие поведение человека в толпе (в отличие от поведения в группе). Назовите факторы вероятного превращения организованной группы в толпу.

5. Назовите и опишите основные механизмы образования толпы.

6. Опишите процесс развертывания панической реакции.

7. Назовите способы борьбы с паникой.

II. С целью систематизации знаний и подготовки к экзамену рекомендуется ответить на вопросы теста.

III. Для успешного освоения темы рекомендуется:

а) ознакомиться с указанной литературой; б) знать содержание лекционного материала.

Тема 6. Отсроченные реакции на стресс

Отсроченные реакции на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Шоковая травма (понятие, симптомы). Клинические модели ПТСР. Симптомы и диагностические критерии ПТСР в МКБ-10, DSМ-IV. Продолжительность и глубина стадий формирования постстрессовых нарушений.

Методические рекомендации

Изучая данный раздел, рекомендуется сосредоточить свои усилия на усвоение сходства и различия таких явлений как «стресс», «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)». Следует выявить основные временные стадии развития ПТСР, выделенные В. Г. Ромеком и др. Нужно определить и изучить характеристики групп симптомов ПТСР, выделенных в МКБ-10. Необходимо раскрыть основное содержание критериев ПТСР по DSM-IV, а также сравнить диагностические критерии ОСР и ПТСР.

Рекомендуемая литература: [22], [28], [32], [35], [45].

Основные понятия по теме

Акцентуация – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии.

Анамнез – совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Аффективная сфера – чувственная сфера психики, отражающая отношение человека к окружающей среде, людям в форме переживаний.

Аффективное расстройство – любое психическое расстройство, связанное с нарушением настроения или эмоционального состояния (аффект).

Гомеостаз – саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором могут происходить нарушения памяти.

Диссоциативные симптом – это симптом, предполагающий соматическое заболевание, но возникающий при отсутствии соматической патологии и продуцируемый скорее подсознательно, чем умышленно.

Когнитивная модель – теоретическая точка зрения, указывающая на процесс и содержание мышления как на причины психологических проблем.

Когнитивная стратегия – ментальные процессы, направленные на переработку информации в целях обучения. Ориентированы на усвоение, хранение и извлечение информации из памяти.

Моторное возбуждение – насильственные автоматические движения вследствие непроизвольного сокращения мышц и состояния психомоторного возбуждения как крайне выраженного усиления психической и двигательной активности.

Научение – относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой.

Нейрофизиологическая регуляция мозга – изменения уровней бодрствования связаны с изменениями тонуса соответствующих нервных центров.

Нозологическая форма – определенная болезнь, которую выделяют как самостоятельную болезненную форму на основе установленной причины, особенностей развития, типичных внешних проявлений и характерного поражения органов и тканей.

Оглуше́ние(оглушённость, синдром оглушения сознания) – синдром нарушенногосознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и сонливостью.

Образ «Я» – это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Поведенческая стратегия – определенная последовательность мыслительных и поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели.

Просоночное состояние – замедленное или частичное пробуждение, которое распространяется на наиболее простые функции, а отделы коры, регулирующие сложные функции и поведение, остаются охваченными сонным торможением.

Психогенная амнезия – это состояние, при котором наблюдается внезапная утрата способности воспроизводить важную информацию относительно самого себя, уже имеющуюся в памяти.

Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).

Самобичевание – причинение себе нравственных страданий, раскаяние и обвинение самого себя.

Симптомокомплекс – это ряд симптомов, которые наблюдаются у больного в какой-то период времени.

Синдром четверохолмия – сочетание мозжечковой атаксии, птоза, паралитического мидриаза, расходящегося косоглазия, нарушения движения глаз вверх, односторонней или двусторонней центральной глухоты, иногда хореического гиперкинеза или атетоза, обусловленное поражением или сдавлением покрышки и крыши среднего мозга, чаще при опухолях шишковидного тела.

Фиксация на травме – закрепление жизненной установки на каком-то определенном отрезке или событии собственного прошлого, в силу чего настоящее и будущее остаются для человека в некоей степени чуждыми.

Флеш-бэки – невольное и непредсказуемое оживление травматического опыта через необычайно яркие воспоминания, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов, во время которых ветеранам кажется, что страшная реальность из прошлого вторгается в их настоящую жизнь.

Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Задание к практическому занятию № 6

по теме «Отсроченные реакции на стресс»

I. Для самостоятельной исследовательской работы рекомендуются следующие темы рефератов-докладов и проектов:

1. Сравнительная характеристика следующих явлений: стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

2. Основные временные стадии развития ПТСР (по В. Г. Ромеку и др.)

3. Симптомы ПТСР, выделенные в МКБ-10.

4. Основное содержание критериев ПТСР по DSM-IV.

5. Диагностические критерии ОСР и ПТСР. (Дайте сравнительную характеристику).

II. С целью систематизации знаний и подготовки к экзамену рекомендуется ответить на вопросы теста.

III. Для успешного освоения темы рекомендуется:

а) ознакомиться с указанной литературой; б) знать содержание лекционного материала.

Тема 7.Профилактика ПТСР и профессионального выгорания

Наши рекомендации