Модуль 12. типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
(3-й семестр)
МОДУЛЬ 1 «ДИСЦИПЛИНА „ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА”
И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»
Содержание понятия «менеджмент» и «управление». Менеджмент как самостоятельная область знаний, сочетающая в себе теорию, практику и искусство управления. Соотношение и взаимосвязь менеджмента и управления.
МОДУЛЬ 2 «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ, МОДЕЛЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА»
Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Эволюция менеджмента
в рамках различных общественно-экономических формаций.
Этапы и школы в истории менеджмента: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений
и поведенческих наук, количественная школа (школа науки управления).
Современные подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный.
Модели менеджмента: американская, японская, европейская, шведская, китайская и др. Их особенности и характерные черты.
Государственное регулирование экономики.
МОДУЛЬ 3 «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ И В СССР»
Развитие менеджмента в России в XVII веке. Управленческие реформы Петра I. Развитие управленческой мысли в XVIII веке (реформы Екатери-
ны II, их положительные моменты). Особенности управления экономикой России в XIX веке (преобразования Александра I, М. Сперанского, учреждения земства Александром II). Развитие менеджмента в XX веке до революции 1917 года.
Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX века. Военный коммунизм, новая экономическая политика. Новые аспекты управления экономикой в послевоенный период. Советская управленческая мысль в 30–50-е годы XX века. Переход к территориальному принципу управления народным хозяйством. Развитие советской управленческой мысли в 60-е годы XX века. Реформа 1965 г. Разработка проблем управления в 70–90-е годы XX века.
Управленческая сущность перестройки. Рыночное реформирование России. Правительственная программа перехода экономики на рыночные отношения. Программа «500 дней». Современные теории управления.
МОДУЛЬ 4 «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Законы управления: закон стоимости, закон пропорциональности, закон взаимосвязи экономических систем, закон единства целей, закон централизации и децентрализации, закон конкуренции, закон жизненного цикла и др.
Цели управления. Содержание, классификация.
Принципы управления: общие и частные.
МОДУЛЬ 5 «УЧЕТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ
НА ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ И ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»
Внутренняя среда организации. Факторы внутренней среды. Значение анализа внутренней среды. Внешняя среда организации. Факторы внешней среды косвенного воздействия. Факторы внешней среды прямого воздействия. Значение анализа внешней среды.
МОДУЛЬ 6 «ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА»
Основные функции менеджмента: планирования, организации, руководства (координации), мотивации, контроля. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Функции, выполняемые руководителями различных уровней управления. Понятие контроля, его основные типы. Процесс контроля, его этапы. Характеристики эффективного контроля.
МОДУЛЬ 7 «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ»
Понятие организационной структуры, сущность и общая характеристика организационных структур управления, требования, предъявляемые к организационной структуре, элементы структуры. Этапы в проектировании организационной структуры управления. Методы проектирования организационных структур управления. Типы организации по взаимодействию с внешней средой: механистический и организационный тип. Типы организаций по взаимодействию подразделений: линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, матричная, проектная. Типы организации по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуальная. Новое в типах организаций. Организационная структура АО.
Внутренние компоненты организационных структур (сложность, формализация, централизация) и их влияние на выбор конкретных управленческих структур.
Самоуправление в системе управления.
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
(4-й семестр)
МОДУЛЬ 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие и виды планирования. Этапы стратегического планирования. Способы планирования. Основные элементы и методы планирования. Стратегическое планирование: типы стратегий. Тактическое планирование: сущность, задачи, особенности. Типы текущих планов: функциональные, единовременные, стабильные.
МОДУЛЬ 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ»
Сущность понятия «организация». Объект, предмет и функции теории организации. Базовые признаки феномена организации. Иерархия — универсальный принцип построения организационных систем. Свойства иерархии.
Общее и особенное в соотношении понятий «организация» и «система».
Функциональность как основное свойство организации. Описание организации как объекта управления.
Основные признаки организации. Проблема выделения аспектов организации и установление их значимости. Структурный, динамический, регуляционный и информационный аспекты организации систем.
Использование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации.
Понятия: оргсистема, оргструктура, оргмеханизм.
Об основных свойствах организационных систем как целостного образования: способность к саморазвитию, иерархичность, неаддитивность, эмерджентность, релевантность.
Об основных свойствах организационных систем по взаимоотношению с внешней средой: адаптивность, устойчивость. Динамическое равновесие как характеристика устойчивости. Дифференциация и лабильность как средства обеспечения устойчивости. Маневренность и гибкость как составляющие адаптивности.
О специфических свойствах организационных систем: целенаправленность, управляемость, самоорганизация.
Функция «организация» и организационная деятельность менеджмента.
МОДУЛЬ 3 «КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ (СОЦИАЛЬНАЯ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ДР.)»
Классификация организационных систем по признаку иерархии уровней сложности (классификация К. Боулдинга).
Организационно-правовые формы организаций. Организационно-экономические формы организаций.
Размеры организации. Отнесение организаций к секторам экономики.
Классификация организаций по различным критериям.
Определение социальной системы. Структура социальной системы.
Основные уровни социальной системы.
Основные компоненты социальных систем. Эволюция в социально-экономических системах и ее отличие от эволюции природных систем. Общие системообразующие факторы социальных систем.
Основные характеристики бюрократической организации. Бюрократический кризис организации. Социальная функция бюрократии. Основные подходы к демократизации организации: технократический, рыночный, стратегический.
Понятие хозяйственной организации. Основные особенности хозяйственной организации. Описание хозяйственной организации с позиций общесистемных свойств и признаков. Элементы хозяйственной организации. Понятие потенциала хозяйственной организации.
МОДУЛЬ 4 «ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ИСТОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Закон и закономерность как общенаучные категории. Общие законы организации и характер их проявлений. Закон синергии - один из основных законов организации. Закон единства анализа-синтеза. Закон компенсационных деформаций. Закон информированности — упорядоченности.
Законы статики организации: закон соответствия внешней среде, закон пропорциональности, закон композиции, закон наименьших, закон самосохранения.
Законы динамики организации: закон онтогенеза, закон непрерывности совершенствования, закон инерции, закон неравномерного развития частей.
Взаимодействие законов организации в природе и в обществе.
Категория «принцип» в теории управления. Общие принципы организации систем: принципы совместимости, актуализации функций, сосредоточения функций, нейтрализации дисфункций, лабилизации.
Принципы формы: принципы необходимого разнообразия оргструктуры, адекватности организационной формы хозяйствования всему многообразию условий функционирования, замкнутости общего контура системы управления, рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении, экономичности организационной структуры.
Структурно-функциональные принципы организации: принципы органической целостности объекта и субъекта управления, соответствия цели элемента и выделенных для ее реализации ресурсов, соответствия элементов и функций друг другу, рационального сочетания специализации и универсализации элементов оргструктуры, принцип структурной гибкости, принцип структурного обеспечения преемственности видов управленческой деятельности.
Принципы развития: принципы неизбежности организационных изменений, принцип направленности организационных преобразований, принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов, принцип комплексности организационных нововведений, принцип участия персонала в процессе организационных преобразований.
МОДУЛЬ 5 «СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ, САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ»
Функциональные модели управления. Функции управления и их место среди основных категорий науки управления.
Подходы к определению функций. Список функций по Анри Файолю. Список функций по Обер-Крие. Американский список функций.
Основные и дополнительные функции. Подходы к определению функций в бизнес-инжиниринге.
Проектирование функциональной модели: основные этапы.
Естественно-научные начала менеджмента и синергетики. Синергетическая концепция самоорганизации. Общая характеристика процесса самоорганизации. Самоорганизация как источник порядка и развития систем.
Отличия и сходства социальной и биологической эволюций. Взаимодействие самоорганизации и организации в социальной эволюции.
Жизненный цикл организации.
Уровни развития организации.
МОДУЛЬ 6 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОМПАНИИ»
Методы построения организационных структур управления. Метод структуризации целей. Экспертно-аналитический (прецедентный) метод. Метод организационного моделирования (эвристический). Проблемный подход к построению организационных структур. Программно-целевой метод.
Определение целей задач и этапов проектирования. Матрицы организационных проекций.
Факторы, влияющие на эффективность организационной структуры управления.
Организация разработки Положения об организационной структуре.
Организационная патология и ее основные характеристики.
Понятие о диагностике организационных систем. Методы анализа в проектах реструктуризации управления: организационный анализ, управленческий анализ, применений референтных моделей.
Организационная перестройка: сущность и цели. Основные направления совершенствования организационной структуры управления. Жизненный цикл организационного совершенствования.
Общие сведения о реинжиниринге бизнес-процессов.
МОДУЛЬ 7 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
Основные подходы к оценке эффективности организационной структуры управления.
Показатели, характеризующие эффективность механизма управления по предприятию в целом. Показатели эффективности состава системы и структуры связей. Показатели, характеризующие эффективность механизма управления основных структурных блоков.
МОДУЛЬ 8 «ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ»
Природные свойства индивида. Темперамент, понятие и виды. Характер как совокупность устойчивых психологических свойств личности. Пирамида потребностей. Самооценка личности.
Социальные установки и стереотипы поведения.
Социализация личности. Формирование индивидуальности. Понятие, признаки и классификация коллективов. Этапы формирования коллектива. Типы сотрудников. Психологические профили исполнителей. Особенности творческой личности
Индикатор типов личности Майерс-Бригса (MBTI) для решения проблемы трудоустройства.
Возникновение теории поведения человека. Обычаи и нравы. Привычки и традиции. Обряды и ритуалы.
Античные мыслители — первые теоретики поведения: Сократ, Платон, Аристотель. Становление теории поведения человека в средние века.
Развитие теории поведения в конце XIX – начале XX века. Функциональная, ролевая и социальная теории поведения руководителя.
Новейшие исследования в области организационного поведения.
МОДУЛЬ 9 «ГРУППА. ГРУППОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ»
Понятие группы. Классификация групп. Групповая динамика. Социальная группа, условия ее формирования и признаки. Классификация малых групп.
Факторы, определяющие положение индивида в группе. Групповая совместимость. Тревожность, фрустрация и конфликты как отрицательное взаимодействие в группе. Общие цели группы и цели поведения личности. Социальная структура группы.
Межличностные отношения в группе. Социометрия. Малая группа, ее внешняя и внутренняя структура. Пирамидальная, случайная, открытая и синхронная группа.
Основные социальные роли в коллективе. Взаимодействие личности и коллектива. Конформизм и авторитет. Эффективность работы группы. Социально-психологические методы руководства коллективом. Прямые и косвенные способы.
Понятие и виды коммуникации. Формальная и неформальная коммуникация. Функции и элементы процесса коммуникации. Вербальные и невербальные источники информации.
Модель коммуникации. Основные аспекты успешности коммуникации. Личностное и ролевое восприятие участников межличностной коммуникации.
Коммуникационные сети. Централизованные и децентрализованные; формальные и неформальные. Этапы процесса обмена информацией. Выбор канала коммуникации.
Сигнальный комплекс в восприятии человека. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактика и виды общения. Трансактный анализ общения.
Барьеры эффективной коммуникации. Невербальная межкультурная коммуникация. Субкультура и коммуникация.
МОДУЛЬ 10 «ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО»
Карьера профессиональная и внутриорганизационная.
Этапы карьеры менеджера и реализуемые потребности. Фактические и плановые модели карьеры. Система служебно-профессионального продвижения персонала.
Работа с кадровым резервом. Критерии подбора кандидатов в резерв. Основные этапы формирования резерва кадров. Стажировка кадров. Персональное развитие в период адаптации.
Управление обучением персонала. Подготовка и переподготовка персонала. Организация переподготовки кадров. Повышение квалификации персонала. Типовые варианты повышения квалификации.
Планирование персональной карьеры. Возрастные особенности. Факторы формирования деловой карьеры. Методы персонального развития. Самопрезентация.
Эмоциональный, деловой и информационный компоненты лидерства. Формальный и неформальный лидер. Функции лидера. Инструментальный и эмоциональный лидер. Психологические качества лидера.
Теории лидерства и стили управления. Поведенческий и ситуационный подход в теориях лидерства.
Власть лидера и руководителя. Формы проявления власти. Сравнение лидерства и власти. Основы и источники власти. Тактика власти.
Роли руководителя. Автократично-либеральный континуум стиля руководства. Ситуативная модель поведения руководителя.
Партисипативный стиль управления, его характерные черты. Новейшие подходы к проблеме лидерства. Атрибутивная теория лидерства. Теория харизматического лидера. Транзакционное и трансформационное лидерство
Типы поведения руководителя в конфликтных ситуациях.
Авторитет руководителя как критерий эффективности руководства. Формальный, функциональный и моральный авторитет.
Психологические и экономические критерии оценки эффективности руководства.
МОДУЛЬ 11 «АНАЛИЗ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ»
Организация как сеть субъединиц. Основные блоки теоретического построения организационной модели: структура и культура организации.
Модель систем и модель участвующих сторон.
Основные типы отношений в организации. Концепция организационной поведенческой культуры. Формализованные и персонифицированные управленческие отношения. Модели управленческих ориентаций руководителя.
Роль командной работы в организации. Понятие команды.
Типы команд в зависимости от поставленных целей, рода деятельности, эффективности взаимодействия членов группы.
Определение потребности в командной работе. Трехуровневая модель командообразования. Формирование команды. Модель развития команды. Исследование эффективности групп и команд.
МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Понятие конфликта. Виды конфликтов в зависимости от причины возникновения, от степени вовлеченности в них сотрудников, от источников.
Конструктивный и деструктивный конфликт. Реалистические и нереалистические конфликты. Границы конфликта. Критерии конфликта.
Социально-психологическая основа конфликта. Предмет конфликта. Функции конфликта. Основные причины конфликтов в организациях.
Модель конфликта и стадии его развития.
Алгоритм разрешения конфликта. Пути достижения компромисса в конфликте. Причины возникновения конфликтов с руководителем. Конфликты власти и безвластия. Приемы предотвращения и создания конфликта. Правила поведения в конфликте.
Стресс, понятие и причины формирования. Механизм стресса. Способы борьбы со стрессом.
МОДУЛЬ 13 «ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Целевая организация поведения работников. Матрица разработки и формулирования целей фирмы. Разработка оптимистичного, пессимистичного и реалистичного сценария развития фирмы.
Изменения, ориентированные на текущую оперативную работу и на перспективу. Стратегии организационных изменений
Управление нововведениями в организации. Типология нововведений. Формирование психологического барьера нововведений в активной, пассивной и крайней форме. Причины возникновения психологических барьеров.
Матрица инновационной организации управления. Противоречия инновационного процесса. Инновационные управленческие коммуникации
Понятие организационной культуры.
Концепции организационной культуры: рационально-прагматическая и феноменологическая. Функции организационной культуры. Практические задачи организационной культуры, методы их решения.
Характеристики организационной культуры.
Типология организационной культуры. Основные типы организационной культуры: культура личности, центристская, формализованная, инновационная и корпоративная культура. Формирование организационной культуры.
Национальная культура организационного поведения. Модели исследования национального в организационной культуре. Страны индивидуальной, коллективной культуры, умеренной индивидуальности. Деловое поведение в международном бизнесе.