Тема для обсуждения: Психологические особенности деятельности следователя
Время 2 часа.
Учебные вопросы:
1. Психологические особенности деятельности следователя.
2. Профессиограмма следователя.
Задание на самоподготовку:
1. Изучить раздел «Личность юриста и юридическая деятельность».
2. Подготовить сообщения на темы:
· Следственно-поисковая деятельность в информационно-дефицитных ситуациях.
· Особенности и условия труда следователя.
· Сущность удостоверительной деятельности.
· Формирование и развитие организаторских качеств и умений следователя в профессиональной деятельности.
· Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные задачи психологии юридического труда?
2. Что вы понимаете под понятием «этика правоприменительной деятельности»?
3. Что включает в себя структура профессиограммы следователя?
4. Какие общие и специальные качества составляют социальную деятельность следователя?
5. В чем суть коммуникативной деятельности?
6. Каковы особенности удостоверительной деятельности?
7. Развитие каких качеств требует следственно-поисковая деятельность?
8. Чем характеризуется организационная деятельность следователя?
9. Какова роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда?
10. Что вам известно о профессиограммах судьи, нотариуса, юрисконсульта и в чем их особенность?
Методические рекомендации:
При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на то, что основной задачей психологии юридического труда является выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и т.д. Системный же подход позволяет определить взаимосвязь между личностными качествами в структуре личности, и выделить среди них наиболее значимые для следственной работы. Кроме того, системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.
Овладение профессией следователя требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта и целого ряда профессиональных навыков и умений, учитывающих то, что этот вид деятельности в первую очередь связан с нормами права.
Важно понимать, что в профессиональном плане деятельность следователя характеризуется:
· процессуальной регламентацией средств и сроков следствия;
· высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;
· наличием властных полномочий;
· активностью в преодолении возможного противодействия заинтересованных лиц;
· высокой ответственностью за принимаемые решения;
· оперативностью и целенаправленностью следственных действий;
· познавательно-поисковой, удостоверительной, социальной, коммуникативной и организационно-управленческой направленностью;
· высокой эмоциональной напряженностью.
Подготовка к следующему вопросу требует понимания того, что профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархию, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимосвязи и во взаимозависимости.
Каждая из сторон профессиограммы отражает определенный цикл профессиональной деятельности, а также реализацию личностных качеств, навыков и умений, знаний, обеспечивающих профессиональный успех в деятельности следователя.
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Особое значение поисковая сторона деятельности имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации, которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления. Эффективность процесса сбора доказательной информации зависит в значительной степени от знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, и от его индивидуального информационного запаса.
Следующий уровень - коммуникативная сторона следственной деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую информацию для раскрытия преступления путем общения с разными людьми. Это специфическая сторона деятельности, заключающаяся в общении в условиях правового регулирования, что накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями, придавая особый оттенок общению. Это, в свою очередь, требует от следователя специальных знаний в области психологии общения, и профессионального мастерства установления психологического контакта с различными категориями граждан.
Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности следователя преобразуется в предусмотренную законом форму (протокол, постановление и т.д.). Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
В своей профессиональной деятельности следователь выступает как организатор расследования. Организационно-управленческая сторона следственной деятельности состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач, в организации совместной работы с различными должностными лицами, правоохранительными органами и другими сторонами в уголовном процессе, а также в волевом самоконтроле эмоционального состояния.
Реконструктивная сторона деятельности следователя - это, по сути, блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя, что позволяет ему выдвигать гипотезы, версии и разрабатывать планы расследования.
Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступностью, в том числе как правовой пропагандист и участник превентивных действий в работе с населением, перевоспитании осужденных и т.д.
Литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2008.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.
4. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990.
5. Королюк Н.И. Психологическая саморегуляция сотрудников ОВД. – М., 1997.
6. Краткий психологический словарь. М., 2006.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2008.
9. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел /Под ред. М.И.Марьина. – М., 2002.
10. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях /Под ред. В.М.Бурыкина. – М., 2004.
11. Прикладная юридическая психология Под ред. Столяренко А.М. М., 2001.