Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых
Для решения профессиональных задач психологами используется ряд методов, образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге – и психологическое сопровождение процесса личностного и психического развития учащихся.
Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучаемых в ситуациях учебного взаимодействия.
Научным основанием технологии психологического сопровождения учащихся являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека. Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим и физическим развитием ребенка. Развитие психики, отмечал С.Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность.Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд). Ведущим типом деятельностиназывается такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов.
Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством.Поэтому общение со взрослыми – необходимое условие психического и личностного развития ребенка. Ведущим типом общенияназывается такой тип общения, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется собственно коммуникативная деятельность.
В дальнейшем все большую роль начинает играть общение со сверстниками, основная функция которого связана с формированием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе.
Общение в школьном возрасте является важным условием развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи с возникающими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения.
Таким образом, потребность в общении – одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число. Развитие детей происходит во многих видах деятельности и общения. Поэтому правильнее говорить о системе взаимосвязанных ведущих видов деятельности и общения, образующих определенную последовательность в процессе возрастного развития человека (эмоционально-непосредственное общение, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебно-познавательная деятельность, профессионально-личностное общение, морально-личностное общение).
Для понимания сущности психологического сопровождения учащихся важным является положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. «Процессыразвития, – писал Л.С. Выготский, – не совпадают с процессом обучения... процессы развития идут вслед за процессамиобучения, создающего зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С., 1983, т. 3, с. 451).
Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на «зону ближайшего развития» – на «завтрашний день».
«Зона ближайшего развития» определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами «зоны ближайшего развития» и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь «натаскать» ребенка на выполнение подобных заданий или действий. «Зона ближайшего развития», демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов,имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем «зона актуального развития», показывающая лишь то, что ребенок уже может [1, С. 25-26].
Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологической теории, но и для педагогической практики. С.Л. Рубинштейн справедливо отмечает, что каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию развития, точно так же каждая концепция психического развития заключает в себе и определенную теорию обучения.
Очевидно, что процесс индивидуального развития определяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития учение представляет собой субъективную деятельность, в результате которой общественно значимое содержание знаний, единое для детей определенного возраста, превращается в личностное достояние каждого. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.
Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, является важным фактором полноценного личностного и психического развития. И эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.
С представлением о психическом развитии детей связано понятие возраста – качественно своеобразного периода физического, психологического или поведенческого развития, характеризующегося присущими только ему особенностями. Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.
Тот или иной возрастной период сензитивен (то есть наиболее восприимчив) к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. Возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в той или иной мере вытеснять друг друга, ослабевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности.
Динамика психического развития предполагает смену периодов относительно стабильного, равномерного развития (литические периоды) периодами критическими. Согласно теориикритических периодов детского развития (Л.С. Выготский) каждый переходный или критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой лежит, с одной стороны, изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции». Все переходные периоды (другие названия – критический, переломный) имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от одного периода к другому выделяются своеобразные «кризисы» развития, содержание которых существенно отличается от особенностей развития в стабильные периоды. Переходные периоды – очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.
Наиболее ярко и содержательно своеобразные особенности этих периодов описаны П.П. Блонским и Л.С. Выготским. Причем П.П. Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих перемен. Л.С. Выготский прежде всего подчеркивал, что переходный период – это возраст, характеризующийся отмиранием старого и появлением психологических новообразований. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого переходного возраста.
Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. «В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л.С.). Понимание сущности и знания содержательной характеристики переходных периодов помогает создавать предпосылки для правильного учета психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на разных его этапах.
Обратим внимание на еще один важный момент возрастного развития. Особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены половым созреванием, когда у мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола – «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Поэтому задача развития личности ребенка в соответствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психического пола, с другой – системы отношений с лицами противоположного пола.
Однако сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Под индивидуальными особенностями личности в психологии понимают такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств.
Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.