Теоретическое обоснование содержания и методов психологического сопровождения обучаемых

Для решения профессиональных задач психологами используется ряд методов, образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге – и психологическое сопровождение процесса личностного и психического развития учащихся.

Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучаемых в ситуациях учебного взаимодействия.

Научным основанием технологии психологического сопровождения учащихся являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека. Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психоло­гическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим и физическим развитием ре­бенка. Развитие психики, отмечал С.Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как измене­ние, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющим­ся новообразованиям.

Основным условием психического развития ребенка яв­ляется его собственная деятельность.Именно в активной мотивированной дея­тельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психи­ческих процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд). Ведущим типом деятельностиназывается такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов.

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством.Поэтому общение со взрослыми – необходимое условие психического и личност­ного развития ребенка. Ведущим типом общенияназывается такой тип общения, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. Общение со взрослыми выполняет специфические функ­ции в процессе формирования личности на каждом возраст­ном этапе. На первоначальных стадиях возрастного разви­тия функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предмет­ным миром. В общении со взрослыми формируются по­требность общения с другими людьми, эмоциональное от­ношение к ним, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется собственно коммуникативная дея­тельность.

В дальнейшем все большую роль начинает играть общение со сверстниками, основная функция которого связана с формиро­ванием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе.

Общение в школьном возрасте является важным условием развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи с возникаю­щими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения.

Таким образом, потребность в общении – одна из ос­новных социальных потребностей человека, она рано воз­никает и постепенно развивается. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число. Развитие детей происходит во многих видах деятельности и общения. Поэтому правильнее говорить о системе взаимосвязанных ведущих видов деятельности и общения, образующих определенную последовательность в процессе возрастного развития человека (эмоционально-непосредственное общение, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебно-познавательная деятельность, профессионально-личностное общение, морально-личностное общение).

Для понимания сущности психологического сопровождения учащихся важным является положение о ведущей роли обу­чения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. «Процес­сыразвития, – писал Л.С. Выготский, – не совпадают с процессом обучения... процессы развития идут вслед за про­цессамиобучения, создающего зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С., 1983, т. 3, с. 451).

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на «зону ближайшего развития» – на «завтрашний день».

«Зона ближайшего развития» определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться само­стоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот сле­дующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами «зоны ближайшего развития» и никакого разви­вающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь «натаскать» ребенка на выполнение подобных зада­ний или действий. «Зона ближайшего развития», демонстри­руя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов,имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем «зона актуального разви­тия», показывающая лишь то, что ребенок уже может [1, С. 25-26].

Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологичес­кой теории, но и для педагогической практики. С.Л. Ру­бинштейн справедливо отмечает, что каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию раз­вития, точно так же каждая концепция психического раз­вития заключает в себе и определенную теорию обучения.

Очевидно, что процесс индивидуального развития оп­ределяется как созреванием структур высшей нервной дея­тельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития учение представляет собой субъектив­ную деятельность, в результате которой общественно зна­чимое содержание знаний, единое для детей определенно­го возраста, превращается в личностное достояние каждо­го. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, является важным фактором полноценного личностного и психического развития. И эффективность образования, а следовательно, и психи­ческого развития зависит от того, насколько средства, содер­жание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.

С представлением о психическом развитии детей связано понятие возраста – качественно своеобразного периода физического, психологического или поведенческого развития, характеризующегося присущими только ему особенностями. Л.С. Выготский рассматривал возраст как относитель­но замкнутый период развития, значение которого опреде­ляется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности сущест­вуют как наиболее типичные, наиболее характерные об­щие особенности возраста, указывающие на общее направ­ление развития.

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста един­ственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического разви­тия на протяжении соответствующего возрастного перио­да, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие спе­цифических для данного этапа тенденций развития. Ины­ми словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему осо­бенностями, а различным на каждом возрастном этапе стро­ением его личности.

Тот или иной возрастной период сензитивен (то есть наиболее восприимчив) к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. Возникающие в годы детст­ва повышенные возможности развития в тех или иных на­правлениях временны, преходящи (возрастные предпосыл­ки могут в той или иной мере вытеснять друг друга, осла­бевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности.

Динамика психического развития предполагает смену периодов относительно стабильного, равномерного развития (литические периоды) периодами критическими. Согласно теориикритических периодов детского развития (Л.С. Выготский) каждый переходный или критичес­кий период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой лежит, с одной стороны, изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – измене­ние его «внутренней позиции». Все переходные периоды (другие названия – критический, переломный) имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от одного периода к другому выделяются своеобразные «кризисы» развития, со­держание которых существенно отличается от особеннос­тей развития в стабильные периоды. Переходные периоды – очень ответственные этапы воз­растного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразо­вания предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.

Наиболее ярко и содержательно своеобразные особен­ности этих периодов описаны П.П. Блонским и Л.С. Выготским. Причем П.П. Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих пере­мен. Л.С. Выготский прежде всего подчеркивал, что пере­ходный период – это возраст, характеризующийся отмира­нием старого и появлением психологических новообразований. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого переходного возраста.

Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. «В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспе­вает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л.С.). Понимание сущности и знания содержательной характеристики переходных периодов помо­гает создавать предпосылки для правильного учета психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на разных его этапах.

Обратим внимание на еще один важный момент воз­растного развития. Особенности и сложности психическо­го и личностного развития в подростковом и раннем юно­шеском возрасте во многом обусловлены половым созреванием, когда у мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференци­рован­ная взрослость определенного пола – «внутренняя пози­ция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Поэтому задача развития лич­ности ребенка в соответствии с его полом включает форми­рование, с одной стороны, психического пола, с другой – системы отношений с лицами противоположного пола.

Однако сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Под индивидуальными особенностями личности в психологии понимают такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная сре­да, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств.

Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по «возраст­ной лестнице» первостепенное значение имеет проблема вза­имосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.

Наши рекомендации