Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

- пометьте соответствующими порядковыми номерами ветки карты.

Таким образом, КМ помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.

Вернемся еще раз к правилам ее создания. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого КМ и были придуманы.

Упражнения из блока «Что было бы, если бы…» (лучше позитивные варианты!!!)

Составление КМ можно назвать визуализацией мышления.

Упражнение «плюс-минус»

Как вспомнить то, что забыли?

Сделать заготовку многоуровневой КМ, и начать ее заполнять с периферии, с ассоциаций, которые касаются забытой информации. Так, заполняя карту и двигаясь к центру можно вспомнить.

Как для себя прояснить отношения с кем-то?

Если есть с кем-то «мутные отношения» (подсознательное «что-то не так»), то можно использовать КМ для анализа этих отношений, прояснения их. В этом случае КМ будет работать как специалист-психолог.

На заготовке КМ надо быстро, не задумываясь (главное – без логики!), записывать образы-ассоциации, которые связаны с отношениями с данным человеком, образ которого ставим в центр КМ.

Упражнение «Моя карта отношений с…»

Области применения КМ:

Областей применения КМ бесконечное множество. Назовем некоторые из них, проверенные практикой:

Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru Обучение
  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru Запоминание
  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru Презентации
  • вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru Планирование
  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru Мозговой штурм
  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.
Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru Принятие решений
  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение.

Пример: «Мозговой штурм с использованием КМ»

Разберем основные этапы, как можно провести мозговой штурм в виде КМ.

Этап 1-й: Выбор темы

На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать участникам мозгового штурма. В терминах КМ – мы создаем центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели… Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно на ту задачу, которую хотим решить.

Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака

В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно наблюдаем обратный эффект – из-за наличия большого числа людей, кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность только мешает.

Поэтому, лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде КМ.

  • По традиции – вначале «извержение идей»: все, что приходит в голову, набрасываем на черновике.
  • Потом уже переписываем на чистовой вариант.

Этап 3-й: Составление коллективной КМ

Участники мозгового штурма собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую КМ.

Самое главное на этом этапе:

  • Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда
  • Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.

Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать…

Этап 4-й: Инкубация (подсознательная работа мозга)

Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому участники мозгового штурма отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают… А в это время их бессознательное будет потихоньку работать…

Этап 5-й: Вторая редакция

Повторяем этапы 2 и 3.

На этом этапе каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: и свою первоначальную карту, и карты других участников, и общую карту, и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».

И теперь участник мозгового штурма на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.

Затем опять создается общая карта, объединяющая всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.

Этап 6: Анализ и принятие решения

Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу, принимающему решение, или еще как-то.

Но как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде КМ,

  • то с ними гораздо удобнее работать,
  • ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения,
  • легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и продуктивным).

Пример: «Принятие решения в случае выбора (дилеммы) с помощью КМ»

КМ помогают более взвешенно принять решение в случае дилеммы: «покупать – не покупать», «ехать – не ехать», «менять работу – не менять»…

Это – способ принятия решения из 2-х и более вариантов.

  • КМ позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.
  • Это – глобальный обзор вопроса.
  • При этом происходит структурирование информации из разных источников.
  • Проявляются нюансы отношений.
  • Активизация ассоциативного мышления позволяет включить в рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены при традиционном анализе.
  • Использование цветов и образов активизирует интуицию и др.

Т.е. логика (рациональное начало) задает рамки (что уже знаем), а ассоциации (иррациональное начало) дает широту, новый взгляд и горизонты, перспективы.

Как рисовать такую КМ:

1. Как обычно: в центре яркий образ, символизирующий дилемму.

2. Запускаете поток ассоциаций, которые возникают в связи с этой дилеммой. Заполняете карту не последовательно, а по мере появления той или иной мысли. Все, что относится к одной альтернативе, рисуете одним цветом; все, что относится к другой альтернативе, – другим.

3. Не забывайте активно использовать картинки и символы!

Например: кусочек карты при принятии решения, на чем ехать отдыхать: на самолете или на автобусе.

Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - student2.ru

Как осуществить выбор:

1. Решение, рождаемое в ходе самого процесса

Во многих случаях сам процесс составления КМ приводит человека к требуемому решению.

2. Метод присвоения числовых весов

Каждому ключевому слову присваивается вес, выражаемый от 1 до 100 (со знаком «+», если этот параметр в пользу этого выбора, и со знаком «–», если против). После этого производится подсчет баллов в каждом выборе.

Выбор 1= +10-10+10-10= 0

Выбор 2= +80-60+0+10=+30

Выигрывает выбор с наибольшей суммой баллов.

3. Интуиция

Еще раз посмотреть на карту. Закрыть глаза. Мысленно один выбор положить на одну руку, другой выбор – на другую. И позволить своему телу, своей интуиции принять решение (подсказка бессознательного выразится в том, что одна из рук окажется тяжелее).

4. Инкубация

Отложить решение. Заняться чем-либо другим (лечь поспать). Иногда требуется некоторое время на то, чтобы решение созрело.

5. Воля случая

Если решение все еще не принято, и вес альтернатив оказался одинаковым, то в таком случае любой из двух возможных выборов является равноценным, и вы можете просто бросить монетку. Во время подбрасывания монетки все равно внимательно прислушивайтесь к собственным эмоциям. Если выпал «орел» или же «решка», и вашей первой реакцией было разочарование или облегчение, вы сможете оценить свое истинное отношение к рассматриваемому выбору и уже на основании этого принимать то или иное решение.

Упражнение «КМ – выбор»

Наши рекомендации