Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.
- пометьте соответствующими порядковыми номерами ветки карты.
Таким образом, КМ помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.
Вернемся еще раз к правилам ее создания. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого КМ и были придуманы.
Упражнения из блока «Что было бы, если бы…» (лучше позитивные варианты!!!)
Составление КМ можно назвать визуализацией мышления.
Упражнение «плюс-минус»
Как вспомнить то, что забыли?
Сделать заготовку многоуровневой КМ, и начать ее заполнять с периферии, с ассоциаций, которые касаются забытой информации. Так, заполняя карту и двигаясь к центру можно вспомнить.
Как для себя прояснить отношения с кем-то?
Если есть с кем-то «мутные отношения» (подсознательное «что-то не так»), то можно использовать КМ для анализа этих отношений, прояснения их. В этом случае КМ будет работать как специалист-психолог.
На заготовке КМ надо быстро, не задумываясь (главное – без логики!), записывать образы-ассоциации, которые связаны с отношениями с данным человеком, образ которого ставим в центр КМ.
Упражнение «Моя карта отношений с…»
Области применения КМ:
Областей применения КМ бесконечное множество. Назовем некоторые из них, проверенные практикой:
Обучение
| |
Запоминание
| |
Презентации
| |
Планирование
| |
Мозговой штурм
| |
Принятие решений
|
Пример: «Мозговой штурм с использованием КМ»
Разберем основные этапы, как можно провести мозговой штурм в виде КМ.
Этап 1-й: Выбор темы
На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать участникам мозгового штурма. В терминах КМ – мы создаем центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели… Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно на ту задачу, которую хотим решить.
Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака
В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно наблюдаем обратный эффект – из-за наличия большого числа людей, кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность только мешает.
Поэтому, лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде КМ.
- По традиции – вначале «извержение идей»: все, что приходит в голову, набрасываем на черновике.
- Потом уже переписываем на чистовой вариант.
Этап 3-й: Составление коллективной КМ
Участники мозгового штурма собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую КМ.
Самое главное на этом этапе:
- Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда
- Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.
Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать…
Этап 4-й: Инкубация (подсознательная работа мозга)
Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому участники мозгового штурма отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают… А в это время их бессознательное будет потихоньку работать…
Этап 5-й: Вторая редакция
Повторяем этапы 2 и 3.
На этом этапе каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: и свою первоначальную карту, и карты других участников, и общую карту, и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».
И теперь участник мозгового штурма на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.
Затем опять создается общая карта, объединяющая всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.
Этап 6: Анализ и принятие решения
Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу, принимающему решение, или еще как-то.
Но как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде КМ,
- то с ними гораздо удобнее работать,
- ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения,
- легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и продуктивным).
Пример: «Принятие решения в случае выбора (дилеммы) с помощью КМ»
КМ помогают более взвешенно принять решение в случае дилеммы: «покупать – не покупать», «ехать – не ехать», «менять работу – не менять»…
Это – способ принятия решения из 2-х и более вариантов.
- КМ позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.
- Это – глобальный обзор вопроса.
- При этом происходит структурирование информации из разных источников.
- Проявляются нюансы отношений.
- Активизация ассоциативного мышления позволяет включить в рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены при традиционном анализе.
- Использование цветов и образов активизирует интуицию и др.
Т.е. логика (рациональное начало) задает рамки (что уже знаем), а ассоциации (иррациональное начало) дает широту, новый взгляд и горизонты, перспективы.
Как рисовать такую КМ:
1. Как обычно: в центре яркий образ, символизирующий дилемму.
2. Запускаете поток ассоциаций, которые возникают в связи с этой дилеммой. Заполняете карту не последовательно, а по мере появления той или иной мысли. Все, что относится к одной альтернативе, рисуете одним цветом; все, что относится к другой альтернативе, – другим.
3. Не забывайте активно использовать картинки и символы!
Например: кусочек карты при принятии решения, на чем ехать отдыхать: на самолете или на автобусе.
Как осуществить выбор:
1. Решение, рождаемое в ходе самого процесса
Во многих случаях сам процесс составления КМ приводит человека к требуемому решению.
2. Метод присвоения числовых весов
Каждому ключевому слову присваивается вес, выражаемый от 1 до 100 (со знаком «+», если этот параметр в пользу этого выбора, и со знаком «–», если против). После этого производится подсчет баллов в каждом выборе.
Выбор 1= +10-10+10-10= 0
Выбор 2= +80-60+0+10=+30
Выигрывает выбор с наибольшей суммой баллов.
3. Интуиция
Еще раз посмотреть на карту. Закрыть глаза. Мысленно один выбор положить на одну руку, другой выбор – на другую. И позволить своему телу, своей интуиции принять решение (подсказка бессознательного выразится в том, что одна из рук окажется тяжелее).
4. Инкубация
Отложить решение. Заняться чем-либо другим (лечь поспать). Иногда требуется некоторое время на то, чтобы решение созрело.
5. Воля случая
Если решение все еще не принято, и вес альтернатив оказался одинаковым, то в таком случае любой из двух возможных выборов является равноценным, и вы можете просто бросить монетку. Во время подбрасывания монетки все равно внимательно прислушивайтесь к собственным эмоциям. Если выпал «орел» или же «решка», и вашей первой реакцией было разочарование или облегчение, вы сможете оценить свое истинное отношение к рассматриваемому выбору и уже на основании этого принимать то или иное решение.
Упражнение «КМ – выбор»