Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы
Задачи:
развитие эмоционально-выразительных движений;
развитие паралингвистических средств общения;
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
регуляция социальных отношений;
коррекция страхов и негативных черт характера;
развитие психических процессов.
Изобрази животное
Содержание.Дети образуют большой круг.
Поочередно пересекая круг, они с помощью выразительных движений изображают животных.
Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок.
Принимается любое изображение. Психолог поддерживает проявление активности.
Изобрази предмет
Содержание.Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас задумает предмет, мысленно разглядит его, вспомнит его форму (цвет, запах, вкус)».
Дается время для возникновения представлений.
Психолог продолжает: «А теперь по очереди покажите форму задуманного предмета с помощью рук».
Дети поочередно выполняют инструкцию. Остальные участники пытаются угадать, какой предмет показывает ребенок.
Театр масок
Содержание.Психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а яфотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».
Дети с помощью мимики и несложных жестов изображаютБаба-ягу.
Психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замрите. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как; кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».:
Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы — изображают клюв.
Психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».
Можно предложить детям изобразить сердитого Карабаса-Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п.
Сбор фруктов
Содержание.Психолог говорит: «Представьте, что вы находитесь в саду, где растут фрукты. Рвите яблоки и груши, кладите их в корзинку.
Пытайтесь увидеть каждый фрукт, который срываете. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и большие, на тонком и толстом корешке. Срывать их нужно по-разному. Одни держать в руке легче, другие - тяжелее. Теперь представьте, как вы надкусываете яблоко. Какое оно, кислое или сладкое? Если яблоко вкусное, угостите вашего приятеля ».
Покажи по-разному
Содержание.Психолог говорит: «Внимательно смотрите на меня.
Вот я захожу в ворота высокие (сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (нагибается). Какие? »
Дети должны назвать антоним к слову «высокие».
«Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?»
«Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перешагиваю через ручей (показывает)... Какой?»
«Я иду медленно, а вот я иду... Как?»
«Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне стало...»
«Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...»
Затем дети поочередно показывают действия по инструкции психолога.
Покажи, что чувствуешь
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представьте, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почувствовать песок под ступнями своих ног».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам; нужно перейти горный ручей с холодной водой. Покажите, как вы это делаете».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...
Идете по болоту...
Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...
Укрываетесь от снежной вьюги...
Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром...
Протискиваетесь в переполненном автобусе к выходу...»
Необходимо напоминать, что работа проводится каждым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения, разных частей тела.
Изобрази цвет
Содержание.Один из детей - водящий - выходит из комнаты.
Остальные участники задумывают цвет и при появлении водящего изображают его с помощью движений.
Ведущий пытается угадать задуманный цвет.
Затем водящий меняется, игра продолжается.