СОЗНАНИЯ. В психологии экологического сознания выделяются следую­щие основные проблемы (Дерябо, Ясвин, 1996):

В психологии экологического сознания выделяются следую­щие основные проблемы (Дерябо, Ясвин, 1996):

1) Анализ развития экологического сознания в процессе социоге-неза. Проводится анализ экологического сознания в различные эпохи: рассматривается свойственная им специфика представле-

* Речь идет об известной картине К.Хокусаи «В морских волнах У Канагава (Большая Волна)».

ЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

отношения, стратегий и технологий взаимодействия с при-той Определяются основные тенденции развития, выявляются !условливающие их экономические, культурные, политические и иные факторы (см.часть III).

При решении этой проблемы психология экологического со­знания опирается на результаты исследований, полученные в рам­ках таких наук, как философия, культурология, история, социология, политология, а также различных отраслей психоло­гической науки: исторической и социальной психологии, этно­психологии и др.

2) Разработка типологии экологического сознания. В соответствии
с этой задачей разрабатывается типология как индивидуального,
так и исторически сложившегося общественного экологического
сознания. Анализируется структура экологических представлений,
разрабатывается ее системная модель. Рассматривается качествен­
ная специфика субъективного отношения к природе, разрабаты­
вается система его параметров и типология, создается
психологическая характеристика различных типов отношения к
природе. Исследуются различные варианты существующих страте­
гий и технологий взаимодействия человека с природой, создается
их типология (см. глава II, параграф 3).

При решении этой проблемы используются результаты иссле­дований по культурологии и социальной экологии, а также пси­хологии личности и др.

3) Анализ развития экологического сознания в процессе онтоге­
неза. Анализируются основные тенденции развития в процессе
онтогенеза индивидуального экологического сознания. Исследу­
ются качественные характеристики и динамика в онтогенезе пред­
ставлений о природе и взаимосвязях человека с природой, образ
* место природы в образе мира личности. Анализируются факто­
ры, определяющие развитие субъективного отношения к природе

процессе онтогенеза, рассматривается его специфика на каж-

.ом возрастном этапе, создается его периодизация. Исследуются

эзрастные особенности мотивации выбора тех или иных страте-

и и соответствующих им технологий в контексте общего психи-

;ского и личностного развития (см. часть IV).

и решении этой проблемы используются методы, разрабо-- в психодиагностике; результаты исследований по педаго-> а также возрастной и педагогической психологии и др.

3 механизм°в развития и функционирования экологичес-ънания. Рассматриваются механизмы развития экологичес-


методологические основы психологического исследования

ких представлений, их роль в регуляции деятельности, связан­ной с отдельными природными объектами и природой в целом.

Исследуются пути и механизмы развития субъективного отно­шения к природе, роль в этом процессе характера стимулов, по­лучаемых человеком от природных объектов, имеющихся у него экологических установок, действия различных перцептивных фе­номенов (идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т.д.), исследуется возможность, условия и механизмы ] восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влия­ния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодей­ствия.

Анализируются мотивация экологического поведения, факто­ры, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия | с природой, механизмы освоения личностью различных техноло-1 гий взаимодействия с природой (см. часть V).

При решении этой проблемы используются данные педагоги-1 ки, семиотики, этологии, кибернетики, а также психологии вос­приятия, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.

5) Анализ индивидуальной и групповой специфики экологического
сознания. Изучаются особенности экологического сознания в раз-1
личных социально-профессиональных группах. Устанавливаются
взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежно-)
стью и спецификой системы экологических представлений, свой­
ственной каждой группе и отдельным ее членам. Определяются
особенности субъективного отношения к природе: структура па­
раметров отношения к природе и ее зависимость от уровня разви­
тия отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и
технологий взаимодействия с природой в данных группах (см. гла­
ва VIII, параграф 1 и глава XV, параграф 4).

При решения этой проблемы используются методы, разрабо­танные в психодиагностике; результаты исследований по социоло­гии, а также дифференциальной и социальной психологии и др.

6) Разработка принципов и методов диагностики экологичес­
кого сознания. Для экспериментального исследования названных
проблем в рамках раздела психологии экологического сознания
— экологической психодиагностики — создается специальный
диагностический арсенал, позволяющий определять уровень раз­
вития и качественное своеобразие системы экологических пред­
ставлений, субъективного отношения к природе и используемых

ЪгПЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА_________________ 29

атегий и технологий взаимодействия с ней (см. глава II, па-р!граф 2 и глава Ш).

При решении этой проблемы используются положения, сформулированные в статистике, а также принципы и методы, разработанные в психодиагностике.

7) Исследование психологических функций, которые может осу­ществлять взаимодействие человека с миром природы, влияние та­кого взаимодействия на развитие личности; разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т.д. (см. глава XII).

При решении этой проблемы используются результаты иссле­дований по физиологии, педагогике, социологии, а также поло­жения возрастной и социальной психологии, психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психо­логии и психотерапии и др.

Основные проблемы психологии экологического сознания, а также связи этой науки с другими отраслями знания показаны на рисунке 3.

Задачи, сформулированные для «экологической психологии» в упоминавшейся словарной статье (Психология. Словарь, 1990), по существу, служат задачами также и психологии экологическо­го сознания: 1) исследование экологического сознания путем вы­явления особенностей восприятия среды (мира природы); 2) выявление мотивации экологического поведения, раскрываю­щее причины поступков людей, как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде (миру природы), так и стремящихся любыми способами, в том числе и неадекватными, воспрепят­ствовать этому; 3) анализ психологических последствий экологи­ческого кризиса; 4) разработка психологических основ экологической пропаганды.

Такая

Таким образом, главной задачейпсихологии экологического 'Знания, как науки, методологически ориентированной на психо-*°го-педагогическую стратегию преодоления экологического кризи-вляется разработка системной модели процесса развития ндивидуального экологического сознания,с учетом всего много-Разия факторов, оказывающих влияние на этот процесс.

модель, в свою очередь, должна послужить своего рода

на» ологической матрицей», на которую может быть «наложе-гветствующая «педагогическая калька», представляющая Раз 1сихологически обоснованную педагогическую технологию •ития экологического сознания.



методологические основы психологического исследования 1 о логический кризис и психологическая наука



СОЗНАНИЯ. В психологии экологического сознания выделяются следую­щие основные проблемы (Дерябо, Ясвин, 1996): - student2.ru

В заключение краткой методологической характеристики пси-ии экологического сознания отметим, что поскольку разли-°между «природной средой» и «миром природы» лежит не в Сскости объективных связей, а в их субъективной трактовке, то Ю альной Пр0блемой исследований становится анализ такой ^дструктуры экологического сознания, как субъективное отно-дание личности к природе, чему, собственно, и посвящена дан­ная книга.

ПТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Б Г Ананьев (1980), Б.Ф.Ломов (1984) и др. По мнению Б.Ф.Ло-?ова, эффективность воспитательной деятельности характеризу-я именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и азвитие субъективных отношений личности.

глава II. отношение к природе как предмет

Наши рекомендации