Виды речи: внешняя (устная – монолог и диалог и письменная) и внутренняя.
- Внешняя речь – произносимая и воспринимаемая на слух речь.
- Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она развивается в процессе общения, монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Её содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении, а также она требует грамматически правильного построения предложений и фраз. Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создаётся как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчёркивания, мимикой и жестикуляцией).
- Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе её уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончит мысль (или переориентировать её). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
- Письменная речь – разновидность монологической речи, более развёрнутая, чем устная речь. Предполагает отсутствие обратной связи с собеседником; не имеет дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка, организующих предложение знаков препинания.
- Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности, выступающий как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для неё характерна, с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, а с другой – здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Характеристики речи: информативность, понятность, выразительность.
Речь следует отличать от языка. Язык –система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.
21.Определение, виды, функции, свойства воображения.
Воображение –психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Функции воображения:
· Участие в проектировании и планировании деятельности;
· Участие в регулировании поведения и деятельности;
· Расширение границ сознания (напоминает о прошлом, открывает будущее и пр.);
Виды воображения: пассивное и активное. Пассивное делится произвольное и непроизвольное.Активное –на воссоздающее (репродуктивное), творческое (продуктивное) и антиципирующее.
Пассивное воображение – такой вид, с помощью которого образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. В образах пассивного воображения «удовлетворяются»неудовлетворённые, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и вытеснение, редукцию (снижение, сокращение) отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
Произвольное воображение проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических, художественных и другого рода проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты. Основные формы произвольного воображения – мечты, грёзы.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, так называемых изменённых состояниях сознания.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Оно всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.
Воссоздающее воображение (репродуктивное) – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. В ходе воссоздающего воображения происходит рекомбинация, реконструкция пережитых восприятий в новой их комбинации.
Творческое (продуктивное) воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение – необходимый компонент и снова всех видов творческой деятельности человека.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.
22. Содержание основных психологических теорий личности.
23.Темперамент: определение, классификации и характеристика.
Темперамент –это те врождённые особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей организма преобладает. Эту теорию называют гуморальной (от латинского «гумор» - жидкость). Если преобладает кровь («сангвис»), то будет сангвинический темперамент. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент будет флегматический. Если преобладает чёрная желчь («меланхоле»), то человек будет меланхоликом.
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1)«безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту холерика; 2) «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника; 3) «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика; 4) «слабый» - слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обуславливает темперамент меланхолика.