Эмоции в процессе музыкального восприятия.
Музыкальное искусство в большинстве своем состоит и обращено к чувствам и эмоциям человека. Музыкальное произведение тогда волнует нас, когда возбуждает наши чувства, эмоции, настроения, страсти, заставляет переживать. При этом чувство может нести приятный, неприятный или смешанный оттенок (в процессе музыкальной деятельности – сочинения, исполнения, слушания). [8]
Большинство учёных подчёркивает самую тесную связь эмоций с восприятием искусства. «Внеэмоциональным путём нельзя постигнуть содержание музыки», - писал Б.М.Теплов. «Эмоции – исходный пункт художественного мышления», - как бы продолжает эту мысль С.Х.Раппорт. [3, с.95]
Чарлз Хьюз в своей работе касается взаимозависимости, существующей между настроением, эмоциями человека и ритмическим фактором. Он утверждает: “Музыка, когда она действительно трогает слушающего, производит два важных эффекта: она настолько концентрирует внимание слушающего, что на какое-то время он забывает о самом себе; она также создает в нем эмоциональный ответ, соответствующий настроению музыки. Эта ответная реакция сопровождается такими же физиологическими изменениями, которые сопутствуют эмоциональным состояниям, имеющим место в реальной жизненной ситуации. Такая реакция есть реакция на полновесное и сложное воздействие музыки. [Цит. по:9]
Исследователи отмечают чрезвычайную трудность в выявлении активного эмоционального участия в восприятии музыки и формировании музыкального образа, так как кожно-гальванический рефлекс, дыхание и пульс являются довольно грубыми показателями. К тому же теснейшая связь эмоций с органическими процессами серьёзно затрудняет отделение эстетических эмоций от более простых, но генерализованных физиологических реакций. Значительные трудности возникают перед исследователями из-за поразительной бедности показателей, которые соответствуют положительным эмоциям. Как показал А.К.Попов, приятные звуки и запахи вызывают значительно меньшие сдвиги, чем неприятные. Такие же данные получили Г.М.Котляр и В.П.Морозов: интонации гнева, страха и ужаса дали более чёткие сдвиги, нежели радостные интонации. [3, с.95]
Специальные исследования дают основание утверждать, что в процессе восприятия музыки происходят эмоциональное и моторное (голосообразующим и артикуляционным аппаратом) уподобление воздействующей музыки и её эмоционально-мышечный «слепок», а развитие этого процесса обусловливает постепенный переход от чувственного к понятийному, и, таким образом, эмоции являются эффективным способом отражения и переработки воспринимаемой музыки, достигающей по своей эффективности действенности мышления. [3, с.97]
В процессе восприятия музыки первичные эмоции детерминируются содержанием музыки. Но их, как и весь процесс восприятия, сопровождают вторичные эмоции – субъективное отражение хода перцептивного процесса и его переживание. Эти вторичные эмоции корректируют и перенастраивают отношение индивида к воспринимаемой музыке. [3, с.93]
Психическая деятельность во всей многогранности своего проявления представляет собой единое целое. «Наши мысли, чувства и эмоции, - писал академик К.М.Быков, - составляют единое целое и никогда нет в отдельности ни «чистой мысли», ни «чистой эмоции». Кора мозга всегда стоит перед двумя рядами фактов – внешних и внутренних. Об этом же писал и С.Л.Рубинштейн: «Подлинной конкретной «единицей» психического (сознания) является целостный акт отражения объекта субъектом. Это образование сложное по своему составу, оно всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего». И это обусловлено тем, что эмоция возникает как прямое ретроспективное отражение внешних воздействий. Но важно подчеркнуть, что взаимодействие внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) в эмоции и переживании происходит с помощью ощущений и восприятий, то есть на основе данных, полученных органами чувств, тех же данных, из которых строится образ. Поэтому точнее было бы сказать, что в процессе восприятия внешних объектов, в процессе отражения, происходит одновременно возникновение образа и возникновение субъективного отношения к этим объектам и к самому процессу отражения в виде эмоций и переживаний. На данный момент нет возможности зарегистрировать объективными методами сам образ в виде фотографии, электроэнцефалограммы или электроэнцефалоскопии, поэтому нет оснований для отделения образа от эмоций и его устранения из единого процесса отражения. В результате экспериментов, учёные пришли к выводу, что во всех случаях возникновения музыкального образа эмоции выполняют гностическую функцию, но функцию особого невербализованного познания. Музыкальный образ имеет своей психологической основой совершенно определённое чувство, наполненное конкретным оттенком именно данного переживания, относящегося к восприятию именно этого музыкального произведения, детерминирующее и построение адекватного чувственного образа.
Музыкальный образ является идеальной представленностью звучания музыки в сознании. Трудность его обнаружения и прямой фиксации состоит в отсутствии специальных приборов и методики, с помощью которых можно было бы зафиксировать бесспорные психофизиологические проявления внутреннего звучания и переживания слуховых образов, а стало быть, и разработать объективную шкалу измерений. Но это не может служить причиной для их мистификации; до сих пор отсутствует строгое научное измерение различных запахов, разнообразных градаций вкуса и других достаточно определённых и широко известных воздействий окружающего мира на человека, однако никто не рискнёт отрицать их существование.
Между тем музыкальный образ как субъективное представление совершенно определённой мелодии или более сложного звучания хорошо и достаточно адекватно фиксируется в нотной записи. Моторный и эмоциональный компоненты музыкального образа также доступны для фиксации на миографе, электроэнцефалографе или гальванометре – их объективное существование не может вызвать сомнения. Поэтому утверждение, что эмоции представляют собой особый способ отражения и отношения к воздействиям внешнего мира, необходимо дополнить и построением особого, конкретного, но невербализованного, а в эмоции материализованного образа. Творческие процессы, принятие решений, где эмоции на какое-то время как бы опережают и заменяют сознательные процессы, говорят о том, что у человека эмоциональные процессы выполняют исключительно важные, целесообразные функции, далеко выходящие за рамки регулирования гомеостаза и чувственного сопровождения человеческой деятельности.
Эмоциональная форма отражения может выражаться как в предметно осознанном зрительном, слуховом и ассоциативном образе, так и в беспредметном, но достаточно полном и дифференцированном эмоциональном ощущении конкретности этого образа. Таким образом, кроме специфического подкрепления положительного, нейтрального или отрицательного отношения к внешним воздействиям, эмоции являются: 1) своеобразным переживанием своего»Я»; 2) механизмом отражения; 3) художественно-творческим способом мышления; 4) регулятором поведения. В смысле осознавания себя как личности и эффективного механизма ориентирования в окружающем мире эмоции выполняют роль, адекватную мышлению, но в особой, невербализуемой форме. В ориентирующей и регулирующей эффективности эмоций убеждают нас целесообразные действия людей в экстремальных ситуациях, не оставляющих время ни на их осознание, ни на планирование своих действий.
О невербализуемом музыкально-эмоциональном образе можно получить представление из следующего высказывания Л.Н.Толстого: «Когда бывает, что думал и забыл, о чём думал, но помнишь и знаешь, какого характера были мысли: грустные, унылые, тяжёлые, весёлые, бодрые, помнишь даже ход: сначала шло грустно, а потом успокоилось и т.п., когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка» Так, характерное, весьма дифференцированное субъективное ощущение переживания музыки составляет материальную, психофизиологическую основу музыкального образа. С ним могут сочетаться наглядные, ассоциативные, ретроспективно пережитые образы как музыки, так и других видов искусства, но основу музыкального образа всегда составляет внутреннее звучание, пронизанное тонко дифференцированным эмоциональным переживанием. [3, с.95-98]