Некоторые рекомендации для выполнения заданий и упражнений
Первое следует помнить о том, что упражнения, предлагаемые в данном практикуме, не являются самоцелью Они представляют собой средство достижения цели. Помогут вам получить практические знания о технологиях оказания социальной помощи, развить практические навыки этой работы, овладеть профессиональными навыками социальной помощи, направленными на достижение поставленных целей — решение многообразных проблем клиента.
Второе: упражнения тесно связаны с текстовым материалом. Примеры, данные в тексте, помогут яснее понять суть предлагаемых упражнений.
Третье: количество проделанных упражнений будет зависеть от времени обучения. На краткосрочных курсах рекомендуем выполнить по крайней мере по одному упражнению из каждого раздела по развитию коммуникативных навыков, одному из каждых девяти ступеней оказания помощи и одному из раздела по конкретным действиям. Эти упражнения помогут вам понять, как должен вести себя социальный работник в процессе предоставления услуг клиенту. Нельзя ограничиваться лишь только развитием коммуникативных навыков.
Четвертое: наилучший результат в обучении технологиям предоставления социальной помощи достигается при работе в группе под руководством преподавателя, когда вы можете обменяться со своими коллегами впечатлениями о проделанной работе. Совместная работа поможет вам научиться оценивать работу другого, как и в будущем поступки и проблемы клиента, коротко, конкретно, вежливо, не унижая достоинства человека.
РАЗДЕЛ
Практикум по преодолению стрессов
Стратегии и навыки преодоления стрессовой ситуации
Цель:ознакомить участников со стратегиями поиска к оказанию социальной поддержки, расширить представления о навыках преодоления стрессовых ситуаций.
1. Ведущий дает краткий обзор информации, полученной на предыдущем занятии, организует обсуждение предпоследнего задания занятия №1. Ведущий предлагает каждому участнику высказаться на тему "Чем бы я мог помочь подростку в преодолении проблем, которые когда-то испытывал я", высказывания участников записываются на доске.
2. Ведущий знакомит участников с понятием "социальная поддержка".
В помощь ведущему
Социальная поддержка— это информация, которая приводит человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем. Она помогает индивиду ощутить себя членом социальной сети, с которой он имеет взаимные обязательства.
Принято выделять четыре типа социальной поддержки:
• эмоциональная или интимная — забота о другом, доверие и сопереживание ему;
• инструментальная или материальная — помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;
• информационная — содействие в разрешении проблем путем предоставления важной информации, совета;
• обратная связь или поддержка в форме оценки — оценка исполнения после разрешения проблем.
Социальная поддержка снижает негативное действие стресса и увеличивает его положительное действие путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням.
Наша жизнь во многом зависит от того, насколько эффективно мы можем находить, принимать и оказывать социальную поддержку. Поэтому для каждого из нас очень важно иметь социально-поддерживающую сеть (поддержку семьи, друзей, других близких людей), уметь создавать и использовать такие сети. Основная поддерживающая сеть для подростка – семья. Очень важно своевременно и правильно отреагировать на проблемы подростка.
3. Ведущий обращает внимание участников на написанные на доске высказывания и предлагает распределить их по четырем типам социальной поддержки и ответить на вопросы:
• Какая поддержка необходима мне в стрессовой ситуации чаще всего?
• Какая поддержка, по-вашему, необходима подростку?
• Кто может оказать поддержку?
• Какую поддержку могут оказать взрослые, друзья, ты сам?
Анкета "Стресс"
Цель: исследование собственного состояния и причин, которые могут привести в состояние стресса.
Каждому участнику тренинга предлагается анонимно заполнить анкету "Стресс".
Инструкция: Отметьте каждый вопрос в соответствующей для вас колонке, затем сделайте вычисления, как указано внизу.
■ За последние несколько месяцев как часто вы:
Вопрос | Ответ | |||
Часто | Иногда | Редко | Никогда | |
1. Теряли апетит? | ||||
2. Постоянно что-нибудь едите? | ||||
Обкусывали ногти или постукивали | ||||
4. Чувствовали тошноту после еды? | ||||
5. Были беспокойны? | ||||
6. Обнаруживали, что раздражаетесь или расстраиваетесь? | ||||
7. Чувствовали, что необходимо поработать еще упорнее? | ||||
8. Чувствовали грусть или уныние? | ||||
9. Пытались победить на спортивных состязаниях? | ||||
10. Пытались выиграть в споре? | ||||
11. Старались совершенствоваться? | ||||
12. Обнаружили, что плохо спите ночью? | ||||
13. Беспричинно плакали? | ||||
14. Обнаруживали, что находитесь в расстроенных чувствах? | ||||
15. Обнаруживали, что вас раздражают друзья? | ||||
16. Чувствовали усталость и отсутствие энергии? | ||||
17. Обнаруживали, что вам трудно принимать решения? | ||||
18. Беспокоились о будущем? | ||||
19. Обнаруживали, что вам трудно сконцентрироваться? | ||||
20. Страдали от головной боли? | ||||
21. Стонали или причитали? | ||||
22. Обнаруживали, что вам трудно смеяться или улыбаться? | ||||
23. Чувствовали, что слишком заняты для того, чтобы проводить время с друзьями или семьей? | ||||
ВСЕГО ОТМЕЧЕНО | ||||
Умножьте каждый столбик на | ||||
ВСЕГО | ||||
Общая сумма |
Ведущий дает следующую информацию об уровне стресса:
45 или выше — уровень стресса очень высок,
35-44 — высокий уровень стресса,
25-34 — средний уровень стресса,
ниже 25 — примерно правильный баланс.
Участникам группы предлагается по желанию поделиться в кругу результатами анкеты или впечатлениями от выполнения упражнения.
Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у социальных работников»
Цель: Формирование компетентности социальных работников в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;
- формировать потребность заботы о себе;
- развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения;
- создание благоприятных условий для работы группы;
- укрепить позитивное отношение к своей работе.
Сценарий:
1. Упражнение 1 «Поза Наполеона».
2. Фазы синдрома эмоционального выгорания В.Бойко
3. Упражнение 2 «Дайте волю подсознанию»
4. Диагностика «Эмоциональное выгорание педагога» (В.Бойко)
5. Симптомы эмоционального выгорания.
6. Упражнение 3 «Выбор».
7. Упражнение 4 «Плюс-минус».
8. Рекомендации
9. Ритуал прощания «Дружественный круг»
Количество участников: 15
Ход занятия:
Упражнение 1 «Поза Наполеона».
Участникам показывается три движения:
· руки скрещены на груди,
· руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и
· руки сжаты в кулаки.
По команде ведущего: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.