Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 3 страница
Известный русский философ B.C. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной. Мужчина и женщина, имея противоположность характеристик, в единстве друг с другом достигают завершенности и целостности.
Следует отметить, что представления об обязательности в любви между мужчиной и женщиной дополняющих друг друга противоположностей обычно не подтверждается жизненной практикой. В счастливых парах между любящими гораздо чаще наблюдается сходство, а не различие. Конечно, бывает, что «крайности сходятся». Вполне вероятно, что это можно объяснить и взаимным дополнением противоположностей. Но не в этом заключается главная особенность любви мужчины и женщины.
Мужчина и женщина во взаимной любви действительно становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь, целиком.
B.C. Соловьев полагал, что все другие виды любви -между родителями и детьми, братьями и сестрами, дружеские связи, любовь к своему делу, виду искусства и т.д. -не дают человеку возможности полностью раскрыть свою индивидуальность. Но в том-то и дело, что каждая отдельная любовь раскрывает определенную сторону его индивидуальности, а все вместе — ее в целом. Представим себе человека, у которого совсем нет этих других видов любви — нет других привязанностей, нет увлечений, нет глубоких постоянных интересов. Что тогда будет представлять собой этот человек, чем же он дополнит свою любимую, чтобы она стала более завершенной в единстве с ним?
Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием. Наш гипотетический человек, не имеющий никаких других видов любви, был бы не в состоянии по-настоящему любить и женщину.
Ранее мы отмечали, что любви между мужчиной и женщиной, как и всем другим сущностным связям с миром, присущи две главные особенности: разделенность и непреходящесть.
Разделенность любви раскрывает каждого из любящих, делает более самим собой. Им всегда легко и просто быть вдвоем, они становятся как бы продолжением один другого. Став одним целым, они каждый в отдельности действительно становятся более целостными, завершенными. В отличие от B.C. Соловьева, П. Тейяр де Шарден связывает способность любви завершать человека, делать его более самим собой именно с ее сущностностью, разделенностью: «Любовь по той простой причине, что соединяет существа их сутью, способна... завершать существа как таковые, объединив их».
С разделенностью связана, пожалуй, самая важная для любящих функция любви — понимание. В главе 2 раздела I мы подробно останавливались на познавательной функции любви, на связи с ней процессов интуиции. Любовь дает знание объекта любви. В любви, в сущностном единении мужчина и женщина обретают знание друг друга, и это взаимное знание рождает между любящими понимание, так необходимое каждому человеку.
Понимание со стороны близкого тебе предполагается во всех сущностных связях с миром, в том числе не являющихся отношениями между людьми. Оно является ключевым моментом чувства разделенности и способности быть самим собой. Но если взаимность и понимание в любви к природе, своему делу, родным местам принимаются безусловными, то понимание со стороны любимой женщины (мужчины) целиком зависит от сущностности ответного чувства. В. Франкл писал, что любовь позволяет наиболее глубоко проникнуть в личностную структуру любимого человека, понять его «духовное ядро».
В то же время распространено мнение, что «любовь слепа», что она вводит в заблуждение, «ослепляет» любящего. Стендаль, например, полагал, что для любви характерна «особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами». «Достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом существе». Этот процесс Стендаль назвал «кристаллизацией»:
«В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами. Даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать».
В этом очень красочно описанном Стендалем процессе «кристаллизации» следует различать два различных феномена пристрастности.
Первый феномен — особая зоркость любящего. Вспомним секрет Лиса, поведанный им Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Видение любящим положительных сторон личности и даже их преувеличение не есть ослепление. С.Л. Рубинштейн отмечал, что любовь выступает как пристрастный проявитель всех хороших качеств в двояком смысле: делает их более видимыми для любящего (делает его более зорким) и, кроме того, вызывает их к жизни.
Согласно B.C. Соловьеву, идеализированное восприятие любимого человека — это не неправильное, а другое восприятие, при котором любящий видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. Идеализация в данном случае не противоречит знанию, знание любимого человека — действительно другое, отличное от представлений о нем беспристрастных людей и, в определенном смысле, более точное знание. Феномен этого более точного знания, знания того, каким может быть любимый человек, хорошо выражен словами М.М. Пришвина:
«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
Второй феномен процесса «кристаллизации» связан именно с «ослеплением», когда, по выражению Стендаля, «действительность спешит придать себе форму, соответствующую желаниям». Здесь пристрастность не делает человека более зорким, не приводит его к более точному знанию объекта своих чувств, а, наоборот, вводит в заблуждение, воплощает в воображении несуществующие в настоящем и невозможные в будущем идеальные качества. Идеализация выступает не как проявление, открытие потенциальных возможностей другого человека, а как самообман.
Этот феномен имеет место тогда, когда нет «единения сутью», когда чувства, направленные на другого человека, целиком определяются лишь их субъектом — его собственными личностными особенностями, идеалами, ожиданиями. В таких случаях, в случаях отсутствия главного признака любви — «единения сутью» — правомерно, как мы отмечали выше, говорить не о любви, а о влюбленности.
Влюбленности свойственно бурное, интенсивное проявление чувства. С этим обстоятельством во многом связано наделение объекта желаемыми для влюбленного идеальными чертами. Любовь тоже обычно начинается бурным «половодьем» чувства, что позволяет говорить о влюбленности и как о первоначальной фазе собственно любви.
Субъективно, в аспекте феноменологии переживания чувства, влюбленность достаточно близка любви. Этому способствует отмеченный в предыдущей главе механизм веры — актуализация ощущения «единения сутью» с объектом, который наделяется желаемыми качествами. Тем не менее и в этом плане между любовью и влюбленностью существуют очень важные принципиальные различия. Механизм веры не может дать знания; оно появляется только тогда, когда есть действительное единение сутью. Даже при взаимной влюбленности (не говоря уже о безответном чувстве) отсутствие «единения сутью» не позволяет прийти к знанию, а значит, и к пониманию друг друга. Сама взаимность при обоюдной влюбленности оказывается, таким образом, неполной. А главное, отсутствие полного понимания означает невозможность до конца раскрыться, быть до конца самими собой в отношениях друг с другом.
Отсутствие «единения сутью» и обусловленного им знания определяет еще одно существенное отличие влюбленности от истинной любви. Важнейшим свойством любви между мужчиной и женщиной, как и всех других сущностных отношений, является непреходящесть. Непреходящесть своей любви осознается любящими, дана им как непосредственное знание. Это знание является очень важной характеристикой субъективного переживания чувства любви. Непосредственное знание непреходящее™ своей любви вместе с ощущением полной разделенности, понимания со стороны любимого человека, до конца раскрывают любовь, делают ее полноценной и завершенной.
При влюбленности нет непосредственного знания непреходящести чувства, и этот дефицит вынужденно восполняется верой. Но у веры совсем другая феноменология, поэтому указанный дефицит также сказывается на полноте и завершенности чувства.
Ранее (глава 3 раздела I) мы подчеркивали, что непреходящесть всех проявлений любви, в том числе любви между мужчиной и женщиной, обусловлена их сущностностью. Ведь сущность по определению неизменна; возникнув, раскрывшись, каждая сторона сущности человека остается с ним навсегда. Ведь человек — это то, что он любит, его сущностные связи с миром не могут быть преходящими. Напомним, что и в том случае, когда те или иные сущностные мотивы в силу, например, физической невозможности их реализации, перестают быть предметом внешней деятельности, они все равно продолжают участвовать в структуре сущности.
Даже утрата (уход из жизни) любимого человека не способна перечеркнуть связанную с ним сторону сущности любящего. Она продолжает жить в нем, оставаясь очень значимой частью его самого. Она остается частью его самого и в том случае, если спустя время будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это будет уже другая сторона, другая часть его сущности.
Есть еще один важный момент, который нельзя обойти в характеристике природы любви. В отношениях между мужчиной и женщиной, как и вообще в отношениях между людьми, нередко присутствует ревность. Н.В. Самоукина приводит отрывок из интервью с известной актрисой Т. Макаровой:
- Вы, наверное, часто влюблялись?
— Ну, конечно, как всякая женщина.
— Герасимов Вас ревновал?
- Наверное. Я тоже его ревновала. Подлинная любовь не могла быть без этого.
Здесь выражена очень распространенная точка зрения: ревность — признак подлинности любви («ревнует, значит любит»). Вместе с тем ревность обычно признается негативным явлением, сильно осложняющим отношения.
Всегда ли в отношениях мужчины и женщины бывает ревность? Нет, вопреки приведенной выше точке зрения, далеко не всегда. Очевидно, что ревности нет места там, где отношения основаны на полной разделенности, на единении сутью. Единение сутью дает знание сущности объекта и взаимности его ответного чувства. Знание же исключает сомнения и подозрительность, не оставляет места ревности. Как справедливо подчеркивает В. Франкл, «истинная любовь несовместима с ревностью».
Ревность может появиться в тех случаях, когда отсутствует единение сутью, когда отношения нельзя назвать полностью взаимными. Она вполне может быть при обоюдной влюбленности, если отношения основаны лишь на страстной потребности любить. Она тем более вероятна в случае безответного чувства, чувства невостребованного и потому еще более неполного. Наконец, ревность легко расцветает и там, где эротические отношения вообще не имеют ничего общего с любовью.
Итак, ревность не является обязательным атрибутом в эротических отношениях. Если мужчину и женщину объединяет любовь, она исключена, во всех остальных случаях вероятна, но не обязательна. Выше (глава 3 раздела I) мы отмечали, что ревность особенно характерна при демонстративной и возбудимой (эпилептоидной) тенденциях характера, причем независимо от своего собственного отношения к эротическому партнеру. У эпилептоидов она выступает как одно из проявлений чувства собственности, распространяемого ими и на отношения с людьми.
Таким образом, все главные особенности любви между мужчиной и женщиной вытекают из ее сущностного характера. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой, она дает ему чувство понимания со стороны любимого (любимой), она непреходяща, вечна, ей чужда ревность.
Эти свойства любви исключают крах основанных на ней семейных отношений по указанным выше наиболее часто называемым причинам. Ни проблемы, связанные с различиями в характерах, ни тем более неурядицы быта не в состоянии разрушить отношения, соединяющие любящих сутью. К такому же выводу приводит и библейское понимание любви, изложенное в Новом завете: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», - это результат влюбленности, принимавшейся за любовь, но не ставшей таковою. Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, во всей полноте проявляются трудности в этих отношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, вообще может принять негативную окраску в нем все, что не свойственно своему собственному характеру, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложняются отношения.
В этих условиях раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи обычно может только высокая ответственность обоих супругов за судьбу появившихся детей.
В чем же причина этого распространенного явления, почему так часто семьи создаются на основе не любви, а преходящей влюбленности? Ведь те люди, что расстаются совершенно чуждыми, нередко даже враждебными друг другу, зачастую первоначально испытывали сильное взаимное влечение, страсть, причем не только чувственную — как раз то, что обычно называют взаимной любовью.
Э. Фромм указывает на одну из причин этих сильных взаимных чувств — страстное стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира. По-видимому, можно говорить и о более общей причине, не обязательно связанной с одиночеством, — о стремлении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко будучи в этом возрасте доминантной, эта потребность реализуется вне зависимости от того, насколько соответствует данному человеку выбранный им объект любви. И уже потом, по мере узнавания друг друга, обнаруживается случайность выбора, несоответствие сущностных характеристик супругов.
Проходящая со временем влюбленность — это вынужденная, ложная реализация потребности в любви к женщине (мужчине). Ее вынужденность, ошибочность адресности, имеет не только те социальные причины, на которые указывает Э. Фромм: тотальную коммерциализацию общественного и индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными. Очевидна и более глубинная причина — современное развитие общества еще не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой. Отсюда и неразвитость отношений между мужчиной и женщиной, случайность выбора, ведущая к угасанию влюбленности, к феномену несостоявшейся любви.
Выше мы отмечали, что для гармонии в семейных отношениях большое значение имеет одинаковая значимость любви в жизни супругов, созвучность их отношения к ней. Для большинства людей любовь между мужчиной и женщиной является чрезвычайно важным, решающим фактором создания семьи. В связи с этим проблемы любви обычно считаются центральными в проблеме семьи в целом.
В то же время надо иметь в виду, что как отношение к любви, так и сама любовь для разных людей различны. Л. Толстой устами Анны Карениной замечает: «Сколько голов, столько и родов любви». Любовь каждого конкретного человека уникальна, зависит от его индивидуальности. Каждый любит так, как может, в соответствии с особенностями и степенью развитости своей сущности. Любовь конкретного человека не может быть более или менее сильной либо глубокой, она всегда исчерпывающа для него, реализует весь потенциал его отношения к ней и той роли, что она занимает в его жизни.
В этом многообразии «родов любви» в качестве одной из крайностей встречаются случаи, когда человек вообще не способен к полноценным, включающим духовную близость эротическим отношениям. Это бывает, в частности, по причине общей неразвитости духовной сферы, что обычно при гедонистической направленности личности. Но бывает и так, что неспособность к полноценной эротической любви сочетается с общей развитостью эмоционально-мотивационной сферы. Например, женщина может быть любящей матерью, иметь близких подруг, обладать развитой способностью к чувству общности в различных группах, иметь много увлечений и тем не менее быть неспособной к глубокой духовной связи в отношениях с мужчиной. Последний интересует ее в основном как носитель определенных функций, прежде всего как производитель и обеспечивающий материальную сторону жизни.
Аналогичным образом некоторые мужчины, имея разнообразные жизненные интересы, в том числе сущностные мотивы, видят в женщине главным образом средство продолжения рода, обеспечение удобного уклада жизни (если она посвящает себя в основном семье), либо источник чувственных удовольствий.
Как же быть тем, у кого нет потребности в любви, но есть потребность создать семью и иметь детей? В таких случаях, как нам представляется, условием благополучия семьи является тот же общий принцип: семья должна завершать человека, делать его более самим собой. Если каждый из супругов получает от семьи то, что ему необходимо получить, если он чувствует себя в ней более самим собой, значит, их семейный союз не случаен. Супруги должны соответствовать друг другу, взаимно удовлетворять свои потребности в отношении брака и семьи. Они могут быть очень похожи друг на друга, близки во всем, могут быть и во многом противоположны. Но если они взаимно удовлетворяют друг друга, если оба в семье больше раскрываются, получают возможность стать более самими собой, их отношения стабильны и прочны.
Большинство людей, как отмечалось, связывают стабильность семьи с отношениями взаимной супружеской любви, имея в виду прежде всего духовную близость. Однако существует мнение, что основа устойчивости семьи — гармония в сексуальных отношениях. Надо сразу сказать, что эта точка зрения не подтверждается практикой: практические психологи, занимающиеся семейным консультированием, нередко отмечают распад семей и при полной сексуальной гармонии супругов.
Сексуальная гармония не может быть гарантией стабильности семьи по той простой причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия (в том числе все биологические потребности, к которым относятся и сексуальные), подвержены пресыщению и привыканию. Н.В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, «которая связывает людей на какой-то период даже тогда, когда они психологически не подходят друг другу». Но она проходит, и кроме секса людей ничего не связывает. «А разве это плохо?» — воскликнет современный читатель. Отвечаю: «Не плохо. Только... не надо создавать семью и рожать ребенка». Действительно, пройдет активный секс, вы привыкнете друг к другу, радость новых прикосновений пройдет, и вы разойдетесь. И как следствие -- развод, мать-одиночка, ребенок без отца».
Уровень развития психики человека определяет доминирование в его жизни психологического, а не физиологического начала. А.В. Толстые обращает внимание на то, что «так называемый психологический пол сильнее пола физиологического, то есть можно с помощью медицины изменить свой физиологический пол в соответствии с самоощущением (кем вы себя считаете - мужчиной или женщиной?), и практически невозможно поменять само это самоощущение».
Появляющиеся публикации о транссексуалах свидетельствуют о том, что они в своей первоначальной половой принадлежности люди совершенно нормальные с точки зрения физиологии. К смене пола их побуждают чисто психологические причины. Эти факты, так же как практика семейного консультирования, убедительно показывают, что сексуальная гармония не может быть гарантией благополучия семьи.
В то же время сексопатологи утверждают, что практически нет таких проблем в сексуальных отношениях супругов, которые нельзя было бы преодолеть при обоюдном желании. Определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся по причине сексуальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.
Профессиональная деятельность. Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. В молодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).
При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. Нередко именно в молодости они приходят к наиболее интересным новым идеям, которые успешно развивают в дальнейшем. Во всех видах искусства признание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую деятельность, также уже в молодости проявляют себя способными организаторами производства, высококвалифицированными специалистами-технологами, конструкторами и т.д. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответствующим направлениям.
Не составляют исключения и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодости рабочий становится мастером в своем деле и получает заслуженное признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного профессионального самоопределения, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет, конечно, в том случае, когда выбранная профессия соответствует призванию, становится сущностной связью с миром.
Знакомый нам молодой человек работает столяром-краснодеревщиком. Все, что ни делает, делает с душой — и на мебельном комбинате, и для себя, и по личным заказам, на которые у него очередь. Работа для него всегда в радость, старается никому не отказать. Несмотря на то что его изделия имеют успех, больших цен не заламывает, напротив, готов уступить, если видит, что клиент не очень состоятельный. И на производстве, и среди клиентов и знакомых пользуется уважением: ему еще нет 25, но все зовут его по имени-отчеству. В нем ценят не только мастера-профессионала, но и личность.
Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
Дружба. Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, дружба — это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». В словаре «Психология» (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) дружба определяется как «вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников...»
Мы будем понимать под дружбой вид сущностных отношений, в которых имеет место единение сутью по крайней мере по какой-то одной общей для их участников сущностной стороне жизни. Соответственно этому любовь между мужчиной и женщиной, характеристика которой дана выше, включает в себя дружбу между ними. Любовь обычно выступает как более полная сущностная связь с миром, она завершает всю целостность личности, делает человека более самим собой в целом. В отдельных случаях, при единении сутью по целому ряду сторон жизни, дружба может быть в этом отношении близка любви. В общем же случае в дружбе человек раскрывается и становится самим собой в рамках одной либо нескольких значимых для него «единиц» жизни.
И.С. Кон, обсуждая вопросы возникновения дружбы, отмечает, что питательной средой для нее являются товарищеские отношения, складывающиеся в совместной деятельности. С одной стороны, возникающее чувство групповой солидарности, сопричастности к целому (идентификация с коллективом) невозможно без взаимной поддержки и заботы. «Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах...» Роль совместной деятельности в появлении дружбы установлена многими социально-психологическими экспериментальными исследованиями.
С другой стороны, для дружбы, помимо созвучия в той или иной значимой «единице» жизни, имеет значение и общее сходство. Чаще всего у друзей близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Характерность для дружбы общего сходства ее участников тоже подтверждается многочисленными экспериментальными данными.
Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они складываются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. И здесь, как и в других видах дружбы, решающее значение принадлежит созвучию в тех или иных сторонах жизни. Следует отметить, что дружба с представителями старших поколений более характерна для тех молодых людей, у которых не было соответствующих отношений в семье, например, для выросших в неполных семьях либо при дефиците внимания со стороны родителей. Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба, как и любовь, не возникает по желанию, она есть результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Нельзя замыслить, нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыть для себя его близость. Именно об этом писал М.М. Пришвин, подчеркивая необходимость «родственного внимания»: «Быть мудрым — это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека. На вопрос же, кто этот близкий, — ответ такой: в каждом человеке родственное внимание стремится открыть близкого, кого оно откроет, тот и есть близкий».
Основные линии онтогенеза
Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.
При гедонистической направленности личности (атавистических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет.
Гончаровский Обломов так представлял себе возможные для него семейные отношения:
«В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками... с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой...
Грезилась ему на губах ее улыбка, не страстная, глаза, не влажные от желаний, а улыбка, симпатичная к нему, к мужу, и снисходительная ко всем другим; взгляд, благосклонный только к нему и стыдливый, даже строгий, к другим.
Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты. ...Не надо ни луны, ни грусти. Она не должна внезапно бледнеть, падать в обморок, испытывать потрясающие взрывы...