Причины установления Великого Поста
«Первоначальною причиною установления должно полагать святое желание верующих подражать Подвигоположнику Иисусу Христу, Который пред вступлением в великое общественное служение Свое постился сорок дней».
Амвросий Медиоланский пишет: «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил Своим постом. Кто из Христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься, по примеру Господа, то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи, когда Он жаждал ради спасения твоего».
«Св. Игнатий Богоносец пишет в послании к Филипийцам: Четыредесятницы не пренебрегайте: она составляет подражание жительству Христову».
Блаженный Иероним, ученик Поликарпа, — а Поликарп был ученик св. Апостола Иоанна, — говорит от лица православных христиан своего времени: «мы постимся одну Четыредесятницу по преданию Апостольскому».
Ерма, писатель первого века, в книге «Пастырь Ерма», пишет о первых христианах, что они в св. Четыредесятницу «вкушали однажды в день, и то уже вечером, воздерживались от вина и всяких лакомых яств, проводили весь день в безмолвии и молитве».
Вторая причина установления святой Четыредесятницы заключалась в том, что поскольку все христиане почитали его, то он становился как бы всенародным прибежищем покаяния, объединяющим всех во время воспоминания страданий Христа за наши грехи.
Третья причина — достойное приуготовление каждым христианином себя святым постом к вкушению Пасхи, к приобщению Тела и Крови Христовых, когда Святая Церковь поет: «Христос — наша Пасха».
Четвертая причина заключается в исполнении слов Христовых, «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15), поскольку слова эти относятся ко времени воспоминания о страданиях Господа и смерти Его.
Пятая причина, как изъясняют нам святитель Василий Великий, авва Дорофей, преподобный Кассиан Римлянин, блаженный Симеон Фессалоникийский и другие, состоит в том, что пост Четыредесятницы, или десятина года и есть та жертва, которая приносится Богу каждым постящимся.
Святые отцы прямо называют установление Четыредесятницы преданием Апостольским. Апостольское правило 69 говорит: «если кто, епископ или пресвитер, или дьякон, или иподьякон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу или в среду, или пяток всего года, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен: немощному дозволено по силе вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится, да будет отлучен». Во дни Великого поста преимущественно перед другими постами Православные христиане удаляются от всякого мирского торжества, пребывают в бдениях с коленопреклонениями и молениями. Всё стремление постящихся направлено к благодатному обновлению.
Великий Пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве.
Пост свв. Апостолов Петра и Павла также принадлежит к многодневным постам (в народе этот пост именуется Петровским, или Апостольским). В древности он именовался иногда постом Пятидесятницы. Пост этот бывает разной продолжительности, но оканчивается всегда в день памяти святых Первоверховных Апостолов — 12 июля (29 июня).
«Первое указание на пост Апостольский, собственно под сим наименованием, находят в нынешнем уставе Св. Саввы Иерусалимского, жившего в V веке». О причине установления поста, последующего за Пятидесятницей, в постановлениях Апостольских говорится: «Справедливость требует, чтобы, порадовавшись о получении дара, после отдохновения вы постились, ибо Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы не вкушал хлеба вожделенного: мясо и вино не входили в уста его».
«Таким образом, пост сей, совершается в благодарность Духу-Утешителю за Дары Его, равно и в подражание пророкам Божьим. Но, кроме сего, тем же самым постом мы чтим память богомудрых наставников трезвенной жизни — Апостолов Петра и Павла, так как через них, — говоря словами Симеона Фессалонитского, — мы получили обильные блага, и они явили себя делателями поста».
Свято-Успенский пост, или Спасо-Богородичный — один из многодневных постов.
По уставу Святой Православной Церкви, этот пост продолжается всего лишь 14 дней, с 1 по 15 августа. С какого времени его стали соблюдать, достоверно не известно. «Беседы, говоренные отцами на Успение Богоматери, не восходят далее конца четвертого века». «Одна из стихир службы Успения надписана именем Анатолия, Патриарха, жившего в пятом веке». «Каллист говорит, что при Маврикии сделано было установление о праздновании Успению Божьей Матери».
Симеон Солунский о причине установления Успенского поста говорит: «Августовский пост установлен в честь Богоматери. Сия Святая и Всенепорочная, как всегда, подвизалась за нас и постилась, Сама не имея нужды в посте, так особенно предчувствуя преставление Свое, и, по соединении через Святого Духа Блаженной души Ея с Сыном Своим, о нас моление приносила; посему и мы должны в сие время поститься и прославлять Ее, подражая Ея святой жизни». Подобное говорит и Анастасий Кесарийский.
Рождественский пост,в народе именуемый Филипповским (так как в день его начала, 14 ноября, празднуется память св. Апостола Филиппа), также относится к многодневным постам.
Начинается Рождественский пост за 40 дней до праздника Рождества Христова, и поэтому еще называется, как и Великий Пост, Четыредесятницей.
Первые исторические сведения о Рождественском посте встречаем в IV веке у Филастрия, который говорит: «Пред Рождеством Спаса Господа должно поститься».
Причина установления сего поста, с одной стороны, — приготовление к достойной радости о рождении Спасителя, а с другой — освящение последней четверти года.
Строгость Рождественского поста особенно усиливается в дни предпразднства, с 20 по 24 декабря, и особенно в сочельник, последний день Рождественского поста. В этот день православные Христиане не вкушают пищи до появления первой звезды. По церковному уставу в этот день едят сочиво, т.е. скудное кушанье (Руф 2,14; 1Цар 17, 17).
Как видим, Святая Церковь в разное время года назначает посты. Каждый из постов имеет свою меру строгости — это может быть совершенное неядение или сухоядение, т.е. хлеб, вода и сухие плоды древесные; пища вареная постная, приготовленная без елея, иногда же бывает разрешение на елей и вино, рыбу. Все эти правила, относящиеся к посту, содержатся в Уставах и канонических правилах. Выработаны все они Святой Православной Церковью с целью создания благоприятных условий для ее чад и развития в них навыка послушания, через который человеческая воля сообразуется с Божественной. Но, однако, было бы неправильно лишь в дни поста жить в строгом воздержании, а после предаваться греховным наслаждениям. В широком смысле слова пост есть путеводитель во все дни земной жизни нашей.
Время поста — это не случайные дни. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить» (Еккл. 3, 1-7). Это время особенно важно для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2).
Однодневные посты
К числу однодневных постов принадлежат посты всредуипятницу, о которых говорит 69 Апостольское правило, подтверждающееся Святыми Отцами.
Всреду — по причине воспоминаемых в этот день событий: в этот день иудеями был составлен совет о предании Спасителя на страдание и суд над Ним с приговором на смерть. Свершился нижайший из моментов падения и позора человеческой души, идущей, в лице Иуды, на предательство за тридцать сребренников Сына Божия.
Впятницу — по причине вспоминаемых самых крестных страданий Господа и смерти Его при Понтии Пилате. В сей день Он страдал за нас. Это — терпение издевательств, мучений и крестная смерть Искупителя за человечество. Вспоминая о них, как можно, будучи христианином, не ограничить себя путем воздержания?
Пост среды и пятницы относится к временам апостольским.
В 69 Апостольском правиле сказано: «Кто не постится в среду и пяток, в продолжение всего года, тот да будет извержен: если же мирской человек не постится (в определенное время), да будет отлучен». «Не презирайте среды и пятка, но поститесь, уделяя убогим избыток» — пишет Игнатий Богоносец, ученик Апостольский. «Затем, — говорит Епифаний,- Апостолы установили поститься в оные дни, дабы исполнилось Писание»: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5,35). Святой Епифаний пишет: «христиане во всех странах света постились в сии дни по преданию Апостольскому».
Святая Церковь придает особое значение событию, приуроченному к самому дню. В среды и пятницы некоторых седмиц пост не имеет места. Таковы: седмица Пасхальная, седмица Пятидесятницы, Святки — двенадцать дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (крещенского сочельника),- память которых не хотели омрачать сетованием, ибо это дни всеобщего торжества.
Так же не соблюдаются посты в среду и пятницу в седмицы Мытаря и Фарисея и в Сырную. Нужно еще отметить, что монахи соблюдают однодневный пост в понедельник, в честь ангельских сил. Пост полного воздержания от пищи и воды соблюдается обычно перед принятием Тела и Крови Христа — благочестивые христиане говеют по три дня перед причастием.
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня,11 сентября (29 августа) — по уставу Святой Православной Церкви также однодневный пост.
Желание противопоставить нечестивому пиршеству Иродову лучшую трапезу христианскую и горестное воспоминание об ужасном действии и страданиях большего из рожденных женами ввели в Святую Церковь обычай чтить память Иоанна Крестителя особым воздержанием. Когда первоначально этот праздник был установлен, мы не можем указать точно. Предположительно, его относят к начальным временам Церкви Христовой.
Воздвижение Креста Господня —27 (14) сентября, так же относится к однодневным постам. Празднование Воздвижения Креста Христова начали еще в 335 г., когда совершали 13 сентября обновление Иерусалимского храма, воздвигнутого, между прочим, и для Креста Христова».
К однодневным постам относится пост в навечерие Богоявления,называющийся также сочельником или сочевником. В 4 веке о нем упоминают в своих писаниях Филастрий, умерший в 387 году, и Феофил Александрийский (385-412). «Он был установлен в противоположность языческим увеселениям, коими обыкновенно сопровождалось у римлян начало нового года».
Христиане с благоговением встречали и встречают наступающее торжество.