Тема 6. Место психолога в психолого-медико-педагогической комиссии
Тема 1. Роль психологической службы в системе образования, ее цель и задачи
Определение психологической службы образования. Цель психологической службы образования. Задачи психологической службы образования. Основные средства достижения поставленных задач.
Актуальное направление в деятельности психологической службы. Перспективное направление. Преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах. Структура психологической службы. Роль психологической службы в свете модернизации образования. Направления деятельности психологической службы в условиях модернизации образования. Актуальность создания социально-психологической службы.
Тема 2. Становление и развитие психологической службы в системе образования России и за рубежом
Развитие педологии, как первой попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей. Возобновление поиска форм практического участия психологов в работе школы. Введение практической психологии в систему образования: основные вехи на пути становления психологической службы образования в России. Опыт становления психологической службы США, трехуровневое функционирование службы. Особенности развития школьной психологической службы во Франции. Опыт организации и деятельности психологической службы в странах Восточной Европы. Роль психологической службы в обучении и воспитании детей и подростков за рубежом.
История и современное состояние психологической службы в Тюменской области.
Тема 3. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
Правовой статус практического психолога образования. Документация психологической службы.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога. Административное и профессиональное подчинение практического психолога образования. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов. Требования к плану работы психолога. Журнал консультаций психолога. Журнал учета групповых форм работы. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку. Программа работы педагога-психолога с группой. Отчетность по проведению коррекционной работы. Программа коррекционно-развивающих занятий. Требования к авторским программам. Составление аналитического отчета о работе педагога-психолога. Характеристика на ребёнка дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста.
Тема 4. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
Начало работы практического психолога в образовательном учреждении. Квалификационная характеристика педагога-психолога. Профессиональная этика практического психолога в образовании.
Профессиональный кодекс практического психолога. Права и обязанности психолога. Ответственность психолога. Порядок вступления в должность. Адаптационный период в работе психолога в образовательном учреждении: организация и содержание деятельности.
Тема 5. Организация труда практического психолога
Рабочее место. Планирование работы. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ.
Психологический кабинет, как необходимый компонент психологической службы в образовательном учреждении. Требования к кабинету.
Взаимодействие психолога со всеми субъектами образовательного процесса.
Тема 6. Место психолога в психолого-медико-педагогической комиссии
Цели и задачи психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Основные специалисты ПМПК. Содержание деятельности ПМПК. Документы, необходимые для представления ребенка на ПМПК. Задачи психолога. Пакет диагностических методик, используемых в работе психолога ПМПК. Форма и содержание психологического заключения. Психологическое консультирование педагогов и родителей.
Педагогический консилиум как форма психопрофилактической работы. Особенности психопрофилактической работы в зависимости от типа детского образовательного учреждения. Психопрофилактика зависимостей и девиантного поведения.