Раздел II. Методическое обеспечение маркетингового исследования товаров и услуг
Тема 3.Теоретические основы разработки маркетингового исследования товаров и услуг
Характеристика планирования основных этапов маркетинговых исследования товаров (услуг): определение проблемы, теоретический анализ предмета маркетингового исследования, выдвижение рабочих гипотез, интерпретация основных понятий, разработка концепции сбора и анализа маркетинговой информации.
Разработка рабочих гипотез как центральное звено теоретической части Программы маркетингового исследования. Рабочие гипотезы как научные предположения о структуре социального объекта, о характере и сущности связей между различными характеристиками социального явления, позволяющими объяснить и решить научную проблему в соответствии с поставленными задачами исследования. Требования к рабочим гипотезам: категоричность, однозначность, проверяемость.
Характеристика теоретических основ изучения маркетингового поведения торгового персонала по психотехнологии «КОМПАС», как конкретного маркетингового исследования товарной сделки.
Тема 4. Сущность и построение выборочного метода в маркетинговом исследовании товаров (услуг)
Понятие о генеральной и выборочной совокупности в процессе маркетингового исследования товаров и услуг.
Характеристика степени охвата генеральной совокупности: сплошное, монографическое и выборочное исследование. Признаки монографического исследования: рассмотрение типичных отдельных объектов из всего множества объектов; отбор одного объекта и его детальное изучение. Распространение взаимосвязей на всю генеральную совокупность.
Выборка как микромодель объекта исследования.
Основные виды выборки: случайная, типическая. Понятие об ошибках выборки и коэффициенте доверия.
Тема 5.Анкетный опрос как основной метод сбора маркетинговой информации
Анкетирование как письменный опрос респондентов по выяснению их позиций по конкретным вопросам, связанных с решением научной проблемы.
Характеристика структуры анкеты и основных вопросов. Классификация вопросов анкеты: открытые, закрытые, альтернативные, информационные, мотивационные.
Требования к вопросам: простота, однозначность толкования, соответствие гипотезам и задачам исследования.
Логика построения анкеты (опросного листа): расположение вопросов от простых к сложным, от общих к специальным, от информативных к личностным и т.д.
Требования к личности анкетера: профессиональная, коммуникативная и психологическая компетентность.
Тема 6.Метод наблюдения в маркетинговом исследовании товаров и услуг
Сущность метода наблюдения как процедура планомерного и фиксируемого восприятия исследуемого объекта, характеризует функционирование рынка товаров и услуг. Осуществление наблюдения по заранее подготовленной программе, предусматривающей регистрацию запланированных результатов и контроль их обоснованности и устойчивости.
Классификация видов наблюдения по основаниям: степень формализации процедуры, положение наблюдателя, условия организации, регулярность проведения.
Характеристика преимуществ метода наблюдения – непосредственность и многогранность изучаемого объекта, структурированность проблемы, обоснованность и точность гипотез.
Тема 7.Личные и глубинные интервью как методы маркетингового исследования товаров и услуг
Характеристика личного интервью как взаимодействие интервьюера и респондента по определенной форме диалога. Личный контакт и доверие как основа взаимопонимания и достоверности полученной информации.
Характеристика личного общения с респондентом (в т.ч. с потребителем конкретного товара и услуги): выявления мотивов покупки,
достоинств различных атрибутов товара, использование наглядных пособий (рекламных материалов, видов упаковки и т.д.)
Специфика личных интервью на дому, на работе, на улице, в торговых центрах.
Недостатки метода личных интервью: большие материальные затраты, временные ограничения, трудности "проникновения во внутренний мир" респондента и др. Глубинное интервью как разновидность психиатрического интервью, позволяющее проникнуть в личный, интимный мир респондента. Длительность глубинного интервью и запись его на кассету. Задачи, решаемые интервьюером: отношение респондента к новому товару (например, дезодорантов, кремов для кожи лица и тела и т.д.)
Требования к интервьюеру: психологическая компетентность, коммуникабельность, психологический такт.
Тема 8.Характеристика экспертных методов получения и оценки маркетинговой информации
Сущность экспертного опроса как метода получения маркетинговой информации. Экспертные оценки как мнения, оценки и прогнозы, высказанные специально подобранными группами авторитетных специалистов.
Основные этапы экспертного опроса: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов исследования; выводы и результаты опроса
Требования к подбору экспертов как основное условие получения достоверной информации: компетентность в исследуемой проблеме, объективность оценки, способность работать в управленческой команде, общая эрудиция.
Тема 9.Социальный эксперимент как метод сбора маркетинговой информации
Разработка программы социального эксперимента: формулирование задач к экспериментальному фактору в соответствии с рабочими гипотезами; описание экспериментального фактора; выбор вида эксперимента и определение общих условий экспериментальной ситуации; разработка инструментария по сбору и регистрации информации (протоколов наблюдений).
Подготовка экспериментаторов, комплектование групп (бригад), обучение экспериментаторов.
Замер переменных в условиях последовательного эксперимента, изучение маркетингового поведения продавцов в условиях экспериментальной ситуации.
Анализ и оценка эффективности эксперимента, выработка практических рекомендаций по использованию экспериментальной информации.
Тема 10.Обработка и анализ маркетинговой информации, разработка практических рекомендаций по результатам маркетингового исследования товаров и услуг
Электронная обработка маркетинговой информации в соответствие с исследовательскими задачами и рабочими гипотезами.
Характеристика однофакторных методов анализа информации: графическое распределение переменных, построение таблиц, выявления статистических показателей - среднее арифметическая дисперсия и др.
Многофакторные методы анализа: регрессионный и вариационный анализ, факторный анализ и многомерное шкалирование.
Написание отчета по результатам маркетингового исследования товаров и услуг с разработкой практических рекомендаций по их внедрению в коммерческой фирме.