Классификация профессий
Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач:
1) по сфере деятельности и объекту труда: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми;
2) по целям деятельности: гностические (эксперт, ревизор), преобразующие (токарь, учитель), изыскательские (ученый-исследователь, композитор);
3) по средствам труда: профессии ручного труда (представители ремесел), использующие автоматические системы (оператор);
4) по условиям труда: близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), работа на открытом воздухе (агроном), необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный), условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь);
5) по степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями — рабочий - сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности — секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены — швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей — инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный работник, писатель, композитор) [68, 70, 71].
Одна из признанных классификаций профессий предложена Е. А. Климовым. В ее основу положено представление о развитии форм материи и о типах объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труде [68]. Профессии разных типов предполагают наличие у человека особых природных задатков, особой предрасположенности к специфическим профессиональным задачам, а отсюда и своеобразие результатов его деятельности.
Профессии типа «человек-природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.). Представители этого типа профессий должны хорошо ориентироваться в явных и неявных признаках пове-
116 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий
дения животных, жизнедеятельности микроорганизмов и растений. Профессиям этого типа обычно присуща значительная отдаленность во времени основных результатов деятельности субъекта.
Профессии типа «человек-техника» (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.). Представители технических профессий должны интересоваться техникой «вообще», знать расположение и функции компонентов обслуживаемых технических систем и при необходимости быстро находить причины неисправности машин и оборудования, удерживать в уме разные схемы, обладать тонко дифференцированными двигательными навыками, необходимыми при разборке-сборке узлов и т. п. Прямые и косвенные результаты деятельности здесь, как правило, определенно и наглядно представлены и поддаются быстрой корректировке.
Профессии типа «человек-человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.). Профессии по обеспечению поддержки и управления разными социальными процессами требуют от их представителей нередко полярных качеств: умения быть требовательным и в то же время доброжелательным, внимательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать технологический регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях; собственным примером задавать и поддерживать нормы поведения и общения и решительно пресекать их нарушение. Профессии этого типа нередко предъявляют повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Им присущи сложные сочетания прямых и косвенных результатов труда, непосредственных и отдаленных во времени.
Профессии типа «человек-знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). В профессиях этого типа требуется устойчивость внимания, аккуратность — часто деятельность связана со сложными расчетами, с информацией, представленной в таблицах и формулах. Профессиям этого типа присущи внешнее однообразие, монотонность труда, обычно это работа в помещении, в стабильных и комфортных условиях. Некоторые аспекты результатов труда могут быть значительно отдалены во времени и проявляться только при функционировании созданных систем в специфических условиях — проверяться практикой.
Профессии типа «человек - художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер). Высокий профессионализм в этих
5.2. Классификация профессии 117
областях предполагает наличие у человека высокой общей культуры, образного мышления, эмоциональной восприимчивости в жизни, сен-зитивности (повышенной чувствительности) в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики. Результаты труда в этих сферах нередко сложно формализовать, они не всегда поддаются строгому учету и количественной оценке.
С профессиональной принадлежностью человека связаны и самые общие психологические образования: образ мира, смысловые реальности, ценностные ориентации, направленность, способы психорегуляции и многое другое.
У представителей профессий типа «человек - художественный образ» чрезвычайно велика, нередко гипертрофирована роль эмоциональной составляющей в структуре профессионально важных качеств. С одной стороны, это активная эмоциональная включенность, эмоциональная пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, выполняющая функции ценностных ориентации, этических, эстетических и профессиональных оценок.
«Я пою только о том, на что откликается мое сердце», — писала А. Б. Пугачева, прима советской эстрады 1970-1990 гг., заслуженная артистка РСФСР.
По поводу комплиментов ее удивительной памяти Т. В. Доронина, режиссер МХАТа, заслуженная артистка СССР, высказалась так: «...Память у меня очень плохая. Но для запоминания текста сценария важно иное. Текст запоминается в той партитуре чувств, которые он должен вызывать. Определив эмоциональную партитуру роли, запоминать текст чрезвычайно легко».
С другой стороны, эмоциональная сензитивность и реактивность, зависимость художественной натуры от множества внешних обстоятельств может затруднять поиск нужного функционального состояния. Так, например, известная актриса О. Л. Книппер-Чехова могла устроить скандал и не выйти на сцену, если под рукой не оказывалось ее любимых духов.
Бывают и курьезные случаи, например обстоятельства появления на свет знаменитого «Футбольного марша» М. Я. Блантера.
...Блантер придумал мелодию, сыграл, но записать поленился. На другой день он присел к роялю, но никак не мог вспомнить то, что сочинил накануне. Тогда он решил обратиться за помощью к своему сыну, который был дома, когда мелодия звучала.
— Володя, ты помнишь, я вчера играл новый марш...
— Помню, — отозвался сын.
118 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий
— Ты не можешь мне напомнить мелодию?
— Могу, — сказал тот. — Давай сто рублей.
— Как тебе не стыдно, — возмутился родитель.
— Давай сто рублей, помогу...
Блантер махнул рукой и решил самостоятельно вспомнить свое сочинение. Но как он ни бился, мелодия не шла на ум. Тогда он достал сторублевую купюру и опять пошел в комнату к сыну. Тот взял купюру и напел марш, который так хорошо потом знали все любители футбола... (Шостакович в воспоминаниях. М., 2003. С. 42).
Представители профессий «человек-природа», с одной стороны, склонны «очеловечивать» поведение растений и животных, с другой — редуцировать поведение человека до уровня животных. «У людей все, как у собак» — такие заявления можно нередко услышать от кинологов. Биологам, зоотехникам, агрономам, многим сельским жителям присуще особое, трепетное отношение к фауне и флоре. С удивительной нежностью и теплотой они обычно общаются с животными, поверяя им свои тайны и сомнения. Их суждения о животных часто насыщены богатой гаммой человеческих чувств: «...Когда молодые орангутаны и шимпанзе нездоровы, их унылый вид так же трогателен и явственен, как и у наших детей. Это душевное и телесное состояние проявляется у них в безмолвных движениях, осунувшихся лицах, потускневших глазах и в изменении всего их облика.
...Примечательно, что умение лаять приобретено собаками после приручения и у разных пород передается по наследству в различной степени; но не позволительно ли предположить, что в приобретении лая некоторую роль играло подражание, так как собаки долго жили в тесном сообществе с таким болтливым существом, как человек?» (Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001. С. 109, 336).
Ряд примечательных особенностей мировосприятия присущ представителям профессий «человек-техника» и «человек-знак». Так, человек — это всего лишь типичная гидросистема для инженера-гидротехника; человек — это компьютер для программиста и т. п. А. Эйнштейн, помешивая чай, мог заговорить с гостем о... центробежном движении частиц, иллюстрируя свои тезисы траекторией чаинок; Н. Винер у горного ручья — о математических формулах, описывающих турбулентные потоки. На обращение игрока в казино по поводу его конфликта при игре в карты Б. Паскаль ответил... разработкой теории вероятности.
5.3. Психические регуляторы труда 119