Депрессия, стресс и соматические заболевания
Линда, тихая женщина средних лет, сидела в моем кабинете и беззвучно плакала. Войдя, я физически ощутил темное облако депрессии, окутывающее ее. Линда была готова открыть мне свои переживания. Линди — так ласково называют ее друзья — выросла в состоятельной семье. Ее родители имели все, что могут дать деньги и высокое положение в обществе. Когда Линди была маленькой, родители постоянно путешествовали и отсутствовали месяцами. Девочка оставалась с прислугой, которая должна была всемерно о ней заботиться. Но няня, уже немолодая женщина, завидовала достатку и положению Линди. Она возненавидела девочку. Когда родители бывали в отъезде, няня вымещала на Линди все свои чувства. Она обращалась с ней крайне жестоко. Бывало, что няня совала ручки ребенка в кастрюлю с кипятком. Нередко она запирала Линди на несколько часов в темный чулан. Она постоянно шлепала девочку и плевала ей в лицо. Нянины дети распоряжались в доме, как хотели: они отбирали у Линди игрушки и подарки, которые присылали ей родители. Ни отец, ни мать Линди не интересовались тем, что происходит в их отсутствие.
Линди была еще слишком мала, чтобы написать родителям письмо. Поэтому она лишь с тоской ожидала их возвращения. И вот однажды, когда она привычно ждала родителей, няня с торжеством и ненавистью сообщила ей, что отец и мать девочки погибли в автокатастрофе. Линди отправили к бабушке, которая любила внучку всем сердцем. К несчастью, когда девочке исполнилось одиннадцать лет, бабушка умерла. Линди переехала жить к своей старшей замужней сестре. Там ее начал домогаться муж сестры. Добившись угрозами молчания, он каждую ночь приходил к девочке в постель.
Всю жизнь Линди подчинялась — она ни разу не ослушалась. До визита ко мне ни одна живая душа не знала подробностей ее печальной и одинокой жизни. Сколько Линди себя помнила, ее всегда сопровождала депрессия. Ее душа стала похожа на тот мрачный чулан в родительском доме, в котором она часами сидела в детстве. Тогда маленькая Линди не решалась удрать. И сейчас, будучи уже взрослой женщиной, она не осмеливалась выйти из мрака, который заполнил ее душу.
Но Линди обратилась ко мне вовсе не по поводу депрессии. Она пришла с тяжелейшей формой фибромиалгии. Помимо этого, артрит и высокое давление практически приковали ее к постели. А еще она страдала от хронической усталости и ожирения.
Случай с Линдой — не исключение. По частоте встречаемости среди душевных болезней депрессию можно сравнить с насморком. В США депрессивными расстройствами страдает немыслимое количество взрослых людей — девятнадцать миллионов. Еще тревожнее, что 2,5% детей и 8,3% подростков тоже подвержены депрессии, причем эти цифры возрастают.
Депрессия бывает разных типов и разной степени тяжести и проявляется по–разному. Тягостное психологическое состояние сопровождается и физическими недомоганиями. Как правило, депрессивные люди не заботятся о своем здоровье, что усиливает угрозу развития многих заболеваний. Обычно они плохо питаются, не занимаются физкультурой, тянутся к табаку, алкоголю или наркотикам, склонны к избыточному употреблению лекарств. Они плохо спят, что способствует развитию синдрома хронической усталости. Такой нездоровый образ жизни ведет к снижению иммунитета, риску развития различных инфекций, сердечно–сосудистых заболеваний и диабета.
Как правило, люди в депрессии еще и страдают от сильных болей. Если человек находится в депрессии, то усиливаются болезненные проявления фибромиалгии, артрита, остеохондроза, тендинита (воспаление сухожилий); боли при дисфункции височно–нижнечелюстных суставов, при привычном растяжении связок и головные боли. Усиление болей, в свою очередь, ведет к повышению давления и частоты сердечного ритма. Побочным негативным эффектом этого замкнутого цикла является увеличение потребления лекарств.