Ш.4.2. исторический экскурс
Изучение клинических и психических особенностей людей с двигательными нарушениями, а также изучение возможности их социальной адаптации началось еще в середине XIX в. В.Литтл первым описал не только клиническую характеристику двигательных расстройств у детей с внутриутробными и родовыми параличами, но и дал характеристику их речевых нарушений, особенностей личностного развития.
В России в начале XIX в. вопросами помощи детям и подросткам с двигательными нарушениями занимался Г. И.Турнер. Он пытался проводить ортопедическую коррекцию пораженных конечностей. Под его патронажем была организована трудовая мастерская, в которой мальчиков с двигательными нарушениями обучали профессиям.
Первая мировая война и последовавшие за ней эпидемии полиомиелита привели к значительному увеличению людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возникшими у них в разном возрасте и вследствие разных причин (болезни, военная травма и т.д.). Реабилитация и социальная адаптация лиц с двигательными нарушениями приобрели значение общественно-политической проблемы. В попытках ее разрешения большую роль сыграли люди, сами имевшие патологию двигательной сферы. Среди них американский президент Ф. Рузвельт, австралийский писатель и журналист А. Маршалл, американский врач Д. Фелпс. Их жизнь и деятельность служит примером того, что человек с двигательными нарушениями, даже лишенный возможности самостоятельного передвижения, может достичь успехов в разных видах общественной деятельности.
Доктор Фелпс из США страдал тяжелым параличом, однако в период между двумя мировыми войнами он получил специальность врача и начал изучение развития детей с церебральным параличом. Он сумел показать обществу, что многие дети с церебральным параличом (даже тяжелобольные) могут обладать высоким уровнем интеллекта, тонкой восприимчивой психикой. Собранные им научные данные привлекли общественное внимание и способствовали пробуждению сострадания к таким детям, а также пробуждению научного интереса и стремления вовлечь детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в активный социальный процесс. Это во многом изменило отношение общества к категории лиц с физическими нарушениями, вызвало интерес врачей, педагогов, психологов к изучению особенностей психики людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, привело к разработке методов медицинской и психолого-педагогической коррекции нарушений.
В 50 —60-е гг. XX в. в Венгрии возникло особое направление реабилитационной работы, ориентированное на разработку методов воспитания движений у детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата — кондуктивная педагогика, показавшая ведущую роль специального обучения в преодолении нарушения движений.
В нашей стране большой вклад в разработку методов лечения таких детей внесла К.А.Семенова, а в создание специальной системы их обучения и воспитания — М. В. Ипполитова. К настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями (К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова, И.В.Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И.Ма-майчук, И.И.Панченко, Э.С.Калижнюк и др.).
В настоящий момент данная отрасль специальной психологии интенсивно развивается как за рубежом, так и в нашей стране.
П.4.3. СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП).
СТРУКТУРА НАРУШЕНИЯ. ФОРМЫ ДЕТСКОГО
ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:
1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор
мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов,
навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по
мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу
живания владеют частично; , ,
2) дети со средней степенью выраженности двигательных на
рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей
может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя
ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна
ко, недостаточно автоматизированы;
3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят
самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на
улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем
могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на
сильственные движения и др.
В настоящей главе рассматриваются в основном клинико-фи-зиологические и психологические особенности развития детей с Детскими церебральными параличами, поскольку именно эта ка-
тегория составляет основную массу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Двигательная система
Двигательные функции человека регулируются многими уровнями нервной системы: корой большого мозга, подкорковыми узлами, мозговым стволом, мозжечком, спинным мозгом.
Все движения разделены на произвольные (целенаправленные) и непроизвольные (автоматизированные). Произвольные движения интегрируются пирамидной системой, непроизвольные — экстрапирамидной системой и мозжечком. С помощью пирамидной системы вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки. Пирамидная система играет особую роль в обеспечении наиболее «человеческих» двигательных функций, таких, как прямохождение, тонкие движения пальцев рук, речевой акт. Экстрапирамидная система регулирует непроизвольные движения, а мозжечок — равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус.
В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов, что необходимо для создания пространственной матрицы движения.
Согласованная деятельность всех этих систем делает каждое дви-•жение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную активность.