Невнимание (незаинтересованность)
№ | Поза | Описание |
Рука поддерживает голову, чтобы при засыпании она не стукнулась о стол. | ||
Человек, который смахивает с рукава воображаемые пушинки, имеет собственную точку зрения, но предпочитает ее не высказывать. | ||
Безразличие, отсутствие заинтересованности. | ||
Собеседник явно настроен завершить беседу. |
Заинтересованность
№ | Поза | Описание |
Заинтересованная оценка – голова не нуждается в поддержке, ладонь прикасается к щеке. | ||
Ступни явно выдают мужскую заинтересованность. |
Принятие решения
№ | Поза | Описание |
Этот человек принимает решение. | ||
Цепочка жестов оценки и принятия решений. | ||
Покусывание дужки очков – это способ потянуть время при принятии решения. |
Готовность к действию
№ | Поза | Описание |
Эта женщина готова к дальнейшему обсуждению. | ||
Локти подняты и разведены в стороны – это сигнал доминирования и готовности к действию. | ||
Прижатые к телу локти и склоненная набок голова говорят о покорности и подчинении. | ||
Пожимание плеч демонстрирует подчинение. |
Жесты виноватости
№ | Поза | Описание |
Потирание затылка. | ||
Человек символически наказывает себя за забывчивость. |
Сигналы привлекательности
№ | Поза | Описание |
Мужчина и женщина идут по пляжу. | ||
Они видят друг друга. | ||
Они миновали друг друга. | ||
Туфелька говорит о многом. | ||
Колено направлено к самому интересному мужчине. | ||
Ноги, скрещенные параллельно, нравятся всем без исключения мужчинам. | ||
Если сумочка находится возле мужчины, значит, женщина находит его весьма привлекательным. | ||
Поглаживание ножки бокала обещает очень многое. | ||
Вялое, расслабленное запястье – это сигнал покорности. Такой жест очень привлекателен для мужчин, поскольку позволяет им ощутить возможность власти над женщиной. | ||
Демонстрация нежной внутренней стороны запястья – это весьма привлекательный для мужчин жест. | ||
Этот мужчина явно заметил симпатичную женщину. | ||
Галстук, слегка смещенный в сторону, дает возможность заинтересованной женщине поправить его. | ||
Направление скрещенных ног говорит о том, что парочка заинтересована друг в друге. Мужчина, сидящий справа, явно лишний. | ||
Не перечитывая прочитанного, постарайтесь найти как можно больше сигналов и жестов ухаживания. |
Отзеркаливание
№ | Поза | Описание |
Эти люди мыслят одинаково. | ||
Отражение сигналов языка телодвижений собеседника помогает достичь взаимопонимания и согласия. | ||
В данном случае начальник сочтет зеркальное поведение подчиненного издевательским и высокомерным. |
Лицо партнера
Складки на лбу
1. Горизонтальные складки неизбежно образуются при максимальном раскрытии глаз (поднятые брови): - при испуге, удивлении, беспомощности от страха, неспособности что-то понять или же при наступившем вдруг понимании: «Ага! Вот оно что!»; - в подчеркнутой форме, то есть напряженно, горизонтальные складки возникают при «важничании», когда кто-то, «вытаращив глаза», пытается преподнести свое мнение как нечто совершенно оригинальное; - если складки образуются лишь с одной стороны, то это показатель высокомерия, надутости, особенно, если они сопровождаются взглядом сверху вниз. | |
2. Вертикальные складки над переносицей являются надежным показателем волевого усилия. При этом концентрация воли вызывает некоторую замкнутость, которая отгораживает от новых впечатлений и мыслей. Такие складки образуются в различных ситуациях: - сосредоточенное размышление; - выполнение трудной работы, при которой необходим точно фиксированный взгляд: например, прокладывание пахарем борозды, ремонт часов и т.п.; - решимость, сопротивление, упорство – при этом сильное напряжение, сжатый рот; - возбуждение, требующее действий: гнев, радость; - поиск решения в конфликтной ситуации; - у поверхностных людей, которые сосредотачивают все свои силы на мелочах; - у несамостоятельных, боязливых натур, которых даже малейшие трудности заставляют собирать в кулак свою энергию. Они при этом часто морщат нос, а рот бывает приоткрыт. Осторожно: Вертикальные складки возникают при постоянно слепящем свете, а также остаются как привычка у тех, кто вынужден часто заставлять себя не прищуривать глаза, сопротивляясь их рефлекторному закрыванию от внешнего физического раздражителя (работающие в пустыне, спортсмены-водники и др.). | |
3. «Складки нужды» - одновременно вертикальные и горизонтальные складки, переходящие друг в друга. Лоб производит впечатление беспорядочно перепаханного поля. Это верный признак беспомощности, страданий, то есть какой-либо внутренней нужды. Наблюдаются: - у беспомощно-страдающих людей (заботы, душевное горе); - при бесплодных размышлениях; - при трудностях в осмыслении своих впечатлений; - у детей «складки нужды» часто проявляются перед тем, как они начнут плакать; - эти складки могут на мгновение появиться у студента, когда он получает на экзамене вопрос, совершенно сбивающий его с толку. Осторожно: Продольные и поперечные складки должны обязательно переходить друг в друга, если такого нет, то они уже не «складки нужды» и имеют другое значение. |
Область носа
1. Раздувание крыльев носа (ноздрей) – при внутренних возбуждающих представлениях, переживаниях. Если это часто повторяется, то перед нами темпераментный человек, с сильными продолжительными чувствами, истинной страстью, интенсивными переживаниями, большой жизненной силой. | |
2. Наморщенный нос: - недовольство, неприятие ощущений. Часто (но не всегда!) соединяется с некоторой пассивностью, женственностью; - когда это типичное, характерное для человека мимическое проявление – перед нами очень капризная натура, привыкшая, чтобы все делалось так, как ей хочется, избалованная. |
Рот и губы
1. Прикусывание губ или языка (зажимание) – стремление избежать каких-либо поспешных проявлений своих чувств. Характерно в ситуации, когда человек от какой-то неожиданности на мгновение становится беспомощным, но не хочет оставаться в этом состоянии, - ищущее ожидание при владении собой. | |
2. Облизывание губ – как последнее наслаждение, смакование, когда самого источника вкуса уже нет. Часто – как предвкушение приятного, вызываемого лишь представлением, фантазированием. | |
3. Язык проводится вдоль края губ почти играючи, но при этом задумчивый взгляд – желание что-то ясно представить в осознанной форме. Если рот при этом остается закрытым, то язык проводится вдоль зубов, что можно видеть по щекам. Осторожно: Особенности освещения легко могут ввести в заблуждение поспешного на выводы наблюдателя! | |
4. Оттянутые назад и приподнятые уголки рта – в целом положительное отношение к жизни, обычно связанное с оживлением и веселостью. | |
5. Опущенные или оттянутые вниз уголки рта – в целом отрицательное восприятие жизни. | |
6. Если рот расслаблен («вытянутое лицо») – общая невеселость как основное настроение, в том числе и без особых на то причин. Склонность к быстрому разочарованию, грусти. | |
7. Напряженный рот (замкнута щель между губами, губы остаются узкими) – активное неприятие чего-либо, злость, пренебрежение, досада, насмешка, издевка. | |
8. Открытый рот (нижняя челюсть свисает вниз) – недостаток воли, общая пассивность. | |
9. Подчеркнуто закрытый рот (напряжение в губах, чувствуется, что рот закрыт надолго) – решительность, твердость, никакой склонности к обсуждению или переговорам. | |
10. Сжатый рот (напряжение, губы втянуты вовнутрь, полозка рта узкая, бледная, холодная): - настойчивый отказ (как от приятного, так и неприятного); - решимость, упорство, жесткость, холодность чувств; - подчеркнутая сдержанность, вплоть до избегания контактов, привязанность к своему внутреннему миру. Склонность к ложному идеализму и презрение к окружающим; - своеволие, упрямство, досада; Осторожно: Твердое сжимание рта необходимо отличать от следующих проявлений: - стискивание зубов – возбуждение при страхе или ярости, а также от смешения этих обоих чувств. Сопровождает страстное, интенсивное расходование сил, озлобление с уменьшающейся способностью к состраданию; - сжатые напряженные челюсти (скрежетание зубов) без видимого внешнего повода – общее напряжение; - выдвинутый вперед подбородок наблюдается у людей, когда они стоят перед опасностью (физической или духовной) и живо себе все представляют, или уже находятся в ней, решаются на рискованный поступок. Осторожно: Есть опасность принять особенности строения нижней челюсти за проявление психического состояния! |
6.4. Виды взглядов(как и когда смотреть на собеседника)
1. Слишком широко открытые глаза, «вытаращенные» (часто при этом открыт рот, раздуты ноздри): - бессознательное стремление получить максимум информации, чтобы не ускользнули даже мелочи; - при неожиданности, удивленном восхищении, например, у детей при виде новогодней елки; - при возникшей вдруг наивной радости, например, решающий гол в напряженном матче; - при испуге, ужасе, например, падение гимнаста в цирке; - огромное любопытство («пожирать глазами»); - полная беспомощность, неспособность понять; - пришедшее вдруг понимание («Вот где собака зарыта!») Осторожно: Опытные мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами! | |
2. Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-то действие. - когда он сбоку – коварство и хитрость; - при наклоне головы в сторону суженый взгляд – припоминание. | |
3. Закрытые глаза: - сосредоточенность на самом себе; - тщательное обдумывание; - наслаждение; - кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания. | |
4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание: - «С тобой все ясно», «Я тебя вижу насквозь»; - сигнал тайного согласия с кем-то другим; - кокетство (при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка). | |
5. Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопать глазами»): - при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях, нервозности. | |
6. Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе – зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается. Например, в экспериментах, когда мужчинам предъявили фотографии красивых женщин, их зрачки увеличились вдвое. | |
7. Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру – признание партнера, интерес к нему. | |
8. Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партнера – вызывающее незамечание собеседника, подчеркнутое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. | |
9. Взгляд искоса через плечо – пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение. Осторожно: Взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему! | |
10. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсутствие какого-либо движения глаз вообще – человек спит с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное безразличие. | |
11. Взгляд снизу, при склоненной голове: - при малой напряженности, согнутой спине – подчиненность, услужливость; - при напряжении и легких вертикальных складках на лбу – расчетливая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждебность; | |
12. Взгляд сверху вниз – превосходство, гордость, презрение. | |
13. Уклоняющийся взгляд – неуверенность из-за робости, скромности или чувства вины. Типично при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого, или же опускание глаз во время разговора, чтобы избежать встречи глазами. | |
14. Оживленный взгляд из уголков глаз – скрываемое наблюдение. Можно видеть у многих женщин, входящих в незнакомую квартиру и стремящихся тут же ее оценить. | |
15. Характерное вращение глаз – посылаемое украдкой кому-то сообщение, что ситуация невыносимо скучная. | |
16. Фиксированный, твердый, прямой взгляд: - одновременно суженный, «пронизывающий» – критическое испытание, основанное на недоверии, бесцеремонность, вплоть до агрессивности». Холодный» взгляд, встречающийся у прокуроров или навязчивых кавалеров; - сознательно открытый – изощренная самоуверенность человека, «прошедшего огонь и воду», может свидетельствовать о стремлении к недобрым целям; - при откинутой назад голове и напряженной мимике – защита с готовностью к ответному нападению. |
Выражение лица и мимика
Общее выражение лица
Выражение лица | Проявление мимики | О чем говорит |
1. Как при реакции на горькое | Откидывание головы назад, прищуривание глаз, сморщенный нос, легкое поднимание крыльев носа, разомкнутые губы, легкое оттопыривание нижней губы и некоторое приподнимание верхней, опускание уголков рта. | Терпеливая беспомощность, отказ от активности, «отход в сторону». Неприятные представления, возможно презрение или озлобление. Примечание: Привередливость у маленьких детей. Если проявляется уже при слабых неприятностях – мягкость, слабость воли, инфантильность характера. |
2. Как при реакции на кислое | Сжатые губы, щелеобразно растянутые, так что просматриваются зубы, шипящее дыхание: «шшш», сощуривание (без поднимания крыльев носа). | Активная защита против неприятностей, интенсивное собирание всех телесных сил, защита в форме вспышки гнева или злобной ярости. Примечание: Выражение лица солдата в рукопашном бою. В повседневной жизни встречается крайне редко, но его следует хорошо прослеживать уже в самом начале. |
3. Как при реакции на сладкое | Губы плотно прижимаются к зубам и друг другу, рот полностью закрыт, язык прилегает к зубам, уголки рта слегка приподнимаются. | Переживание приятных впечатлений, сентиментальность, наивное тщеславие, ощущение себя польщенным. Примечание: Если сохраняется подолгу – наивная самовлюбленность. |
4. Испытующее | Суженный взгляд вдаль, губы вытянуты вперед, могут быть открыты или закрыты. | Оценивание, экспертиза, взвешенность принимаемых решений, проникание во все тонкости, критичность. Примечание: Например, при рассматривании произведений искусства. В основе – высокая чувствительность с долей сентиментальности. |
5. Гримаса наслаждения | Как при «испытующем» выражении лица, но с легким подниманием уголков рта, втягивающее воздух дыхание. | Смакование, часто уже только при воспоминании или при ожидании удовольствия. Примечание: Перед зеркалом от удовольствия видеть себя; такое выражение часто бывает и у льстецов. |
6. Гримаса протеста | Как при гримасе наслаждения, но сердитые, широко раскрытые круглые глаза, обязательно приоткрыт рот (легко узнается по ситуации), протестующий звук: «ну-у!». | Выражение протеста, нежелания, неприязни, упрямства, досады. Примечание: «Дуться», «надуть губы». Можно наблюдать у сытого младенца, выталкивающего материнскую грудь, а также у определенного типа оперных певцов, исполняющих трагическую арию. |
7. Ошеломленная гримаса | Выпученные глаза, которые непонимающе смотрят на причину удивления, рот открывается максимально, но может и застыть на полпути. | Сильное удивление при внутреннем сопротивлении. Примечание: Можно наблюдать у мужа, который привык к будничному «серому» облику жены и вдруг увидел ее в «ослепительном блеске» (прическа, макияж, платье, туфельки и т.д.) перед походом в театр. |
8. Озабоченная гримаса | Оцепеневшие глаза, как бы уставленные в пустоту, губы как бы приготовлены испустить болезненный вздох «о-о-о». | Беспрестанные заботы. Примечание: Например, встречается у определенного типа женщин, готовых поделиться со всеми своими жизненными неурядицами. |