Раздел vi. восприятие и понимание в структуре
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ........................................................................................303
Глава 16. Межличностное восприятие .............................................................................................304
16.1.Межличностное общение: социальная перцепция (что такое восприятие
человека человеком, что мы. видим в другом человеке, как и для чего использует
человек свои знания) ........................................................................................................ 304
16.2. Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки первого
впечатления, физиогномические стереотипы и стереотипы внешности, роль
установки в восприятии, от чего зависит точность первого впечатления).... 308
16.3. Направленное формирование первого впечатления ............................................. 317
Глава 17. Межличностное понимание .............................................................................................321
17.1. Психологические основы и закономерности понимания (интерпретация или'
понимание, каузальная атрибуция — приписывание причин поведения,
впеишоетъ и личность, тип конституции и черты личности, проницательность) . 321
17.2. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей
(стереотип и его общие характеристики, национальные и этнические
стереотипы, методы изучения, и конкретные исследования стереотипов,
профессиональные стереотипы, предрассудки и предубеждения).................... 330
РАЗДЕЛ VII. ТРУДНОСТИ И ДЕФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ .................................................343
Глава 18. Трудности межличностного общения...............................................................................344
18.1.Нарушения, барьеры, трудности общения (нарушения общения
и коммуникативные барьеры, трудности общения, распространенность
психологических трудностей в разных возрастах) ................................................ 344
18.2. Застенчивость как специфическая трудность межличностногообщения
{исторический подход к проблеме застенчивости, природа застенчивости,
психологическое содержание феномена застенчивости, типы застенчивости,
беззастенчивость)................................................................................................................. 351
Глава 19. Дефицитное общение ......................................................................................................368
19.1. Одиночество {одиночество в юности, типы одиночества, принципы и способы
измерения одиночества, некоторые психологические механизмы одиночества,
причины хронического чувства одиночества) .................................................................. 368
19.2. Аутистичность и отчужденность (аутистичность как свойство личности,
отчужденность, аномия) .................................................................................................. 373
19.3. Комплексные трудности в общении ................................................................................... 380
Глава 20. Дефектное общение ........................................................................................................384
20.1. Акцентуации характера и дефекты общения {дефекты общения, нарушения
общения и акцентуации, типы акцентуаций и особенности общения) ........................ 384
20.2. Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения ......................................... 393
Глава 21. Деструктивное общение ...............................................................................................398
21.1. Корыстные формы общения {вранье, обман, ложь; эгоизм — основа
деструктивного общения)..................................................................................................... 398
21.2. Агрессивно-конфликтное взаимодействие (источники агрессивности,
закономерности агрессивного поведения и взаимодействия,
криминогенное общение ....................................................................................................... 402
РАЗДЕЛ VIII. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ...........................................................................413
Глава 22. Факторы успешного общения .................................................................................... 414
22.1. Понятие, критерии и уровни успешности общения .......................................................... 414
22.2. Общительность, контактность, коммуникативная совместимость
(контактность как важнейшее условие успешности общения,
коммуникативная совместимость, адаптивность) ...................................................... 415
22.3. Стиль общения как фактор успешности {характеристики стиля общения,
темперамент и стиль общения, направленность личности и стиль общения,
культура и стиль общения, стили общения в совместной деятельности,
формирование стиля общения в семье, оптимальный стиль общения).......................... 422
22.4. Мужской и женский стили общения {полоролевые стереотипы, мужчины
и женщины как лидеры, андрогиииость и особенности мужского и женского
личного влияния)..................................................................................................................... 438
Глава 23. Общение в сфере средств массовой коммуникации ............................................... 451
23.1.Массовая коммуникация как вид межличностного общения (принадлежность
к малой группе, лидер мнений) ............................................................................................. 451
23.2. Убеждаемость (убеждаемоетъ и статус человека в группе, убеждение
и внушение, убеждаемость и конформность, податливость) ....................................... 455
Глава 24. Новые направления в исследовании межличностного общения ....................... 463
24.1. Социальный интеллект {история развития представлений о социальном
интеллекте, социальный интеллект и когнитивная структура, содержание
социального интеллекта в представлении людей, является ли социалхтый
интеллект самостоятельным феноменом, отечественные разработки
по проблеме социального интеллекта, новый подход к проблеме социального
интеллекта, социальный интеллект и социальный успех) .............................................. 463
24.2. Социальная компетентность {социальная компетентность — механизм
адаптации к новым условиям, содержание и структура социальной
компетентности, взаимосвязь социального интеллекта и социальной
компетентности) .............................................................................................................. 476
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ....................................................................................................................487
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................499
Приложение 1 .................................................................................................................................... 501
1. Методы измерения особенностей общения
и личностно-коммуникативных свойств ................................................................... 501
2. Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации .....................................506
3. Методы измерения эмоциональных взаимоотношений ........................................... 508
4. Мотивация общения и взаимодействия ......................................................................... 513
5. Методы исследования самоотношения и самооценки,
психологической защиты ................................................................................................ 516
Приложение 2 (Бланковые методики В. Н. КуницыноЙ «Национальные стереотипы»,
«Значимые лица», «Самооценка-12», «Самооцсика-25», «Линия жизни*, «Боязнь
неудачи», «Семья и друзьям) .................................................................................................. 520
Приложение 3. Программа учебного курса «Межличностные отношения» .................531
Библиография .................................................................................................................................. 533
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая книга представляет собой доступное для широкого круга читателей изложение основ и закономерностей межличностного взаимодействия.
В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.
Творчество — возможно ли оно в общении? Со всей уверенностью ответим положительно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.
В нашей работе мы поставили перед собой несколько задач. Прежде всего, нам хотелось систематизировать богатейший материал, накопленный в современной отечественной и зарубежной науке. Жанр учебного пособия наилучшим образом отвечает этой цели. В книге читатель найдет устоявшиеся положения и идеи, классические концепции и подкрепляющие их эмпирические данные, т. е. все то, что позволяет рассматривать теорию межличностного общения в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Предлагаемая структура учебного пособия, в которой темой каждого раздела служит тот или иной аспект анализа межличностного общения, не только выявляет огромное разнообразие изучаемых вопросов, но и представляет направления специализации в рамках самой предметной области.
Вместе с тем нам хотелось познакомить читателей с некоторыми результатами наших собственных исследований (например, касающихся феноменов личного влияния, дефицитного и дефектного общения, социального интеллекта и социальной компетентности и др.), привлечь внимание к научным догадкам и гипотезам современных авторов, изучающих общение между людьми, проблематизировать ряд положений, кажущихся очевидными или решенными. Это побудило нас ввести в структуру текста специальные разделы, возможно, не характерные для учебного пособия, но позволяющие представить теорию межличностного общения как динамично развивающееся знание.
10 • Предисловие
Мы надеемся, что данная книга воплощает в себе традиции ленинградской психологической школы. Судьба подарила нам шанс работать и учиться у таких выдающихся ее представителей, как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Ярмоленко, — людей, которых мы считаем своими учителями, людей, сформировавших наше научное мировоззрение и этику исследовательской работы, преподали уроки жертвенного служения истине и науке, преподавательского мастерства, стремления каждую идею проверять и подкреплять экспериментом, не ограничиваясь смелыми гипотезами.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом:
Куницына Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета — главы 2,14-24;
Казаринова Надежда Васильевна, кандидат философских наук, доцент гуманитарного факультета СПб Электротехнического университета — главы 1,3-8,11-13;
Погольша Валентина, Михайловна, кандидат психологических наук — главы 9, 10, параграф 4 главы 22.
Параграф 2 главы 16 написан совместно В. Н. Куницыной и Н. В. Казариновой.