Самоэффективность включает в себя понятия «локус контроля» и «приобретенная беспомощность».
Локус контроля – степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем, внешними силами (Дж.Роттер).
Приобретенная беспомощность – беспомощность и покорность, приобретаемая в случае, если человек не чувствует возможности контролировать повторяющиеся неприятные события. Процесс формирования приобретенной беспомощности включает в себя следующие последовательные фазы: неконтролируемые неблагоприятные события, сознательное отсутствие контроля и в итоге – приобретенная беспомощность. Приобретенная беспомощность вызывает апатию и прекращение всяческих попыток добиться перемен.
Достижение самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние эмоционального подъема, обеспечивающего успех.
1. Способность выстроить поведение. А. Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов, – успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают неуверенность и отказ от достижения цели. Однако, если человеку с низкой самоэффсктнвностыю дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, его самоэффектпиность будет усиливаться.
2. Косвенный опыт. Косвенный опыт не столь действенный, как фактическое поведение, но также может быть источником высокой самоэффективности. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что поставленной цели вполне можно достичь аналогичным образом. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это, по всей вероятности, снизит его уверенность в собственной способности выполнить подобные действия и достичь желаемой цели.
3. Вербальное убеждение. Самоэффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Вербальная поддержка может способствовать развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Однако такая уверенность может исчезнуть, если фактические успехи в достижении цели не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на человека, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Сила вербального убеждения ограничивается статусом и авторитетом убеждающего.
4. Эмоциональный подъем. Люди сверяют уровень своей эффективности с уровнем стрессовых нагрузок при достижении желаемых целей. Они с большей вероятностью добиваются успеха, если их поведение реализуется на фоне приподнятого настроения, без излишнего эмоционального напряжения, вызванного тревогой, страхом и т.п. Поэтому любой способ, компенсирующий негативное эмоциональное возбуждение, повышает вероятность высокой эффективности.
По мнению А. Бандуры, поведение человека – результат воздействий, которые оказывает на него социальная среда. Человек накапливает поведенческий опыт реагирования на требования среды, меняет стиль своего поведения таким образом, чтобы проблемы взаимодействия с окружающей социальной действительностью были менее травматичными, а само поведение – более эффективным.
А. Бандура придерживается взгляда, согласно которому техники, основанные на теории научения через наблюдение, могут быть эффективны при модификации нежелательного поведения. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий, избавлению от зависимостей, содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала личности, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.