Групповые факторы интеллекта
Групповой фактор | ||||
Л | в | с | D | |
X | X | X | ||
X | X | X | ||
X | X | |||
X | X | X | ||
X | X | X | ||
X | X |
Было выделено 9 первичных факторов, 7 из которых определялись наиболее четко:
♦ V — понимание слов(основной фактор, измеряемый словарными тестами);
♦ W— беглость речи(измеряется с помощью анаграмм, рифмовки и т. п. за
даний);
♦ N— числовой фактор(измеряется с помощью заданий на скорость и точ
ность оперирования цифровым материалом);
♦ 5 — пространственный фактор(измеряется с помощью заданий на воспри
ятие неподвижных геометрических форм и их соотношений, а также вос
приятие изменений в положении объектов или их формы);
♦ М — ассоциативная память(измеряется с помощью тестов на запоминание
парных ассоциаций);
♦ Р — скорость восприятия(измеряется с помощью заданий на быстроту
и точность охватывания визуальных подробностей, сходства и различия);
♦ / (R) — индуктивное мышление(измеряется с помощью заданий, требую
щих нахождения некоторого правила их решения).
Терстоун первоначально утверждал, что его работы полностью опровергают теорию генерального фактора Спирмена. Он считал, что нет оснований для использования такого показателя, как коэффициент интеллекта (IQ), в основе которого лежит суммарная оценка успешности выполнения тестов. Интеллект, полагал Терстоун, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам. В то же время расхождения между взглядами этих исследователей (в смысле техническом, а не теоретическом) не столь велики, как может показаться на первый взгляд. Их различие состоит в том, что при косоугольной ротации факторы более высоких порядков получаются как конечный результат несколь-
ких этапов факторизации, тогда как центроидная факторизация без ротации представляет эти факторы как первичный результат анализа.
Следует, вероятно, учитывать и то, что большая часть исследований Спирме-на и его последователей была проведена на детях младшего школьного возраста. Именно поэтому акцент делается на факторе G. В работах американских психологов объектом изучения были ученики колледжа. Дифференциация интеллекта с возрастом позволила отчетливее выделить групповые факторы. Можно провести параллель с факторными исследованиями личности, в которых отмечено как увеличение числа, так и дифференциация относительно независимых симптомо-комплексов с возрастом.
Еще в 1940 г. Р. Кеттелл отметил, что с помощью факторов второго порядка можно сблизить взгляды английской и американской школ в изучении интеллекта. Терстоун в своих более поздних работах признал существование фактора, сходного с фактором G Спирмена. С другой стороны, Спирмен согласился с результатами, полученными Терстоуном, так как корреляции между тестами его батареи были преимущественно положительными (в среднем — 0,35). Однако это был компромисс в области техники, но не теории. Спирмен и его последователи продолжали придавать решающее значение генеральному фактору. Терстоун и его сотрудники занимали иную позицию. Это повлияло на решение теоретических вопросов, касающихся природы интеллекта. Исследования Терстоуна, а за ним и других психологов, ориентированных на изучение групповых факторов, способствовали утверждению концепции, отрицающей общую основу интеллекта. Наиболее ярким представителем этого направления является Гилфорд.
4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду
Необходимо сразу подчеркнуть, что для американского психолога Гилфорда (Guil-ford, 1967) факторный анализ — средство подтверждения теоретической обоснованности предлагаемой модели интеллекта, а не инструмент ее построения. Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области,в которой она производится (содержание),и получаемого в итоге результата(рис. 4.3). Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое измерение модели: понимание информации (С), запоминание (М), дивергентное мышление,или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией (D), конвергентное мышление,или производство логически обоснованных выводов (N) и оценивание— сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (Е).
Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации. Предъявляемая информация, согласно Гилфорду, может быть образной (F), символической (5), семантической (М) и поведенческой(В).
Третье измерение — это продукт, результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию. Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов, единиц (£/), классов (С), отношений (R), систем (5), трансформаций (Г) и импликаций(Г). Таким образом, предполагает-
Рис. 4.3. Модель структуры интеллекта по Гилфорду
ся существование 120 (5x4x6) факторов интеллекта, каждый из которых включает сочетание трех условных обозначений, соответствующих типу операции, форме предъявления информации и полученному результату.
Так, способность распознания в изображениях скрытых, «зашумленных» объектов получает обозначение CFU (операция — обнаружение, узнавание; содержание — образное; результат — единица, элемент информации). Способность к оценке мотивов поведения другого человека — CBI (операция — распознавание; содержание — поведение; результат — импликация, или вывод, логически связанный с информацией, но выходящий за ее пределы). До последнего времени экспериментально были выделены около 88 факторов и разработаны определяющие их тесты.
Факторы, выделенные в модели, считаются ортогональными (независимыми), что исключает существование факторов высшего порядка. Тем самым эта теория отрицает общую основу интеллекта. По данным Гилфорда, 18 % всех величин коэффициентов корреляции между отдельными тестами располагаются в интервале от -0,10 до +0,10 (8677 из 48140 коэффициентов), а в 24 % случаев следует полагать нулевую гипотезу (г = 0). На первый взгляд, эти данные не подтверждают существования общего фактора интеллекта. Однако даже если признать полученные результаты полностью достоверными, в 76 % случаев г > 0, несмотря на тщательный подбор факторов интеллекта таким образом, чтобы они были независимыми. Поэтому модель не позволяет объяснить значительное количество корреляций больше нуля, ибо их наличие заставляет предположить существование общих факторов.
При этом заметим, что Гилфорд далеко не всегда стремился быть объективным в своих исследованиях, например обследовал специфические выборки испытуемых, где исключалось влияние общего фактора интеллекта. Весьма существенно и то, что понятие «интеллектуальные способности» трактуется весьма широко. Скажем, чувствительность испытуемого к эмоциональным состояниям других людей, понятая как способность, возможно, не имеет непосредственной связи с общим интеллектом. В западной психологической литературе, посвященной этой модели интеллекта, немало указаний на невоспроизводимость многих факторов Гилфорда, отсутствие их четкой дифференциации, а также слабую прогностическую эффективность предлагаемых тестов, которая не превосходит результатов, полученных с помощью тестов, опирающихся на признание общих способностей. Теоретические представления Гилфорда по сути своей смыкаются с теми факторными теориями, в которых интеллект расщепляется на множество независимых способностей.
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку
Другая внефакторная модель интеллекта разработана Г. Айзенком (Eysenck, 1979), который примыкает к английской психологической школе, постоянно подчеркивающей значение генерального фактора. Эта модель заимствует определенные элементы схемы Гилфорда, которую Айзенк не без оснований считает недостаточно подтвержденной эмпирически и теоретически. Схематически его модель также выглядит как куб (рис. 4.4), каждая из плоскостей которого представляет разные модальности: интеллектуальные процессы(мышление, память, восприятие и т. д.), тестовый материал(вербальный, пространственный и т. д.), наконец, то, что получило название «качество»(скорость и сила интеллектуальных процессов). Сразу поясним, что сила (мощь) интеллекта складывается из настойчивости в выполнении заданий и склонности к проверке ошибок (подробнее см. в разделе «Интеллект и личность»).
Айзенк сам указывает на сходство категории «интеллектуальные операции» с операциями Гилфорда. Также сходны категории «тестовый материал» и «содер-
жание». Лишь вместо категории «результат мышления» автор вводит «качество». Айзенк не отрицает существования общего фактора интеллекта, считая, что в его модели представлены в комбинации g-фактор Спирмена, первичные факторы Тер-стоуна, а также, и в этом, собственно, состоит вклад автора, разложение IQ на скорость, настойчивость и склонность к проверке ошибок. По мнению самого Айзен-ка, его модель структуры интеллекта наиболее эффективна и «является лучшей из всех, которыми мы располагаем на сегодняшний день» (Eysenck, 1979, р. 193). Эта модель, компилирующая элементы других, вряд ли бы нуждалась в особом упоминании, если бы не имя ее автора, задававшего длительное время тон в английских исследованиях интеллекта.
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу
Среди современных моделей структуры интеллекта можно упомянуть наиболее разработанную, а поэтому и завоевавшую признание многих исследователей, концепцию, предложенную Кеттеллом (Cattell, 1971). В этой концепции предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf)и интеллекта кристаллизованного(gc). Вообще-то Кеттелл выделил пять факторов второго порядка, два из которых, по его мнению, представляют компоненты G Спирмена. Различия между факторами gf и gc — наиболее детально разработанный аспект исследований Кеттелла и его сотрудников, поэтому и употребляется название: «Теория текучего и кристаллизованного интеллекта».
Кеттелл солидарен со Спирменом в понимании интеллекта, сущность которого — постижение отношений, зависимостей. Он полагает наличие двух детерминант этого постижения отношений: природных и приобретенных. Первые, природ-но обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Эти различия позволяют говорить о текучем интеллекте, который может быть, как предполагается, измерен тестами, «свободными от культуры».
Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих перед человеком проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта, предстающего как своего рода конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.
Каждое проявление способностей, выраженное в деятельности, — это, согласно Кеттеллу, функция определенных факторов, относящихся к трем классам.
1. Центральные (или общие) способностиобусловлены структурными и
функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на все
познавательные процессы. Сугубо умозрительно предполагается, что наи
более общий из факторов, относящихся к центральным способностям, — gt,
может характеризовать величину материального субстрата познания. Дру
гие факторы идентифицируются с функциональными особенностями моз
га. Центральные способности — основа текучего интеллекта.
2. Локальные способностисвязаны как с врожденной, так и с приобретенной
организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнару-
Рис. 4.5. Ретикулярная факторная модель интеллекта
живаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности. Факторы, входящие в локальные способности, оказывают несколько более ограниченное влияние на успешность выполнения тестов, чем те, которые относятся к центральным способностям.
3. Факторы-операциив отличие от центральных и локальных способностей более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Кеттелл относит их к кристаллизованному интеллекту.
Два первых класса обозначаются как «ограничивающие способности» потому, что в какой-то мере ограничивают эффект обучения. Как видим, они природно обусловлены. Третий класс — инструментальные структуры, возникающие в итоге взаимодействия центральных и локальных способностей с культурным опытом индивида.
Схематически представления Кеттелла — так называемая ретикулярная факторная модель интеллектаиллюстрируется рис. 4.5. Сам автор подчеркивает, что предложенная им теория — не то же самое, что деление способностей на природно обусловленные и приобретенные. Индивидуальный уровень факторов, отно-
сящихся к каждому из трех классов, зависит как от наследственного, биологического, так и от среды. Основное отличие — в степени этой зависимости. Так, предполагается, что центральные способности минимально зависимы от обучения. На противоположном полюсе располагаются факторы-операции. Однако текучий интеллект оказывает влияние на развитие каждого фактора-операции (например, по отношению к приобретаемым навыкам индивидуальный уровень gf будет определять скорость обучения им). Локальные способности занимают промежуточное место, они формируются как за счет среды, так и за счет наследственности. Они также оказывают, хотя и меньшее, влияние на развитие факторов-операций. Например, вербальное обучение, приводящее к развитию понимания слов, требует и слуховой и зрительной перцепции слов. Кеттелл приходит к следующим выводам.
♦ Наследственность влияет на gf в большей степени, нежели на gc, однако gf
не эквивалентен генетическому интеллекту. Текучий интеллект представ
ляет собой биологическую способность, зависимую от воздействий биоло
гической среды, таких ее переменных, как питание, особенности пренаталь-
ного развития, наконец от того, что унаследовано индивидом. Тем не менее
генетические факторы оказывают на gf непосредственное воздействие, а на
gc — косвенное, через влияние gf на gc.
♦ Изменения окружающей среды, воздействующие на биологическое разви
тие, окажут большее влияние на gf, чем на gc.
♦ Изменения окружающей среды, связанные с образованием и культурой,
повлияют на gc, но не окажут никакого воздействия на gf.
♦ Возраст не оказывает равного воздействия на gfn gc. Возрастное снижение
текучего интеллекта начинается раньше (в 3-м десятилетии), чем кристал
лизованного, по отношению к последнему оно может не проявиться и в глу
бокой старости.
♦ Травмы головного мозга будут оказывать разное воздействие на gf и gc.
В раннем возрасте они повлияют прежде на gf, а уже позднее на gc. В более
позднем возрасте травмы мозга окажут малое влияние Hagf, будет страдать gc.
На первый взгляд может показаться, что в теории раскрывается взаимодействие среды и наследственности в формировании интеллекта. Однако это взаимодействие приводит лишь к появлению факторов-операций, образующих кристаллизованный интеллект, обусловленный опытом и обучением. Решающее же значение имеет интеллект природный, определяющий и ограничивающий развитие «приобретенного» интеллекта. При этом природный интеллект ни в коей мере не является предпосылкой, потенцией. Он поддается измерению точно так же, как кристаллизованный интеллект. Теоретические заключения Кеттелла во многом определяются его убежденностью в возможности создания тестов интеллекта, независимых от культуры.
Иногда отмечается, что Кеттелл как бы «раздваивает» интеллект: зависимый от наследственности и — зависимый от среды. В действительности это раздвоение носит скорее внешний характер. Не следует думать, что кристаллизованный интеллект есть в основном приобретение социальное. Кэттелл считает, что gc, так же как и gf, детерминирован генетически, только первый примерно на 70 %, а второй — на 90 %.
Польские психологи (3. Петрасинский, 1975) считают, что за вычетом терминологических и технических различий теория Кеттелла близка взглядам российских исследователей. Например, «способности ограничивающие» соответствуют врожденным задаткам способностей. Разумеется, для развития теории реинтер-претация иногда не только допустима, но и желательна. Но в данном случае речь идет о несопоставимых взглядах.
Экспериментальные данные, приводимые Кеттеллом, а также С. Хорном (Horn, 1968) в пользу существования текучего и кристаллизованного интеллекта, подвергает критике Гилфорд (Guilford, 1980), который указывает на то, что данные Кеттелла получены на выборке, имеющей широкий возрастной диапазон (от 14 лет до 61 года), разнородной по профессиям, полу и образованию. Практически отсутствует корреляция между парами параметров, характеризующих, с одной стороны gf, а с другой — gc, тогда как теория предусматривает наличие значимых корреляций.
Все это позволяет Гилфорду предположить, что за gf и gc стоят две группы тестов, а результатам, полученным с помощью каждой из них, присуща определенная кривая развития и спада. Вероятно, текучий интеллект будет «обнаруживаться» с помощью высокоскоростных тестов, требующих активного вовлечения сенсомо-торных компонентов деятельности, а кристаллизованный — вербальных. Свое отношение к данной теории Гилфорд выразил в названии статьи, посвященной ее анализу: «Текучий и кристаллизованный интеллект: два надуманных понятия» (Fluid and crustallized intelligence: two fanciful concepts, 1980). Сам автор «кубической» модели интеллекта очень осторожен в оценке влияния наследственности и среды на способности. Он полагает, что верхние границы развития интеллекта определяются как наследственностью, так и средой. Гилфорд — противник тестов, «свободных от культуры», создание которых он считает недостижимой задачей, ложным направлением исследований.