Потенциалы социально-психологического климата коллектива

Понятие потенциала СПК. В соответствии с представле­нием об эмпирических показателях социально-психологических тенденций научно-технического прогресса применительно к за­дачам данного исследования мы сформулировали понятие по­тенциала СПК коллектива.

Последнее в отличие от функции показателя тенденций характеризует не столько ту или иную направленность развер­тывания процессов, сколько состояние и уровень реализации имеющихся возможностей деятельности.

Однако исследование потенциала дает в определенной мере и материал для характеристики направленности возможных из­менений. Поэтому потенциал может рассматриваться в извест­ном смысле как более широкая, чем понятие тенденции, категория. Вместе с тем тенденции характеризуются не только возможной, но и действительной направленностью процесса.

Остановимся кратко на рассмотрении тех шести потен­циалов, которые выведены нами с учетом соответствующих эмпирических показателей тенденций и которые характеризу­ют уровень социально-психологических возможностей и при­тязаний членов коллектива.

Потенциал выбора. Обозначает диапазон как объектив­ных возможностей, так и субъективных притязаний членов кол­лектива применительно к выбору способа выполняемой ими деятельности. Актуальность рассматриваемого потенциала оп­ределяется его фундаментальным значением в качестве фак­тора личностной активности индивида в той мере, в какой функция выбора альтернатив поведения является внутренней основой личности.

Есть основание в гипотетическом плане предполагать дво­який эффект потенциала выбора в качестве показателя СПК при следующих условиях: а) чем выше уровень и шире диапа­зон внутриколлективных возможностей и субъективной предрасположенности к выбору, тем выше уровень творческой ак­тивности личности и коллектива в целом, психологической включенности в деятельность, а следовательно, и ее эффектив­ности; б) принципиально возможен конфликт между предраспо­ложенностью личности к выбору и отсутствием условий для ее реализации в данном коллективе; в) не исключен и конфликт между объективными возможностями выбора, с одной стороны, и нерасположенностью личности к их реализации — с другой.

В последних двух случаях (пункты бив) фактор потенци­ала выбора может отрицательно сказаться на СПК и уровне эффективности деятельности коллектива.

Потенциал обновления. Характеризует диапазон как объективных возможностей, так и субъективных притязаний членов коллектива применительно к темпам и масштабам пе­ремен, могущих иметь место в рамках их как предметной, так и коммуникативной деятельности.

Значимость данного потенциала определяется присущей человеческому мозгу потребностью в обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна сколько-нибудь дли­тельная включенность индивида в деятельность.

Здесь, как и в предыдущем случае, есть основания разли­чать два аспекта: объективный и субъективный. В первом — это характерная для коллектива степень, глубина, масштабность и количество объективных перемен в единицу времени. Во вто­ром — уровень предрасположенности к ним членов коллектива: их потребность, стремление к переменам и обновлению основ­ных условий деятельности (предметных и коммуникативных).

Можно допустить аналогично предыдущему случаю та­кие модели действия данного потенциала в качестве фактора СПК: а) объективные характеристики потенциала обновления находятся в полном соответствии с субъективными, что возможно как при его достаточно низком, так и при высоком уровне раз­вернутости; б) объективные и субъективные характеристики потенциала обновления находятся в конфликтном состоянии. Тогда возможны два основных варианта, когда объективные или субъективные характеристики этого потенциала, будучи дос­таточно динамичными, сталкиваются с нединамичностью, кон­сервативностью других.

Потенциал признания. Характеризует как объективные ус­ловия внутриколлективной деятельности, направленные на по­ощрение индивида, так и его субъективные притязания на тот или иной уровень положительной оценки своей деятельности кол­лективом.

Весомость потенциала признания в структуре показателей СПК определяется принципиальной значимостью для человека механизма обратной связи с окружающей его социальной средой. Подчеркивая огромную роль поощрения и одобрения человеческой деятельности окружающими как важнейшего фактора благоприятного психического состояния индивида, известный канадский биолог Г. Селье отмечал, в частности, что для него лично "жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил на протяжении всей жизни" [6].

Из сказанного вытекает и структура потенциала. Последняя включает в себя объективные по отношению к личности условия внутриколлективной деятельности, в той или иной мере удовлетворяющие потребность последней в признании, и субъективные стремления личности к признанию ее коллективом, уровень притязаний личности на ее оценку коллективом в соответствии с ее собственной самооценкой.

Как и в предыдущих случаях, возможны четыре варианта ситуаций: а) соответствие субъективных притязаний и объек­тивных условий их удовлетворения при высоком уровне самого потенциала; б) соответствие на почве низкого потенциала; в) несоответствие на почве низкого уровня удовлетворения вы­сокого уровня притязаний; г) несоответствие на почве систе­мы поощрения, превосходящей реальный потенциал притязаний.

В качестве оптимальности, полноты удовлетворения по­требности члена коллектива в признании может быть предло­жена следующая структурная модель потребности: признание общечеловеческих достоинств личности, социально-специфических (в первую очередь функционально-ролевых) и неповто-римых особенностей личности как оригинальной индивидуаль­ности.

Потенциал самовыражения. Наряду с потребностью при­знания каждому человеку в той или иной мере присуще стремле­ние к самовыражению, т. е. к проявлению всех тех особенностей, способностей, склонностей и дарований, которые сформирова­лись у него в течение жизни. Стремление к самовыражению яв­ляется одним из важнейших проявлений и одновременно показателем тенденции персонификации личности.

Персонификация реализуется через развертывание про­цесса индивидуализации, финалом которого оказывается лич­ностное самовыражение и самоутверждение индивида во всей своей неповторимости и духовной автономии. Есть основание рассматривать функцию самовыражения в качестве фундамен­тальной социально-психологической основы персонификации личности.

Потенциал самовыражения структурирован аналогично другим. Объективные условия самовыражения личности в кол­лективе целесообразно рассматривать прежде всего примени­тельно к его функционально-ролевой деятельности.

Здесь важно учитывать, насколько эти условия соответ­ствуют психическому состоянию, профессиональному опыту, творческой направленности личности, насколько они совпада­ют или расходятся с тем, в чем человек видит свое призвание, свой способ творческого самовыражения. Как и в предыдущих случаях, принципиально возможны четыре варианта коллизий между объективными и субъективными параметрами потенци­ала самовыражения.

Необходимо учитывать взаимосвязь и взаимозависи­мость двух последних потенциалов. Потребности самовыра­жения и признания органически взаимосвязаны. Это, по существу, две важнейшие стороны целого комплекса духов­ных потребностей человека, играющих роль мощных стиму­ляторов его активности.

Потенциал психической напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован уровнем и диапазоном психического напряжения, которого требует от работника его повседневная деятельность.

Применительно же к прожективной характеристике пси­хического состояния личности можно говорить о таком уровне и диапазоне психического напряжения, которое является для нее наиболее предпочтительным. Здесь, как и в предыдущих слу­чаях, возможны четыре типологические характеристики этого потенциала.

Критерием для определения уровня оптимальности пси­хического напряжения является соответствие объективных и прожективных характеристик напряженности, что дает наи­больший рост производительности труда, с одной стороны, и простор для развития личности — с другой. Последнее может быть определено через реализацию потенциала выбора, обнов­ления и самовыражения.

Специфическая задача измерения данного потенциала со­стоит в том, чтобы найти оптимальную меру психической на­пряженности в ситуации соответствия объективных условий и предпочтений личностью и коллективом достаточно напряжен­ной деятельности.

Г. Селье отмечал в связи с этим, что большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее ком­фортно, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием сто­ящего дела либо чрезмерной нагрузкой.

Потенциал определенности. Применительно к функцио­нально-ролевой деятельности, к ее объективным условиям это степень четкости, фиксированности, определенности тех тре­бований, которые предъявляются характером работы и руко­водством к члену коллектива.

Значение фактора определенности в работе трудно пере­оценить. От степени определенности, четкости и ясности тех обязанностей, которые должен выполнять тот или иной член кол­лектива, самым прямым образом зависит успех общего дела. Без четкости в работе не может быть и требовательности.

Аналогично, хотя и несколько иначе, потенциал опреде­ленности проявляется в психическом состоянии, деятельности, потребностях и притязаниях отдельного индивида. Примени­тельно к личности это прожективная характеристика ее пред­почтительной ориентации на большую или меньшую степень определенности заданной извне деятельности.

Можно предполагать, что потенциал неопределенности иг­рает разную роль в зависимости от характера труда коллектива. В условиях творческой деятельности степень неопределенности должна быть значительно более высокой, чем в условиях нетвор­ческой работы.

Оптимальным же в качестве фактора СПК коллектива должно быть такое соотношение степени объективной опреде­ленности с соответствующим уровнем притязаний личности, которое бы коррелировало с наибольшей производительностью коллектива и развернутостью духовного потенциала личнос­ти (потенциал выбора, обновления и самовыражения).

Заранее трудно сказать о том, какой вариант из четырех возможных оказался бы наиболее предпочтительным с этой точ­ки зрения. Не исключена возможность, что в качестве таково­го могла бы оказаться ситуация, когда низкий уровень объективной определенности столкнулся бы с высоким уров­нем притязаний коллектива на определенность.

Вся совокупность рассмотренных здесь потенциалов была в дальнейшем сгруппирована в определенные комплексы, позво­ляющие получить более обобщенную структурную модель СПК исследуемых коллективов. Вместе с тем каждый из названных потенциалов был переведен в систему эмпирически замеряемых поведенческих характеристик, что нашло свое отражение в ан­кете "Ваша работа в коллективе" [7, с. 158—175].

Наши рекомендации