Часть 1. психология индивидуальности.

Введение.

Психология - наука о закономерностях отражения живыми системами окружающей, независимой от них действительности в формах ощущений, восприятий, представлений, мышлений и других явлений психики.

Знание законов психологии облегчает общение между людьми. Поскольку раскрывает причину поведения людей в различных обстоятельствах. Часто люди живут в собственных заблуждениях десятки лет, обвиняют всех вокруг в своих неудачах, прежде чем удается их переубедить в чем-то, а знания по психологии легко направляют человека в нужное русло.

Главная цель практической психологии – психологическая помощь людям. Практическая психология – отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной).

Каждый инженер по окончанию обучения приходит работать в коллектив. И от того, сможет ли он выстроить отношения с другими членами коллектива, подберет ли ключик к каждому из них, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение.

Изучение психологии служит важнейшему человеческому качеству – умению общаться с людьми. Инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: рабочими, мастерами, начальниками отделов и цехов. Именно знания психологии личности помогут специалисту достаточно четко представить себе степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть «рабочие» отношения с конкретным человеком.

Чаще всего строительство — это монотонный процесс, поэтому рассчитывать на энтузиазм работников не приходится. Здесь стоит проявить смекалку и ввести систему мотивации сотрудников, которая поддержит интерес к конечной цели деятельности. Это может быть дополнительная оплата труда или небольшие презенты в ходе рабочего процесса. Благодаря этому подходу можно сохранить постоянный состав сотрудников, что поможет избежать сложности в адаптации незнакомых ранее людей в коллективе.

Очень важен момент автоматизации и упрощения строительного процесса. Давно известно, что человек испытывает большое количество стресса, если его рабочее место не оснащено необходимым оборудованием и не хватает банального удобства. А негативные эмоции часто трансформируются в конфликтные ситуации, которые просто необходимо избегать.

Авторитет вышестоящего начальства — крайне важный аспект рабочего процесса. Благодаря нему будет соблюдаться дисциплина. Только такими методами можно приручить специфичный контингент рабочих строительной бригады. Ведь многие из них не только конфликтны, но и часто злоупотребляют наркотическими и алкогольными веществами, что ставит под угрозу не только трудовой процесс, но и жизни окружающих.

Соблюдая эти правила, можно не только наладить строительный процесс, но и зарекомендовать себя как ответственного работодателя, с которым хотят сотрудничать.

Часть 1. Психология индивидуальности.

1. Психические процессы делятся на три группы в зависимости от задачи, которую они выполняют: познавательные психические процессы, эмоциональные процессы и волевые (регуляционные) процессы.

1.1.Познавательные процессы. К ним относятся процессы, обеспечивающие отражение внешней среды и возможность действовать, опираясь на эту информацию.

Познавательные процессы : внимание, ощущение, восприятие, воображение, представление, мышление, речь, память.

Ознакомимся с несколькими из них.

1.1.1. Внимание. Это направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость, при одновременном отключении всего остального. Свойства внимания:

1.Произвольные: * Концентрация, * Устойчивость, * Распределение, *Переключаемость, * Объем, * Интенсивность,* Активность, * Направленность

2.Непроизвольные: * Отвлечение, * Колебание, * Рассеянность

Практическое задание №1.

Я провела над собой тест, измеряющий концентрацию и избирательность внимания. Смысл теста заключался в том, что необходимо было найти среди множества столбцов с числами некоторые из них, засекая время. По результатам проверки у меня средний уровень концентрации внимания. В повседневной жизни концентрация внимания для меня очень важна, так как я, в первую очередь, мама 2,5-х годовалого мальчика. За ребёнком необходимо всегда присматривать и, если что, всегда быть начеку. А в остальном, повышенная внимательность необходима во многих профессиях, например таких, как: пилот, хирург, следователь, сапёр, водитель и др.

1.1.2.Ощущение - это простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

1.1.4.Восприятие - это целостное отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Если сравнивать последние два процесса, то можно назвать некоторые отличия, например:

1) Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Если мы, к примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное впечатление от растения будет называться восприятием. А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.

2) Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта.

3) Ощущения находятся лишь в нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с процессом объективации, когда некие внутренние ощущения проецируются вовне.

1.1.5. Воображение- это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий, полученных в предыдущем опыте. Воображение бывает пассивным – без предварительных намерений и планов (сновидение, грезы) и активным – результатом специального намерения (план, прогноз, развитие идеи и т. д.).

1.1.6. Представление. Это психический познавательный процесс, субъективный образ прежде воспринимавшихся объективных предметов и явлений. Механизм представления – раздражитель (слово, сигнал, символ, мысль) вызывает старые нервные связи, которые и воссоздают прежние восприятия.

Сравнивая воображение и представление, можно отметить следующее:

1) Представление – как бы переход от ощущений и восприятий к мысли, при этом по сравнению с восприятием оно имеет отличия:

* обладает меньшей яркостью и отчетливостью;

* характерно большей изменчивостью и подвижностью;

* оно более обобщенное (главное выделяется, а остальное – как бы выпадает);

* оно совершенно субъективно, т. к. основано на личном отношении к тому, что представляется.

2) По степени яркости представление может совпадать с восприятием, а может иметь лишь части от бывшего восприятия.

3) По отчетливости представление может быть детальным, если первоначальное впечатление было очень сильным; а может быть, лишь контурным, схематичным, если оно основано на стихийно возникшем или очень давнем восприятии.

1.1.7. Мышление- это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания. Мышление необходимо рассматривать как процесс, а мысль как результат этого процесса.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

* формирование и усвоение понятий;

* решение проблем.

Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.).

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам.

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, устанавливаем ли законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и абстрактно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Каждое слово - единство трёх компонентов:

1. Звукографическая форма.

2. Сам предмет или явление, которое мы описываем.

3. Понятие о нём.

Понятие неразрывно связано со словом и выступает в нашем мышлении в виде значения слова.

Что такое дивергентное и конвергентное мышление?

Конвергентное мышление – это привычное нам мышление, которому нас учат с детства. Любую задачу надо выполнять поэтапно на основе известных алгоритмов. Закончив один этап, переходить к другому. Сам термин, конвергентное мышление, происходит от английского слова «сходиться». Кстати, на его основе и проводятся тесты на уровень интеллекта.

Конвергентное мышление – это основа нашей педагогической системы. В любой задаче точно известен ответ и путь, который к нему приводит. Работу ученика оценивают по скорости и аккуратности выполнения задания. С этими заданиями хорошо справляются люди последовательные. А вот творческим людям такой подход даже противопоказан. Именно поэтому существует масса случаев, когда ученики, которые показывали плохую успеваемость, в итоге после школы оказывались гениями. Вся проблема была не в их умственных способностях, а в подходе к обучению, который им не подходил.

Дивергентное мышление – это то, что принято называть творческим мышлением. Понятие происходит от латинского термина «расходиться». Расхождение идет от проблемы к ее решению через множество различных путей ее решения. Все мы знаем о прочности связей между следствием и причиной, поэтому можно найти множество их комбинаций. В этом и проявляет свою суть дивергентное мышление.

Ученые считают, что дивергентное мышление помогает генерировать необычные идеи, использовать в достижении целей нетипичные формы решения, побуждает исследовательский интерес. Это ведет к лучшему и более глубокому мышлению и анализу.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.

Ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет слова, в словах — слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов — слова, из слов — предложения). Для понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части: корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет растение в целом (синтезирует).

Практическое задание №2.

Тест «Логические задачи». Я получила высокую оценку, решив правильно 7 задач из 10.

В моей профессии проектировщик комфортно иметь конвергентный тип мышления, так как, благодаря ему, я легко могу справиться с любой поставленной задачей, следуя определённому алгоритму.

1.2.Волевые процессы.

Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов.

В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:

- осознание цели и стремление ее достичь;

- осознание возможностей ее достичь;

- появление мотивов, связанных с достижением цели;

- борьба мотивов и выбор возможности достижения;

- принятие решения о возможных действиях;

- осуществление принятого решения.

Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.

В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:

* целеустремленность* самообладание;* самостоятельность;* решительность;

* настойчивость;* энергичность;* инициативность;* исполнительность.

Этапы волевого процесса :

Возникновение представления осознание желания желание исполнение решения.

Исполнение решения, т. е. приведение его в действие. Сущность волевого поступка лежит именно в этом этапе.

Практическое задание №3.

Тест «Опросник для самооценки терпеливости». Оценка моей терпеливости средняя, так как я набрала 9 баллов.

Тест «Самооценка силы воли». Сумма набранных мною баллов- 23 означает, что по определению данного теста я обладаю большой "силой воли".

Вопросы.

1. Я думаю, что у тех студентов, которых отчисляют после первой же сессии, "не срабатывают" такие механизмы волевого процесса, как: б) получение знаний(цель) не является ведущим мотивом ;в) слабость тормозных процессов (сиюминутные желания побеждают).

2. В порядке убывания значимости я бы расставила варианты ответов таким образом: б, в, а, г.

3. Объясняю свой выбор тем, что если у конкретного студента отсутствует в принципе желание получать знания, то остальные варианты остаются не столь важными причинами для плохой неуспеваемости.

2. Психические состояния. Список психических состояний достаточно велик. Эмоции (особый класс психических состояний) – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость в оценке внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Ученые обычно выделяют два типа эмоций — первичные и вторичные.

Первичные эмоции считаются базовыми, врожденными. Они включают в себя обобщенные, близкие к рефлексу («автоматические», или запрограммированные) страх и мгновенные реакции на стимулы, представляющие опасность. Они не предполагают сознательных размышлений и включают в себя шесть базовых эмоций, выделенных Дарвином: страх, гнев, отвращение, удивление, грусть и счастье.

Вторичные эмоции — это более сложные эмоции, и они задействуют высшие центры коры головного мозга. Они могут заключать в себе базовые эмоции гнева или страха, или иметь более сложную структуру, например, к ним добавятся сожаление, тоска или ревность. Вторичные эмоции не являются автоматическими: они производятся мозгом, индивид думает о них и принимает решение, что с ними делать — какие действия лучше всего предпринять в той или иной ситуации.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Это отношение к конкретным людям или событиям.

Настроение - наиболее длительное эмоциональное состояние. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы.

Отличия чувств от эмоций.

· Эмоции ситуативные, чувства привязаны к определённому человеку или предмету.

· Приобретённые эмоции мы называем чувствами.

· Чувства формируются на основе простых эмоций.

· Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.

· Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.

· Чувства выражаются через эмоции.

· Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.

· Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.

Какая экспрессия (движения лицевых мышц, мимика) соответствует чувству тревоги? Каково происхождение этих движений?

Физические знаки (согласно языку тела по Максу Эггерту), соответствующие чувству тревоги:

* Движение назад * Усиленное дыхание * Моргание (учащенное) *Прикосновения к себе * Учащение тиков * Движения кадыка* Покусывание губ * Облизывание губ

Мимика складывалась у человека исторически и эволюционно, как первейшее средство общения. Бесконечная гамма переживания может быть выражены языком мимики, им пользуется новорожденный и даже у недоношенных детей регистрируются мимические движения («гримасы эмбриона»). С детства человек усваивает путем подражания общепринятый мимический код настолько прочно, что потом выражения его лица кажутся естественными.

Практическое задание №4.

Тест. Вопросник Ч.Спилберга, Ю.Л.Ханина .

«Шкала ситуативной тревожности (СТ)».

По результатам данного теста (42 балла) мне присуща умеренная тревожность.

«Шкала личностной тревожности (ЛТ)»

В отличии от предыдущих результатов, оценка моей личностной тревожности - высокая (50 баллов).

3. Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Классификация психических свойств:

1. Познавательные.

2. Эмоциональные.

3. Волевые.

Практическое задание №5.

Тест. Опросник Г.Айзенка.

«Шкала лжи» - 0 баллов (норма).

«Шкала экстраверсии-интроверсии»- 15 баллов (экстраверт).

«Шкала нейротизма»- 20 баллов (очень высокая эмоциональная нестабильность).

По «Кругу Айзенка» мой тип темперамента - холерический.

Вопросы.

1. Студент, пропустивший много занятий, узнав о дате экзамена, пытается расспросить о требованиях однокурсников, преподавателей или старшекурсников, это ЭКСТРАВЕРТ.

2. Студент, в аналогичной ситуации, попытавшийся самостоятельно разобраться в материале по специальной литературе, это ИНТРОВЕРТ.

Итоговое задание.

Название методики Измеряемые показатели Индиви-дуальный результат Степень выраженности измеряемого свойства
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Тест «Измерение концентрации внимания» Концентрация и избирательность внимания. 2 минуты 8 секунд     Х
Тест «Логические задачи» Навыки логических операций 7 правильно решенных задач     Х
Тест. Опросник для самооценки терпеливости Самооценка терпеливости 9 баллов   Х  
Тест. Самооценка силы воли Самооценка силы воли 23 балла     Х
Тест. Вопросник Ч Спилбергера, Ю. Л. Ханина Уровень ситуативной тревожности (СТ) 42 балла   Х  
Уровень личностной тревожности 50 баллов     Х
Тест. Опросник Г. Айзенка Шкала лжи 0 баллов      
Шкала экстраверсии-интроверсии 15 баллов      
Шкала нейротизма 20 баллов     Х

По итогам пройденных тестов, могу сказать о себе то, что я- холерик, экстраверт, с очень высоким показателем эмоциональной неустойчивости, со средней ситуативной (реактивной) тревожностью, но высоким уровнем личностной тревожности, а также я обладаю хорошим уровнем концентрации внимания, высоким уровнем силы воли и умеренным уровнем терпеливости.

Наши рекомендации