Продуктивность вербальной памяти
В зависимости от заданной темы и возраста детей
(воспроизведение за 5 минут)
Темы | ||||||
Литература. Музыка. Живопись. | ||||||
Наука | Политика | Этика | (по фамилиям писателей, поэтов. | |||
. | композиторов и художников) | |||||
8—9 лет | 3,50 | 3,55 | 3,00 | 6,80 | 3,65 | 3,00 |
Шлет | 7,20 | 8,13 | 6,25 | 16,20 | 7,42 | 4,00 |
11 лет | 8,00 | 8,16 | 5,16 | 17,54 | 7,50 | 5,16 |
12 лет | 11,60 | 13,66 | 15,40 | 23,43 | 12,14 | 7,00 |
13 лет | 15,80 | 17,60 | 18,32 | 30,00 | 14,73 | 10,25 |
14 лет | 22,05 | 18,84 | 20,12 | 35,60 | 17,72 | 12,94 |
15 лет | 23,08 | 18,16 | 28,600 | 36,83 | 20,50 | 16,90 |
Зак.1Т95
Возрастные различия продуктивности воспроизведения фамилий писателей и поэтов
Возраст (в годах) | ||||
Средний | 8—9 | 10 11 12 | ||
6,8 | 16,2 17,5 23,24 | 30,0 | 35,6 | |
Возраст (в годах) | . | |||
Средний | до 20 до 30 до 35 | до 40 | св.45 | |
36,8 | 33,2 35,0 34,4 | 35,4 |
Методика оценки продуктивности вербальной памяти, являющаяся аналогом ассоциативного эксперимента, оказывается достаточно простой_для проведения и обработки, кроме того, она позволяет выполнять групповое обследование.
Для ее проведения испытуемому необходимо иметь чистый лист бумаги и ручку. Суть методики состоит в том, что учащимся предлагается за ограниченный отрезок времени (5 минут) воспроизвести как можно больше слов, связанных с той или иной темой, которая специально подбирается экспериментатором в зависимости от цели обследования. Это могут быть темы, классифицирующиеся по учебным предметам: математика, физика, химия, литература и т. д. Это может быть раздел какого-либо предмета или даже целая область знания: наука, политика, этика, эстетика. Можно использовать задание на перечисление фамилий писателей и поэтов, художников, композиторов и т. д.
Методика оценки продуктивности вербальной памяти по заданной теме обладает высокой дифференцирующей способностью, которая значительно выше, чем в методике оценки объема памяти. Индивидуальные результаты, получаемые при оценке объема памяти различаются трехкратно, т. е. лица с наибольшим объемом памяти воспроизводят в три раза больше символов, чем лица с наименьшим объемом.
При воспроизведении вербальной информации по заданной теме дифференциация находится в диапазоне от 5 до 95 вербальных единиц. Данные по воспроизведению фамилий писателей и поэтов коррелируют с показателями эмоциональности (по опроснику В. М. Русалова), а также с другими методиками, о чем речь пойдет ниже.
Данная методика может быть использована как экспресс-контрольная работа или процедура закрепления учебного материала.
Простая и кратковременная процедура по вербальному воспроизведению может выявить значительную информацию:
1) каково общее количество воспризведенных слов;
2) какие понятия преобладают при воспроизведении: общие, частные или конкретные;
3) имеется ли группирование слов при воспроизведении и на чем оно основано;
4) относятся прямо воспроизведенные слова к предлагаемой те-ме или же нет. Например, по теме «математика» учащиеся воспроизводят вместо математических понятий слова: доска, парта, мел и т. п.;
5) при воспроизведении фамилий писателей и поэтов можно выявить литературные предпочтения учащихся: проза это или поэзия, современная литература или классика: русская, советская или зарубежная, а также предпочитаемые жанры, авторы из школьной программы или же авторы, выходящие за ее пределы и т.д.
Показатели вербального воспроизведения имеют возрастные различия.
Личность человека рассматривается как сложно организованная иерархическая структура, имеющая определенные свойства, процессы, состояния. Эти свойства складываются в определенные подструктуры, именуемые темпераментом, характером, чувствами, переживаниями, знаниями, умениями, навыками, направленностью личности и т. д. Все эти подструктуры тесно взаимосвязаны между собой, образуя неповторимый ансамбль, характеризующий индивидуальность человека.
Методика диагностики темперамента Айзенка
Цель методики: выявить особенности темперамента ребенка.
Задачи: На основе анализа ответов на анкетный опросник определить, к какому типу темперамента относится ребенок.
Материал методики: Для проведения методики подготавливается специальный тестовый бланк, ручку или карандаш для его заполнения и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи», указанные ниже.
Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность.
Известные типы темперамента — сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик — диагносцируются по Айзенку, исходя из двух
основных шкал: шкалы экстраверсии—интроверсии и шкалы ней-ротизма.
Экстраверсия по Айзенку связана с общительностью, жаждой новых впечатлений, возбуждения. Экстраверт имеет много друзей склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.
Интраверт — спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность—нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.
В опросник Айзенка с целью коррекции результатов обследования введена еще одна шкала — социальной желательности, выявляющая тенденцию реагировать на вопросы так, чтобы получить желаемые для обследуемого результаты. По другому эту шкалу называют «шкала лжи».
Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24 — по шкале интраверсии — экстраверсии, 24 — по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи.
Инструкция:«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.
Результаты фиксируются на тестовом бланке.
Вопросы:
1. Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4. Бывает так, что ты раздражен чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе делать все в быстром темпе? (Если, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?
18. Бывает так, что у тебя безо всякой причины бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-либо говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?
32. Любишь ли ты хвастаться?
33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решение?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже если нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь, особенно для обдумывания?
42. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?
43. Тебе очень нравятся веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?
52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал чего-нибудь, не подумав?
Обработка результатов:
1. Экстраверсия — интраверсия определяется по сумме положительных ответов «1» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22,25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов «—» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59.
2. Эмоциональная стабильность определяется суммой положительных ответов «1» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
3. Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы: со знаком «-» 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком «-ь> на вопросы: 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Оценка результатов:
Оценочная таблица для шкалы экстраверсия—интраверсия:
Интра версия | Экстра версия | ||
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
1—7 | 8—11 | 12—18 | 19—24 |
Оценочная таблица для шкалы нейротизма (эмоциональная стабильность—нестабильность)
Эмоциональная стабильность | Эмоциональная нестабильность | ||
высокая | средняя | высокая | очень высокая |
до 10 | 11 — 14 | 15—18 | 19—24 |
По шкале социальной желательности (шкала лжи) показатель в 4—5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.
Используя данную методику можно определить тип темперамента. Для этого используют схему (см. стр. 297). Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
Можно схематично охарактеризовать «чистые» типы темперамента следующим образом:
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезный идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от
направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно к раздражительности, эффективности.
Флегматик обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка^ глубина мыслей и т. д.; в других — вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.
Меланхолик трудно сосредотачивается на чем-либо, его реакции часто не соответствуют силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный. При неблагоприятных — может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Применять методику оценки темперамента целесообразно с 10—12 лет.
Фамилия, и., о.__________________возраст______ пол______
Схема определения типа темперамента
Неустойчивый | |
Раздраженный | Обидчивый |
Тревожный | Неспокойный |
Неподатливый | Агрессивный |
Пессимистичный | Возбудимый |
Сдержанный | Поддающийся |
настроениям | |
Необщительный Меланхолик | Холерик Импульсивный |
Интровертированный Флегматик | Сангвиник Экстравертированный |
Пассивный | Общительный |
Старательный | Открытый |
Вдумчивый | Разговорчивый |
Миролюбивый | Доступный |
Направленный | Живой - |
Надежный | Беззаботный |
Разверенный | Любящий |
Спокойный Инициативный | |
Устойч | ивый |
Методика диагностики акцентуаций характера
Цель методики: выявить проявления акцентуаций характера.
Задачи: На основании анализа ответов на анкетный опросник определить индивидуальные особенности проявления акцентуаций характера.
Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для запоминания тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».
Правила проведения:
1. Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята.
2. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять, начиная с 11—12-летнего возраста как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.
Подростковый возраст называют «трудным». В этот период у ребенка заканчивают свое формирование важнейшие функциональные структуры головного мозга (электроэнцефалографические показатели у детей этого возраста становятся сходными со взрослыми. Ребенок за сравнительно короткое время становится сходным со взрослыми и по телесной организации. Мощный ска-
чок в развитии происходит часто на фоне изменений в поведении в котором могут проявляться раздражительность, утомляемость' негативные реакции, могут возникать различного рода психопатии.
Акцентуация характера. (К. Леонгард) представляет собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера: явная и скрытая (А. Е. Личко; А. Александров, 1973).
Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзросле-нии особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация — обычные варианты нормы. В привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или совсем не проявляются. Даже при детальном анализе поведения, биографии, разностороннем контакте трудно составить четкое представление об определенном типе характера. Однако в связи со стрессовыми ситуациями, психогенными травмами в «месте наименьшего сопротивления» их можно иногда неожиданно обнаружить.
Нижеприведенная методика позволяет выявить десять типов акцентуаций: гипертимность, застреваемость, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимичность, демонстративность, возбудимость, дистимность, экзальтированность.
Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный «ДА» и «—», если ответ отрицательный «НЕТ». Для-обработки результатов необходимо изготовить ключи по типу трафаретов, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, и осуществляется подсчет ответов, соответствующий ключам.
Гипертимный тип (ответы «ДА» на вопросы: 1, 11, 23, 34, 43, 45,55,67,77).
Обычно гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистан-
ции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хорошее настроение, даже приподнятое. Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. Большое стремление к самостоятельности может быть часто следствием конфликтов, приводит к побегам, отлучкам. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачи.
Застреваемый тип (ответы «ДА» на вопросы: 2, 15, 24, 33, 37, 56, 68, 78, 81 и «НЕТ» на вопросы: 12, 46, 59).
Застреваемые подростки особо чувствительны к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее, отличаются мстительностью, отсутствием способности «легко отходить» от обид. Сильно развитое честолюбие часто приводит к настойчивым отстаиваниям своих интересов, которые они отстаивают с особой энергичностью. Иногда вступают в конфликт, отстаивая интересы других. Обладают великим упорством в достижении своих целей, часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. В связи с этим проявляются настороженность и недоверчивость по отношению к людям.
Эмотивный тип (ответы «ДА» на вопросы: 3, 13, 46, 47, 57, 69, 79 и «НЕТ» на вопрос: 25).
Наиболее сильно выраженная черта эмотивного типа — сопереживание другим людям или животным. У подростка этого типа могут быть «близко» слезы, в особенности когда смотрит кинофильм, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия вызывает сильное потрясение, которое долго не может забыться и может нарушить сон. Это люди, обладающие мягкосердечием, легко прощают недостатки другим и сами часто идут на примирение в конфликтах. Они особо относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. Про таких говорят: «Мухи не обидит».
Педантичный тип характеризуется постоянным сомнением правильности выполненной работы, частыми самопроверками. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку. Педантичный тип сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка, вследствие чего могут возникать конфликты. В выполнении каких-либо действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность. От излишней педантичности иногда может быть заниженная самооценка, неуверенность в том, что выполнит работу.
Тревожный тип (ответы «ДА» на вопросы: 16, 18, 27, 38, 49, 60 71, 82, 83 и ответ «НЕТ» на вопрос: 5).
Обычно с детства проявляется пугливость и боязливость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших; нотации взрослых могут вызывать угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние, в отличие от протеста, свойственного другим детям подросткового возраста. Рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут более раскрыть свои способности. Свойственные с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают подружиться с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.
Циклотимический тип (ответы «ДА» на вопросы: 6, 18, 28, 40, 50,62,73,84).
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды — обычно в детстве производят впечатление гипертимных, но затем в период пубертатного скачка появляется ощущение вялости, упадка сил; то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, а также, с одной стороны, бессонница и сонливость — с другой. На замечания и укоры обычно отвечают раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, порой даже могущую закончиться суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы изменения состояния обычно длятся 3 недели. В студенческие годы учатся неровно, часто упущения наверстывают с трудом, рождая в себе отвращение к занятиям.
Лабильные циклоиды — фазы смена настроения у них обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более наполненными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены эмансипационные устремления и желания иметь друзей, войти в компанию. Самооценка формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт переживания «хороших» и «плохих» фаз. Пока такого опыта нет — самооценка подвержена настроению.
Демонстративный тип (ответы «ДА» на вопросы: 7,19, 22, 29, 1, 44, 51, 63, 73, 85, 88 и ответ «НЕТ» на вопрос: 5).
Главная черта этого типа — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Особенно отягощает перспектива быть незамеченным. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Обычно похвала других в их присутствии вызывает особо неприятное ощущение, они этого не выносят. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности.
Обладая патологической способностью к вытеснению, они могут полностью забыть то, о чем они не желают знать. Это расковывает их в лжи. Обычно лгут с невинной миной; то, что они говорят в данный момент, для них является правдой, поскольку, по-видимому, внутренне они не осознают свою ложь, или же осознают очень неглубоко, без .совестливых переживаний. Стремятся достигнуть своими реакциями того, к чему обычно стремится человек.
Возбудимый тип (ответы «ДА» на вопросы: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,86).
Возбудимый тип часто отличается непослушанием в детстве, трудностью регулирования своего поведения. Возможно, что это связано с отставанием в развитии второй сигнальной системы, поскольку по К. Леонгарду этот тип легко диагносцируется пробой на называние предметов за короткий отрезок времени. Обычно люди за 3 минуты могут назвать более 60 предметов. Лица с возбудимой акцентуацией в этой пробе значительно отстают. Часто наблюдается нежелание учиться, уже с начальных классов. Только при неустанном контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют школьные задания. Все плохое так и «липнет» к ним. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество. Недостаточная инициативность не позволяет им занять место лидера. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным, работают они лишь по мере крайней необходимости. Равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Реакция возбуждения гасится с трудом, может быть опасна для окружающих, могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых.
Дистимный тип (ответы «ДА» на вопросы: 9, 21, 42, 75, 87 и «НЕТ» на вопросы: 31, 53, 65).
Отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения пессимистическое отношение к будущему; в беседе обычно немногословны, либо молчаливы, испытывают трудность в возникновении беспечно-веселого настроения. Общества, шумной компании обычно избегает. Отличительная черта — угрюмость.
Экзальтированный тип (ответы «ДА» на вопросы: 6, 10, 32, 54 76).
Яркая черта этого типа — высокая способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Это чувство часто может возникать у них по причине, которая у других не вызывает большого подъема. С другой стороны, эти личности могут легко впасть в отчаяние, разочароваться. Эти состояния могут внезапно сменяться большой радостью, приливом восторга.
ВОПРОСЫ
1. Ваше настроение бывает в основном ясным, неомраченным?
2. Чувствительны ли вы по отношению к обидам, огорчениям?
3. Легко ли вы плачете?
4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее выполнения?
5. Были ли вы в детстве так же смелы, как ваши сверстники?
6. Бывают ли у вас колебания настроения: от очень веселого к очень тоскливому?
7. Находясь в обществе, вы любите находиться в центре внима-I ния?
8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода попадаете в недовольно-раздражительное настроение?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Скоро ли вы забываете, если вы кого-либо обидели?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Кинув письмо в почтовый ящик, не проверяли ли вы: прошло ли оно, не застряло ли в щели?
15. Стараетесь ли вы на работе из честолюбия быть одним из . лучших?
16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?
17. Считают ли вас люди несколько педантичным?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних признаков?
19. Любят ли вас все ваши знакомые?
20. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
21. Ваше настроение несколько подавлено?"
22. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
23. Трудно ли вам длительное время находиться на одном месте?
24. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость?
25. Можете ли вы резать птицу?
26. Раздражает ли вас, если занавеска или скатерть на столе висят неровно, стремитесь ли вы тотчас исправить это?
27. Боялись ли вы, будучи ребенком, оставаться дома одни?
28. Бывают ли у вас беспричинные колебания настроения?
29. Являетесь ли вы по своим личным качествам или учебе одним из лучших?
30. Легко ли вы впадаете в гнев?
31. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
стья?" БЫВаЮТ ЛИ У ВЯС СОСТ05СТОЯНИЯ> когда вы преисполнены СЧа-о HeS М°ЖеТе ЛИ ВЫ "^Р™^10 высказать кому-либо свое мнение
34. Можете ли вы развлекаткать общество, быть душой компан* ■>
35. Пугает ли вас вид крови?ви? мушип компании?
36. Охотно ли вы беретесь згь за дело, требующее от ваг fin„u чувства собственной ответственвенности? ующсе от вас °олыц0го
37. Заступаетесь ли вы за лм людей, по отношению к котопым „ пущена несправедливость? которым до-
38. Беспокоит ли вас необхобходимость спуститься в темнмй греб войти в пустую, неосвещекценную комнату? темныи ло-
39. Предпочитаете ли вы рабработу. TDefivmmvir. ы«™.,~ усидчивости, работе быстройРи /и с «&S2^J£2£5^ "
40. Общительный ли вы челозловек? *у->ыагамя.
41. Охотно ли вы в школе декдекламировали стихи?
42. Кажется ли вам жизнь тя; тяжелой?
43. Будучи ребенком, не убегбегали ли вы из дома?
44. Случалось ли вам так ра пасстпяипях^с, «.» ™ конфликта, ссоры, что после ^^S^S^JS^1"6^ янии пойти на работу, учебу? чувствовали себя не в состо-
45. Можете ли вы сказать, чт что лаже ппи «*>„„.,,.,,
чувства юмора? Д ри неУДаче вы не теряете
46. Стараетесь ли вы помиритриться, если кого-нибудь обидели?
47. Предпримите ли вы первьовым шага к примирению?
48. Случалось ли вам, уйдя ш из дома, возвпашатьга 'г,™
не случилось ли что-нибудь? возвращаться, проверять,
49. Беспокоили ли вас мыслили, что г мм» ■»„,,, „о что-нибудь может случиться? ИЛИ вашими РОДными
50. Ваше настроение меняется-ся в зависимости от погоды?
51. Трудно ли вам выступатшть на спенр и™ г- JVa большой аудиторией? Ц или с каФедРы перед
52. Можете ли вы, если на копого-нибудь сеплитР^ «^ кулаки? "«чудь сердитесь, пустить в ход
53. Нравится ли вам быть в обобществе?
ние?4" М°ЖеТе ЛИ ВЫ П°Д влияни«ием разочарования впасть в отчая-55. Любите ли вы организовананную деятельность? Ло. Упорствуете ли вы в доститижении цели если ня ™,„.
чается много препятствий? ' сли на ПУТИ встре-
57. Может ли вас так взволноновать трагический *„„,., ступят слезы? трагический фильм, что вы-
58. Бывает ли вам трудно заснснуть из-за тот. u™ ™ ^ дневными заботами, проблемами «общества? 3абиТа 304
59. Подсказывали ли вы или давали списывать в школьные годы?
60.. Волнует ли вас необходимость пройти одному в темноте по
кладбищу?
61. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь лежала иа своем месте?
62.. Случается ли с вами, что ложась спать в сниженном расположении духа, следующим утром вы встаете в подавленном, мрачном н;астроении?
63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
64. Подвержены ли вы головным болям? i
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы относиться к людям, которых ни во что не ставите, так, чтобы они этого не замечали?
67. Считаете ли вы себя энергичным, предприимчивым человечком?
68. Страдаете ли вы от несправедливости?
69. Любите ли вы природу?
70. Уходя из дома, или ложась спать, проверяете ли вы — закрыт ли газ?
71.. Боязливы ли вы?
72. Часто ли меняется ваше настроение?
73. Принимаете ли вы участие в любительских спектаклях, в драмкружке?
74. Испытываете ли вы иногда влечение к чему-то заманчивому, неведомому?
75. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
76. Бывают ли у вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?
77. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
78. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
80. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу тетрадки?
81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
82. Часто ли бывают у вас страшные сновидения?
83. Возникают ли у вас иногда внезапно представления, что вы можете броситься под колеса мчащегося поезда, или если вы находитесь около высоко расположенного окна или балкона, то можете из него выпрыгнуть?
84. Становитесь ли вы сами веселее в окружении веселых людей?
Зак. 179S
85. Можете ли вы достаточно хорошо отвлечься от гнетут,, проблем, не думать постоянно о них? ^^
86. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы?
88. Могли бы вы, участвуя в театральном представлении, настолько войти в роль, влиться в образ, что при этом забыть, что вы сами не такой как на самом деле?
Регистрационный бланк
№ | + | - | № | + | - | № | + | - | № | + | |
Г 28 | |||||||||||
Дата
Пол
Возраст
SЕTA Матрицы Равена
SET 6
SET С
SET В
SET E
Список использованной литературы
КАнастази А. Психологическое тестирование.— М., 1982.
2. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления.— \1., Высшая шк., 1968.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей.— М, Просвещение, 1974. 4.Гримак, Выготский, Ковалев А. Г., Мясищев В. И. Психические
особенности человека, т. II. Способности.— Л., Изд-во Ленингр. Унив-та, I960.
5. Кон И. С. «Открытие «я».— М., Политиздат, 1978.
6. Коршунов А. М. Теория отражения и тв-во. М., Политиздат, 1971. 7.Кривцун О. А. Искусство и мир человека. — М., Знание, 1986.
8. Лебедев В. «Тайны» психики без тайн. — М., Политиздат, 1977.
9. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. — М.~, Политиздат, 1982. Ю.Лейтес П. С. Умственные способности и возраст.— М., Педагогика, 1971. П.Леонтьев А. И. Проблемы развития психики. 3-е изд.—М., Изд-во МГУ,
1972.
12. Лук А.'Н. Психология творчества.— М., Наука, 1978.
13. Лук А. И. Мышление и творчество.— М., Политиздат, 1976-
14. Маркарьян Э. С. Теория культуры и современная наука.— М., Мысль, 1983.
15.Мялкин А. В. Способности и потребности личности.— М., Мысль, 1983.
16. Палий В. Ф., Щербинина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения мира.
17. Пекелис В. Твои возможности, человек. 5-е изд., перераб. и доп.— М., Знание, 1986.
18. Псччси Аурелио. Человеческие качества.— М., Прогресс, 1980.
19. Платонов К. К. Проблема способностей.—М., Наука, 1972.
20. Пономарев Я. А. Психология творчества.— М., Наука, 1 976.
21. Праздников Г. А. Процесс художественного творчества.— Л., 1977.
22 Сам сип А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей — М , Высш. шк., 1987.
23. Сержантов В. Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и ее гественнонаучного познания.— Л , Изд-воЛГУ, 1980.
24.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М., 1961.
25. Год о ров Ангел ст. Качество жизни.— М., Прогресс, 1980.
26. Мелетинский Е. М. Поэтика мира.— М., 1976.
27-Лурия А. Г. Об историческом развитии познавательных процессов.— М., 1974.
28. Фрозер Дж. Дж. Золотая ветвь,— М., 1980.
29. Брихадараньяка упанишада.— М., 1964.
30. Радхакришнан С. Индийская философия.— М., 1956.
31. Древнекитайская философия.— М., 1972. 32.Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси.
33. Монтень М. Опыты.— Л., 1960, кн. III.
34. Спиноза Б. Избр. произв. В 2-х кн.— М., 1957.
35. I* у ссо Ж.-Ж.Пед. сочинения. В 2-х т.—М., 1981.
36. Гете. Фауст.— М., 1953.
37. Гессе Г. Избранное.— М., 1977, с. 358.
38. Гегель. Сочинения, т. XII.— М., 1938.
39. Роден О. Искусство, СПб., 1914, с. 201. 40.Дмитриева И. А. Краткая история искусств — очерки. 41.Лессинг Г. Э. Избранные произведения.— М., 1953.
42. «Греческая трагедия».— М., 1956.
43. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. — Т. I.— М., 1953. 44.Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад.— М., 1961.
Боре в Ю. Эстетика.—М., 1975. 45.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1964, гл. 3.
46. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., Просвещение, 1968.
47. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд., перераб. — М., Мысль, 1976.
48. Анцыферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии.— М., Наука, 1974.
49. Свядощ А. М. Женская сексопатология.— М., Медицина, 1974.
50. Сухомлииский В. А. Рождение гражданина.— М., Молодая гвардия, 1971.
51. Кон И. С. Психология старшеклассника.— М., Просвещение. 1980.
52. Кнсбель Г. О. Поэзия педагогики.—М., ВТО, 1960.
53. Голод С. И. Личная жизнь: Любовь, отношения полов.— Л., 1990.
54. Разум сердца. Составители В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. — М., 1990.
55. Бизнес и менеджер. Составители И. С. Дараховский, И. П. Черно-иванов, Т. В. Прехул.—М., 1992.
56. Кон И. С. В поисках себя. — М., 1984.
57. Искусство стаи, и бып, человеком.— М., 1992. 58.Дильтей В. Описательная психология.— М., 1924.
59. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.— Париж, 1971.
60. Рубинштейн М. М. Юность.—М, 1928.
61. Общая сексопатология. Руководство для врачей (Под ред. Г. С. Василь-ченко).— М., 1977.
62.Кон И. С. Введение в сексологию.— М., 1988.
63. Вопросы психиатрии, психотерапии, сексологии.— Караганда, 1967.
64. Кон И. С. Психология юношеского возраста.— М., 1979.
65. Рюриков Ю. Три влечения.— Минск, 1986.
66. Сборник задач по общей психологии (Под ред. В. С. Мерлина).— М., 1974.
67. Гранин Д. А. Искатели. Избр. произв. в 2-х том., т. I.— Худ. лит-ра, 1969.
68. Платонов К. К. Занимательная психология.— М., 1962.
69. Чехов А. Собр. соч., т. 8.— М., Худ. лит-ра, 1962. 70.Диккенс Ч. Собр. соч., т. 24.— М., Худ. лит-ра, 1959. 71. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2.— М., 1954.
72. Станиславский К. С. Ранние варианты системы, N 923, лист 31, Музей МХАТ, архив К. С.
73. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии (Под ред. Ю. М. Забродина).— М., 1990
74. Личко А. Е., Александров А. Акцентуация личности у подростков.— М., 1973.
75. Андреев А. Д. Широкое течение.— М., 1955.
76. Прилежаева М. Над Волгой.—М., 1962.
77. Фрадкин К. Дорога к звездам.— П., 1958.
78.Куприн А. Поединок. Собр. соч. в 9-ти т., т. 4.—М., 1971.
79. Паустовский К. Золотая роза. Собр. соч. в 6-ти т., т. 2.— М., 1957.
80.Толстой Л. Н. Анна Каренина. Собр. соч. в 20-ти т., т. 9.— М., 1963.
81. Горький А. М. Старуха Изергиль. Собр. соч. в 30-ти т., т. I.— М., 1949.
82. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии.—М., 1986. 83.Леонгард К. Акцентуированные личности (Пер.снем.)—Киев, 1981. 84.Личко А. Е. Подростковая психиатрия, 2-е изд.— Л., 1985.
85. Справочник по психиатрии, 2-е изд.— М., 1985.
86. Рерих Н. К. Бесстрашие. Избранное.— М., 1979.
Содержание
Введение..........................................6
Краткий исторический экскурс в психологию творчества ..............7
Глава 1. Творчество личности и зеркале культуры .................10
§ 1. Возникновение творческого самосознания личности............10
§ 2. Античное творчество — ориентация на космос...............14
§ 3. Эволюция психологических понятий в учениях древнегреческих
философов........................................21
§ 4. Трагическое начало в творчестве.......................23
§ 5. Творчество средневековья — путь познания себя через бога........30
§ 6. Человек, творящий себя, — эпоха Возрождения ..............33
§ 7. Творческий поиск Фауста...........................37
§ 8. Отчуждение личности в творчестве современности ............50
Глава 2. Менеджер — современная творческая личность..............56
§ 1. Психология современного менеджера ....................56
§2. Приемы эффективного управления ......-...............60
§ 3. Тип лидера, преобразовывающего действительность............64
§ 4. На пути к сознанию творческого мышления.................70
Глава 3. Творчество духа в мистическом откровении................81
§ 1. Учение о свободном Духовном Творчестве .................81
§ 2. К вопросу об интуиции ............................85
§ 3. Феномен духовной живописи...........,.............90
§ 4. Сон как средство вдохновения ........................95
Глава 4. Диагностика и самодиагностика творческой личности.........101
§ 1. Методики оценки личности.........................101
§ 2. Основы высшей нервной деятельности и изучение темперамента ... 118
§ 3. Типы личности ..................-..............125
§ 4. Личностные тесты ..............................128
§ 5. Примеры на проективные методики:....................134
1. Тематический аперцептивцьш тест .....................134
§ 6. Определение склонностей и интересов личности.............150
Глава 5. Проблемы юношеского возраста .....................162
§ 1. Что такое юность? ..............................162
§ 2. Характер нужно иметь, но какой? .....................181
§ 3. Искусство общения (беседы с подростками)................191
§ 4. Типы любовной культуры (лекции для родителей) ...........199
§5. Поможет ли астрология узнать что-то о себе самом?..........-■» 207
Глава 6. Практические задачи и упражнения на уроках психологии творчества 222 § 1. Учебно-творческие задачи (К темам «Воображение» и «Чувства») . . . 222 § 2. Упражнения по развитию психофизического аппарата человека .... 242
Заключение ......................................268
Приложение. Тестирование способностей личности на современном этапе развития психологической науки............................ . 273
Список использованной литературы........................ 337
Редактор В. В. Черный
Технический редактор Л. И. Ползунова
Корректор Н. М. Михнсвич
ЛР№ 10265 от 28.10.92 г.
Сдано в набор 4. 03. 94 г. Подписано в печать 23.05.94 г. Печать офсетная.
Бумага газетная. Усл. печ. л. 20,0. Заказ 1795. Тираж 10000 экз.
Типография «Пензенская правда». 440026, г. Пенза, ул. К. Маркса, 16.
Научно-методический центр
отдела образования городской администрации.
440049, г. Пенза, ул. Попова, 38а.
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru