Сплав по реке Западная Лица от руин зимовья

30 июля от выхода с озера до стоянки за озером Меменявр после протоки в безымянном озере работали 11 часов 20 минут. Стоянка получилась удобной у телефонной линии. С учетом дичайших меандров пройдено 18 - 19 км. Ветер на озере дал о себе знать. Мелкие перекаты ниже зимовья слабы и отмечаютмя в описании, а вот некоторые корчи приходилось распиливать чтобы расчистить проход..

17-25 На левом берегу руины зимовья. Следы вездеходов (старые).

18-00 Долина реки сужается, формируются берега. В русле появляются камни.

18-32 Река вошла в берега высотой до 2 м. Короткие перекаты и коряги. Ширина речки до 6-8м.

20-25 Заломы. Каменистые перекаты. Приток слева.

22-28 Озеро Мемекъявр. Ищем место для стоянки. Ветер юго-западный.

22-50 Стоянка за протокой из озера у телефонной линии.

Ходовое время около 8 часов, пройдено 18 км.

31 июля 13-12 После ремонта оболочки гондолы стартуем..

13-12 Нашли выход из озера. Протока закрыта. Ориентировались по линии связи.

13-50 Вошли в речку. Прошли два несложных порога 2 кт.

14-35 Разбои.

14-40 Два переката 2 к.т.

15.00 Приток слева.

15.08 Озеро Горбатое. Крепкий фордевинд.

15-38 Остановились на обед у линии связи на высоком берегу. Руины землянки старателей. Зашиваем оболочку гондолы.

20-30 Пошли

21-00 Конец узкой протоки с камнями. Озеро Долгое. Перед ним каскад шивер 2 -3 кт. Шли сходу. Протока из озера Долгого влево.

21-35 Шивера 3 кт. Проходили по желобу как перекат из под вогнутого берега к выпуклому через центр, по струе.

21-52 Разбой. Каменистые перекаты в протоках. Ниже шивера 3 кт на 1,5 км. Шли сходу.

22-15 Начались меандры. Течение слабое. Подпор перед порогами.

23-50 На полутора км. два порога 3 кт. Шли по центру, маневрируя между камнями. Встали на ночлег перед порогом 4 кт. Место для стоянки замечательное.

Ходовое время около 8 часов. Пройдено около 30 км

1 августа Порог 4 кт протяженностью 450м имеет падение метра 4, нашпигован скальными обломками разного размера. Надводные - метра 3 и меньше, гряды обливных камней. Явно выраженного судового хода нет. Остров в пороге формирует бурную, но мелководную протоку под левым берегом. Правая протока на входе широка и мелководна, но судовой ход формируется под правым берегом. На выходе из протоки гряда из крупных камней. Проходить вплотную к кустам правого берега.

11-46 Старт.

12-00 Разлив. Справа полноводный приток. Русло расширяется.

12-10 Прошли разлив. Правыйц берег осыпной, песчаный, высотой 2м.

12-23 Каскад шивер 2 кт пройден сходу.

12-55 Переход через реку линии связи. Ширина реки около 20м, расход около 15 кубов/сек.

13-05 На правом повороте шивера (три ступени, 2 - 3 кт). протяженностью около 1 км. Шли сходу.

13-25 Прошли две шиверы 2-3 кт на километровом участке.

14-10 Порог 3 кт. Оксана зазевалась и вылетела за борт.

16-00 Обед на мысу озера.

17-40 Пошли. За 10 минут прошли сходу две шиверы 2-3 кт.

18-10 Прошли сходу каскад из 5 шивер 2 - 3 кт.

18-20 Порог 5 кт протяженностью около 600м с перепадом высот около 5 м.

Провели разведку, организовали страховку. Заход под правым берегом с уходом на центр по краю бочки. Далее проходить через сливы в косых воротах либо по центру, либо под левым берегом. На выходе крупнокаменистая мель. Ниже река расширяется до 120м. До моста около 6 км. Предстоит пройти 5 шиверок. Последняя в правой и левой протоках острова. В левой протоке менбше воды, но плавно сбрасывается уклон, на выходе мель из крупных обливных камней. Правая протока более мощная.

21.20 Впереди железнодорожный мост. Это 84 км от Мурманска. Под мостом порог 4 кт. Заход левее центра и проход под левым берегом через в/п сливы. Это начало порогов, типичных для нижнего участка Западной Лицы. Некогда у моста был поселок. Ныне об этом напоминает печка на левом берегу с встроенным водогрейным котлом. При желании это пригодно для бани. Встали на стоянку на правом берегу ниже мостового перехода (моста нет).

Ходовое время 7-40, пройдено 32 км.

2 августа. Солнце. 10-30 Старт. Широкая река. По правому берегу следы недавнего пожара. По левому - следы старой гари.

11-15 Каскад шивер 2-3 кт. Две последние - по километру каждая. Шли сходу.

12-15 Техническая остановка ниже впадения Лебяжки. Она маловоднее Западной Лицы.

13-15 Прошли каскад из 7 шивер 3 кт. Две последние - почти по километру. Шли сходу.

14-52 Прошли под ЛЭП 220кВ.

15-10 Порог 5 кт Кюри.

Перед порогом брод. Начало порога крутая горка, изрядно мелкая. Заход по центру и смещаться правее центра. Затем по струе круто уйти влево, обходя косые валы в сливе. Из-под левого берега смещаться к центру. Развернуться на валу и по сливууйти по центру струи. Перед огромным рыжим камнем уйти круто вправо и далее лавировать в хаосе обливных и надводных камней. Рюкзаки обнесли по дороге, которая проходит у подножья сопки. К реке хотели подойти по просек под линией связи. Эта линия здесь демонтирована и мы прошли излишнне далеко вперед ( озеро слева). Более удобная дорога проходит ближе к реке. До рюкзаков мы прошли еще две шиверы 2 кт. Справа по берегу замечено движение автомашин по дороге.

Перед обносом пообедали до дождя.

19.00 - 19.50 Прохождение порога всеми экипажами.

20.10 Загрузили рюкзаки. Пошли. Ветер встречный.

21.00 На правом берегу дорога с Чертова перевала. Отсюда стартуют те, кто сплавляется по нижним порогам Западной Лицы.

21.30 Справа виден флаг и армейские палатки, автомашины. Прошли мемориальный комплекс, посвященный защитникам перевала.

22.10 Подошли к шивере. Брод. Решили сделать стоянку на левом берегу. Удобным посчитали место ниже брода в 50 м. В паводок вода здесь поднимается метра на два и с корнем выворачивает прибрежные березы. Моросит.

3 августа. Пасмурно. Ветер встречный крепкий.

11-42 Прошли шиверу 2 кт.

12-30 Подошли к порогу. Вот и "Свет в окошке", он же Шестой Падун. Пролет моста, висящий на камне высотой не менее 2 метров дает представление о мощности паводка. Разгонная шивера заканчивается мощными валами косого слива после которого через 6-8 м косые ворота, через которые сливается отраженный от правого берега поток ( около 40 кубов/сек). Водопадный слив не менее двух метров - кульминация порога. Ниже обширная заводь, где можно организовать страховку, далее выходная шивера. Временами в подпорожье и в пороге вылетали лососи, извиваясь в воздухе. Есть сведения, что ниже слива браконьеры притапливают сети - это опасно при оверкиле. По предложенной классификации этот порог тянет на 6 кт. Вероятность чистого прохождения 50%. Мы околеваем от холода и обносим этот порог. Вот момент истины - стремились к этим порогам, хотели пройти, но перегорели на перврвопрохождении, потеряли спортивный азарт. Вначале Саша Сапожников выразил готовность, а потом усомнился. Прощай "Свет в окошке", мы не вступаем с тобой в единоборство.

16-20 Прошли шиверу "Плюшку" по лоции Виноградовых сходу ( 4 к.т.). Впереди автомобильный мост. Конец сплава. Нижние пороги мы посмотрим : отснимем, но не пойдем. Мы решали другую задачу, а здесь пороги исследованы и описаны. Теперь к ним можно подъезжать на автомобиле с комфортом и кататься на этих мощных водопадах в свое удовольствие. При хорошей экипировке оверкиль не страшен, если нет глухой закупорки котла в подпорожье или непредсказуемых карманов. Красивая жизнь может быть на этих порогах у состоятельных людей. Это идеальное место для развития экстремального туризма. Уникальные пороги, полярное лето, лицензионная рыбалка, развитая сеть дорог, полная информация о препятствиях, возможность организовать надежную страховку. На нижних порогах можно провести Чемпионат России по туристскому многоборью - сам Бог велит. Это бы поставило точку в классификации здешних порогов.

Стоянка на левом берегу ниже разрушенного ж/б моста. Дождь.

Наши рекомендации