Тема 5. невербальные средства общения
ДРЕСС-КОД.
- Невербальные средства общения. Язык телодвижений (мимика, жесты, позы, зрительный контакт, параметры голоса и пр.).
2. Личное пространство, дистанция и территория невербального общения.
3. Язык жестов различных народов.
4. Требование к внешности делового человека. Понятие «дресс-кода».
5. Общие международные стандарты к одежде делового человека.
6. Требование к одежде мужчины и женщины в различных сферах делового общения.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое невербальное общение? Какие Вы знаете системы передачи информации невербальным способом?
2. Назовите 10 основных средств невербального общения.
3. Что такое паравербальные и экстравербальные сигналы?
4. Назовите отличие понятия «дистанция» при вербальном и невербальном общении.
5. Что такое «дресс-код»?
6. Назовите основные требования к внешнему виду деловой женщины и мужчины
ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
1. Виды общения: понимающее, принижающе-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное.
2. 5 основных видов коммуникаций (познавательная, экспрессивная, суггестивная, ритуальная, убеждающая).
3. Методы воздействия на собеседника И. Брайма: убеждение, внушение, принуждение.
4. Влияние индивидуального психотипа личности (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) на стиль делового общения.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте характеристику понимающему, принижающе-уступчивому, директивному, защитно-агрессивному общению.
- Какие виды коммуникаций Вы знаете? Дайте им характеристику.
- Каковы отличительные черты приёмов убеждения, внушения и принуждения?
- Какого влияние психотипа личности на манеры делового общения? Приведите примеры.
II. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ.
Цель занятий - апробация способов приложения знаний по предмету к реальной действительности, закрепление и дальнейшее развитие навыков делового общения у студентов.
2.1. Деловая игра «Самопрезентация» (2 часа)
Цель: отработка навыков и приёмов самопрезентации на практике.
Несколько студентов (в зависимости от группы) в течение 2-3 минут рассказывает о каком-либо событии, предмете (тему слушатель узнает за несколько минут до выступления от преподавателя или выбирает самостоятельно). Темы могут быть самые разные и касаться как событий личной жизни и предметом быта, так и будущей профессиональной деятельности.
После выступления студента преподаватель и остальные студенты задают выступающему вопросы по теме выступления.
Далее обсуждаются выступления студентов. Выделяются основные положительные и отрицательные моменты. Даются рекомендации.
Вопросы и задачи:
1) Соблюдал ли выступающий последовательность этапов презентации, в т.ч. приветствие, вхождение в контакт с аудиторией, переход к теме рассказа, ответы на вопросы, выводы по теме своего выступления, выход из контакта?
2) Сколько времени говорил выступавший студент? Как слушатели чувствуют, сколько времени выступал данный человек?
3) Удалось ли оратору установить контакт с аудиторией?
4) Достаточно ли раскрыл тему своего выступления?
5) Считают ли слушатели данное выступление выразительным, интересным? За счет чего это достигалось?
6) Кто из выступающих студентов группы наиболее успешно использовал собственные навыки самопрезентации.
2.2. Деловая игра «Новая фирма» (2 часа).
Цель: отработка навыков взаимодействия с производ-ственным коллективом в т.ч. (подготовки и проведения деловых совещаний, принятие решений, разрешение конфликтных ситуаций).
Студенты разбиваются на группы по 5-7 человека, которые образуют «фирмы». Каждой «фирме» надо за 7-10 минут придумать название, назначить главных специалистов, и разработать план предпринимательской деятельности. Затем на деловое совещание собираются все руководители «фирм» и излагают свои планы.
Наблюдатели анализируют ход совещания, позиции участников, характер взаимодействия, а также возможный конфликт мнений и исход совещания.
Вопросы и задачи:
1) Какие приёмы были использованы студентами при проведении деловой игры (убеждение, внушение, давление, аргументация и пр.)?
2) С какими барьерами столкнулись работники фирм при подготовке задания?
3) Оценить и обсудить подготовленные «фирмами» планы и выбрать лучший проект.
III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Исторические предпосылки делового общения.
2. Условия и особенности развития деловой культуры в России.
3. Современные концепции ведения деловых переговоров.
4. Психологические аспекты делового общения.
5. Атрибуты делового общения, вопросы протокольного старшинства.
6. Этические аспекты и практика делового общения стран Европы.
7. Особенности делового этикета Восточных стран.
8. Деловое общение в США.
9. Особенности деловой переписки.
10. Виды и особенности деловых приемов.
11. Подготовка и проведение презентации.
12. Письменная коммуникация в структуре делового общения.
13. Подготовка и проведение совещаний.
14. Деловой протокол. Особенности делового протокола международных переговоров.
15. Речь в межличностных, общественных и деловых отношениях.
16. Логические и психологические приемы полемики.
17. Особенности телефонной (электронной и т.д.) коммуникации.
18. Риторика. Публичная речь в деловом общении.
19. Принятие решений в деловом общении.
20. Имиджелогия, как наука. Современные требования к руководителю.
21. Деловые документы. Международные стандарты к оформлению.
22. Самопрезентация. Её место в деловой общении.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
4.1.Требования к написанию контрольной работы:
- Контрольная работа выполняется студентом в строгом соответствии с темой, определённой преподавателем курса;
- Материал контрольной работы должен определяться и подаваться на основе продуманного развёрнутого плана, представленного в содержании (оглавлении) контрольной работы;
- Содержание (оглавление) контрольной работы должно отвечать поставленным целям и задачам (теме исследования);
- Каждую из частей, входящих в структуру контрольной работы (вводную, основную и заключительную), следует начинать с нового листа.
- Перед написанием контрольной работы необходимо проработать список специальной литературы по выбранной теме;
- При использовании фраз, предложений и пр. выдержек из текстов используемых источников литературы, необходимо делать обязательные ссылки с полным указанием источника;
- Ссылки выполняются в виде сносок, оформляемых в квадратных скобках или в виде концевых сносок в конце каждой страницы;
- Рекомендуется помимо учебно-методической, научно-методической литературы и монографий в контрольной работе необходимо использовать материалы (статьи) периодической печати, прямо или опосредованно связанных с проблематикой исследуемого вопроса;
- Допускается использование в контрольной работе электронных ресурсов, с точным указанием полного электронного адреса, которые так же оформляются в виде ссылки;
- Не допускается полное копирование («скачивание») текстов контрольных работ из Интернета. В этом случае работа считается не выполненной.
- Контрольная работа сдаётся на кафедру для проверки не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. При несоответствии требованиям работа может быть возвращена студенту на доработку.
4. 2.Требования к структуре контрольной работы:
- Контрольная работа должна содержать титульный лист установленного образца, оглавление или содержание (план исследования), введение, основную часть, заключение и список использованной литературы и источников;
- Во введении должны быть отражены значимость выбранной темы, цели и задачи работы, могут быть даны основные определения и понятия, используемые в работе в дальнейшем;
- Основная часть должна состоять из двух - трёх подразделов, отражающих тему исследования максимально глубоко и широко;
- В заключении формулируются главные результаты (выводы) работы;
- Список использованной литературы и источников должен содержать не менее 10 наименований;
- Общий объем работы – не менее 20-25 страниц печатного текста.
3.Требования к оформлению контрольной работы:
- Оформление контрольной работы, в т.ч. титульного листа, содержания (оглавления), списка используемой литературы и источников, таблиц, графиков, рисунков, формул, сносок и пр. осуществляется согласно установленным правилам (стандартам);
- Текст работы должен располагаться на одной стороне листа, формата А4 писчей бумаги;
- Набор текста работы осуществляется компьютерным шрифтом «Тimes New Roman». Размер шрифта – 14, межстрочный интервал - полуторный. Размеры полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 25мм; левое – 30 мм, правое – 10 мм;
- Нумерация страниц проставляется со второго листа работы, сверху, посередине;
- При выполнении ссылки на литературный или электронный источник указывается порядковый номер, под которым данный документ или источник представлен в списке использованной литературы или расписывается полностью в конце страницы.
Основная литература:
1. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: Учебник в 2-х томах. – Издание 3-е дополненное, М.: Дело, 2008. - 720 с.
2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов/ А.Я Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г.Коновалова. - М.: Инфра-М, 2002. - 367 с.
3. Павлова, Л.Г. Основы делового общения: Учеб. пособие / Л.Г.Павлова; Под ред. Л.А.Введенской. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 311с.
Дополнительная литература:
4. Архангельская, М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам: Правила, принципы, рекомендации / М.Д.Архангельская. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ЭКСМО, 2006. – 176 с.
5. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224с.
6. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие
М.: Финансы и статистика, 2003. - 206 с.
7. Введенская, Л.А. Деловая риторика: Учеб. пособ. для вузов / Л.А.Введенская,Л.Г.Павлова. - 2-е изд.,перераб.и доп. - Ростов н/Д.: Март, 2001. – 512 с .
8. Инджиев, А.А. Язык делового общения: легко и грамотно/А.А. Инджиев.- Ростов н/Д.:Феникс, 2007.- 248 с.
9. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов/ А.С. Ковальчук. – 4 изд., доп. и перераб. Ростов н\Д: Феникс, 2006. - 256 с.
10. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет от "А" до "Я": Учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Альфа-Пресс, 2006. – 344 с.
11. Льюис Д. Язык эффективного общения. – М.: Изд-во Эксмо,2006.- 320с.
12. Михтенко П.А. Как я учился деловому общению.- М.: НТ Пресс,2005.-246, с: ил.
13. Морозов П.А. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.-576с.
14. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А.П.Панфилова. - 3-е изд. - СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2005. – 496 с.
15. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: Учебное пособие для управленческих и экономических специальностей вузов/ Ю.Ю. Петрунин, В. К. Борисов.- Проспект, 2007. - 347 с.
16. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. Уч. Пособие для управленческих и экономических специальностей вузов. Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова.- М.: Дело.-2001.
17. Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара: Издательский дом «Бахрах-М»,2006.-784с.
18. Резник, С.Д. Персональный менеджмент: Тесты и конкретные ситуации: Учебное пособие / С.Н.Соколов, В.В.Бондаренко; под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 160 с.
19. Ягер, Д. Деловой протокол: Стратегия личного успеха: Пер. с англ. / Д.Ягер. - 2-е изд., перераб. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 320 с.