Общий комплекс артикуляционной гимнастики

Названия упражнений носят игровой характер. Если какое-то из названий вашему ребенку не знакомо, замените его другим.

«Заборчик».Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Со­хранять положение до пяти секунд.

«Трубочка».Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд.

«Заборчик — трубочка».Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

«Блинчик».Широкий, распластанный и неподвижный язык по­ложить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.

«Накажи непослушный язычок».Выполняется только при невоз­можности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхни­ми губами и зубами одновременно произнося при этом «пя— пя— пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколь­ко получится.

«Лопатка».Несильно высунуть широкий язык изо рта, располо­жив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд.

«Иголка».Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.

«Лопатка— иголка».Немного высунуть язык изо рта. Чередо­вать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Ниж­няя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каж­дое положение около секунды.

«Маятник».Попеременно прикасаться округлым кончиком язы­ка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в те­чение одной секунды.

«Качели».Попеременно прикасаться кончиком языка то к осно­ванию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э].Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«Маляр».Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.

«Ванька-встанька». Рот приоткрыт. Максимально широкий язык, загибая вверх кончик, сначала прислонять к основанию верхних рез­цов затем, загибая вниз кончик — к основанию нижних резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое положение по одной секунде.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

Перед выполнением каждого упражнения немного потренируйте речевой выдох на фоне звука [д]. При выполнении всех упражнений рот приоткрыт, а нижняя челюсть неподвижна. Необходимо следить за воздушной струей, она должна немного шуршать между языком и аль­веолами.

«Барабанщик». Ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук [д]. Выстукивать, таким образом, различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голо­сом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [р].

«Пулемет». Произносить звук [д] так же, как в предыдущем уп­ражнении, изображая, как строчит пулемет: [д — д — д]. Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом.

«Трещотка». Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совер­шать движения вправо-влево. При выполнении упражнения слышится нечеткий звук [р]. Поэтому, если ваш ребенок произносит грассирую­щий звук [р], это упражнение ему нужно демонстрировать без голоса, иначе услышав похожий на [р] звук, он включит свое произношение. Скажите ему, что вы показываете ему выполнение упражнения без го­лоса, а он должен будет делать его с голосом.

Наши рекомендации