Уважаемые студенты, прочитать, записать, запомнить, уметь пересказать
Лекция 1-2. Методический материал для студентов.
Дисциплина «Деловое общение», развивающая искусство делового общения, основанного на знании психологических особенностей и применении психологических методов, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек», в особенности психологам, юристам, бизнесменам, политикам, менеджерам, переводчикам, педагогам и др. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, располагать их к себе лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Данное учебный материал составлен с целью оказания помощи студентам в успешном усвоении психологических знаний и приобретении необходимых умений в области делового общения; чему способствует освоение программы дисциплины «Деловое общение», разработанной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
1. Иметь представление:
· об основных характеристиках делового общения;
· о роли личности в деловом общении;
· о невербальных аспектах делового общения;
· об основных формах делового общения;
· о психологических приемах и принципах делового общения;
· о культуре ведения споров;
· об управлении конфликтными ситуациями;
· об основных правилах делового этикета;
· об общих правилах оформления документов.
2. Знать:
· определение и функции общения;
· структуру общения;
· стили общения;
· виды общения;
· уровни и средства общения;
· основные стратегии общения;
· определение понятий «личность»; «архетип», «взаимодействие»,
· основные концепции личности;
· защитные механизмы личности;
· психологические типы, типы акцентуации характера;
· национально-психологические типы;
· особенности общения через переводчика;
· принципы делового общения;
· определение, цели, методы ведения деловых переговоров;
· определение понятия «спор», целей и подходов к ведению спора;
· особенности критики в споре;
· принципы ведения спора;
· определение понятия «конфликт», его структуру и типы;
· причины конфликтов;
· модель конфликтного процесса и его последствия;
· правила, методы и стратегии управления конфликтной ситуацией;
· основные понятия об этикете;
· правила приветствия;
· основные понятия дисциплины «Деловое общение».
З. Уметь:
· применять на практике синтоническую модель общения;
· использовать основные закономерности проксемики;
· использовать основные закономерности такесики;
· применять основные законы общения;
· преодолевать барьеры общения;
· применять правила раскрепощения в деловом общении;
· учитывать гендерные особенности деловых партнеров;
· применять основы графологии в деловом общении;
· использовать основы кинесики в деловом общении;
· вести деловую беседу;
· использовать рекомендации по приему подчиненных;
· вести деловые переговоры;
· вести деловые совещания и собрания;
· готовить и проводить публичные слушания;
· применять на практике основы документационного обеспечения;
· использовать психологические приемы влияния на партнера;
· слушать в процессе делового общения;
· использовать технику убеждения партнера;
· корректно вести телефонный разговор;
· учитывать специфику подготовки к деловому завтраку, обеду, ужину.
Деловое общение связано с такими дисциплинами, как философия, психиатрия, психология, педагогика, этика, социология, информатика, русский язык и культура речи, иностранный язык, маркетинг, менеджмент, связь с общественностью и др. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» (и «деловое общение» в частности) свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью; с другой - попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Именно поэтому возникает необходимость выделения делового общения в самостоятельную дисциплину.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1.Предмет и задачи этики деловых отношений.
2.История развития этики деловых отношений.
3. Основные концепции в этике делового общения.
4. Сущность делового общения: функции, виды, формы.
5. Перцептивная сторона общения.
6. Коммуникативная сторона общения.
7. Интеракция в процессе делового общения.
8. Продуктивное построение публичного выступления.
9. Деловая беседа в управленческой деятельности.
10. Деловые переговоры.
11. Деловое общение по телефону.
12. Деловая переписка.
13. Деловой этикет.
14. Виды делового этикета и их характеристика.
15. Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений.
16. Правила приветствия и представления.
17. Правила использования визитной карточки.
18. Организация неформального общения.
19. Правила поведения за столом.
20. Сувениры и подарки в деловом общении.
21. Понятие и сущность имиджа.
22. Структура имиджа делового человека.
23. Проблема межкультурных коммуникаций в деловом общении.
24. Правила общения с представителями другой культуры.
25. Национальные черты деловых людей.