Избегание увеличения диссонанса
Эта тенденция возникает как естественное следствие появления диссонанса. Она особенно значима в том случае, если (в целях попытки уменьшить диссонанс) необходимо найти некий когнитивный элемент для замены существующего или включить его как новый в данную когнитивную систему. В любом случае поиск новой информации должен быть произведен предельно избирательно. Человек, вне всяких сомнений, будет искать такие источники информации, которые способствовали бы добавлению консонантных элементов, и будет избегать источников, увеличивающих диссонанс. Если диссонанс незначителен, мы, скорее всего, не встретимся с подобного рода избирательностью в поиске и восприятии источников информации.
Прошлый опыт может вызывать у индивида страх и, следовательно, порождать стремление избегания ситуаций, ведущих к возникновению диссонанса. Избегание возникновения диссонанса может привести к нежеланию предпринимать какие-либо действия и, в конечном счете, к нежеланию принимать на себя ответственность за совершенные поступки. Когда же бездействие или отказ принимать то или иное решение невозможны, совершение действий может сопровождаться их когнитивным отрицанием.
В своей книге «Теория когнитивного диссонанса» Фестингер подробно рассматривает пять типов ситуаций, которые характеризуются наличием диссонанса.
1. Конфликт после принятия решения.
Диссонанс является неизбежным следствием принятия окончательного решения (например, выбор между двумя предложениями работы: принимает предложение А и когнитивные элементы, которые склонили его к работе А, становятся консонантными, а когнитивные компоненты, которые могли склонить к работе Б, становятся диссонантными).
Обобщение эмпирических данных позволило Фестингеру сделать следующие выводы:
- После того как окончательное решение принято, людям свойственно активно искать такого рода информацию, которая может обеспечить формирование системы знаний, которая будет консонантной по отношению к предпринятым действиям.
- После того как окончательное решение принято, индивиды, как правило, испытывают либо большую степень уверенности в правильности сделанного решения, либо в их когнитивной системе различие в оценке доступных при выборе альтернатив становится более отчетливым; возможно сочетание этих процессов. Каждый из них свидетельствует о том, что уменьшение возникшего диссонанса было успешным.
- Успешное уменьшение диссонанса, возникающего после принятия окончательного решения, проявляется также в том, что индивиды испытывают трудности при попытке изменить принятое решение, и в том, какие последствия имеет изменение когнитивной системы для последующих действий, релевантных этим изменениям (при повторении ситуации выбора человек склонен делать такой же выбор, а при необходимости выбора другой альтернативы испытывает трудности, так как когнитивная система настроена на подтверждение ранее сделанного выбора).
- Характер, перечисленных выше психологических эффектов, непосредственно зависит от степени диссонанса, возникающего как следствие принятого решения.
2. Вынужденное согласие.
Вынужденное согласие, не сопровождаемое переменой личных убеждений, проявляется в тех случаях, если за уступчивость предлагается поощрение, а нежелание уступить грозит наказанием.
Диссонанс является неизбежным следствием такой ситуации. Если под чьим-либо давлением вынужденное согласие проявляется, личные убеждения вступают в противоречие с когнитивными элементами, соответствующими внешнему поведению. Если же обещанная награда или грозящее наказание оказываются недостаточными для того, чтобы вызвать вынужденную уступчивость, с этими элементами начинает диссонировать знание, соответствующее награде или наказанию.
Степень возникающего диссонанса является функцией значимости личных убеждений и величины наказания либо поощрения.
Уменьшения возникшего диссонанса можно достичь, используя один из следующих способов:
- изменение личного убеждения с целью согласовать его с требуемым внешним поведением;
- увеличение значимости награды или наказания с целью увеличения консонанса с требуемым внешним поведением.
Выводы по результатам обобщения эмпирических данных:
- публичное проявление вынужденного согласия зачастую сопровождается последующим изменением личных убеждений, не считая прямых результатов воздействия переменных, характеризующих ситуацию;
- с учетом того, что величина подобного изменения убеждений отражает величину стремления, направленного на уменьшение диссонанса, представленные данные удовлетворяют гипотетическому соотношению значимости обсуждаемого вопроса и величины предложенной награды, с помощью которой и было вызвано требуемое поведение.
3. Специфический отбор информации
По результатам исследования были сделаны выводы о том, что большинство данных, связанных с избирательным подходом к информации, пропаганде и СМИ, подлежат интерпретации применительно к попытке уменьшения диссонанса.
Данные, связанные с реакциями людей на принудительное информационное воздействие: если диссонанс существует, людям свойственно избегать воздействия увеличивающей его информации — путем непонимания, отрицания достоверности полученных сведений и т. п. Если же люди не ожидают от данной информации увеличения диссонанса и не защищены психологически, информация окажет на них большое влияние.
4. Роль социальной поддержки
Социальная группа для индивида является одновременно как главным источником когнитивного диссонанса, так и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Одним из наиболее эффективных путей устранения диссонанса между мнением индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы (принять мнение группы). Таким образом, процессы социальной коммуникации и социального влияния неразрывно переплетены с процессами возникновения и устранения диссонанса.
Открытое выражение разногласий в группе ведет к возникновению когнитивного диссонанса среди ее членов. Знание о том, что окружающие придерживаются иного мнения, порождает диссонанс с убеждениями человека.
Диссонанс, вызванный разногласиями, может быть уменьшен путем изменения собственного мнения, влияния на других с целью изменения их мнения и отклонения общения с теми, кто выражает несогласие.
Величина диссонанса уменьшается с увеличением числа существующих когнитивных элементов, консонантных с мнением. Эти последние элементы могут содержать информацию об объективной реальности или знание о том, что есть немало сторонников рассматриваемого мнения. Величина диссонанса увеличивается с ростом важности мнения для человека, значимости мнения для группы в целом, и авторитета тех, кто высказывает противоположное мнение.
Чем больше разнятся два высказываемых мнения, тем больше будет число диссонантных отношений и тем больше будет величина диссонанса (так, например, если один человек говорит «черное», а другой — «белое», диссонанс в сознании каждого из них будет больше, чем, если бы кто-то сказал «темно-серое»).
Существование диссонанса будет вести к поиску единомышленников и инициированию коммуникации и процессов влияния с целью получения социальной поддержки.
5. Идентичный диссонанс среди большого числа людей может возникнуть, когда происходят события, вызывающие однородную реакцию. К примеру, может происходить нечто, опровергающее широко распространенное убеждение.
В ситуациях существования однородного диссонанса среди большой группы людей, получение социальной поддержки легко достижимо.
Влияние, оказанное на человека, будет более эффективно, если оно ведет к уменьшению диссонанса.
Теория диссонанса имеет очень широкую сферу применения. Возникновение противоречий в системе знаний — это широко распространенное явление, и различные обстоятельства, которые могут вызывать возникновение диссонанса случаются более чем часто, поэтому, по мнению Фестингера, у нас есть все основания предположить, что диссонанс и стремление к его уменьшению могут быть феноменами практически любой социальной ситуации.