Он утешает испытывающего затруднения
Истинный мусульманин великодушен, он поддерживает хорошие отношения с людьми, отличается приятным характером и всегда спешит утешить того, кто оказался в затруднительном положении, поступая так сообразно словам Всевышнего:
«А если он находится в трудном положении, давайте отсрочку, пока положение не улучшится.» (Корова, 280)
Это веление означает, что цель ислама состоит в том, чтобы мусульманин прежде всего поступал как настоящий человек, а уже потом требовал соблюдения своих прав. Следовательно, если он увидит, что его брат, задолжавший ему, находится в трудном положении, то ему необходимо войти в его положение и либо дать ему отсрочку, либо простить часть долга. И если он поступит таким образом, то выполнит веление своего Господа и совершит благое дело, благодаря которому он сам избавится от скорбей Дня воскресения и окажется в тени Великого Трона в тот День, когда никакой иной тени не будет.
Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Пусть тот, кого порадует, что Аллаh избавит его от скорбей Дня воскресения, утешит попавшего в трудное положение или простит ему часть долга.» (Муслим)
Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Посланник Аллаhа сказал:
«Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит ему часть долга, в День воскресения Аллаh укроет в тени Своего трона, когда иной тени, кроме этой, не будет.» (Ат-Тирмизи[249])
Этой темы касаются также и многие другие аяты Корана и хадисы, и все они подтверждают, что проявление заимодавцем снисхождения к должнику не пропадет у Аллаhа, а останется в книге его дел, и Аллаh Щедрый и Дарующий возместит ему это и дарует ему нечто такое, что намного превысит сделанное им для своего брата, и исправит его упущения, и простит ему его ошибки и спасет его от ужаса в тот День, когда люди предстанут перед Господом миров.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал:
«Жил некогда один человек, который ссужал деньги людям и который всегда говорил своему слуге: "Если придешь к оказавшемуся в затруднительном положении, прости ему, в надежде на то, что и Аллаh простит нам!" и когда этот человек встретился с Аллаhом, Он простил ему.» (Аль-Бухари и Муслим)
Передают со слов Абу Мас'уда Аль-Бадри, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа сказал:
«Когда один из тех, кто жил до вас, предстал для расчета,[250] оказалось, что не делал он ничего благого, если не считать того, что он, будучи богатым человеком, занимался торговлей, и ссужал деньги людям и при этом всегда приказывал своим слугам прощать тем, кто испытывал затруднения, и Аллаh Всемогущий и Великий сказал: "Мы более достойны этого, чем он, так простите же ему!"» (Муслим)
Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллаh, сказал:
"Привели к Аллаhу одного из рабов Его, которому Аллаh даровал богатство, и Он спросил его: "Что делал ты в мире этом?", хотя люди не в состоянии утаить от Аллаhа ни одного слова. Он сказал: "О Господь мой, Ты даровал мне богатство от Тебя, и я занялся торговлей с людьми. И характеру моему было свойственно прощение, а поэтому я старался уступать богатым и давал отсрочку испытывавшим затруднения". И Аллаh Всевышний сказал: "Я достоин этого в большей мере, чем ты, так простим же Моему рабу!"
Укба ибн Амир и Абу Мас'уд Аль-Ансари, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказали: "Так мы слышали это от самого посланника Аллаhа". (Муслим)