Наглядная агитация как реклама Трезвости.

Использование мема опасности.

Одной из форм работы трезвых организаций является создание наглядной агитации, цель которой побудить человека сформировать трезвые убеждения.

Современная социальная реклама не обходит стороной проблему алкоголизации России, (а так же воздействия других интоксикантов), принявшую в последние десятилетия характер национального бедствия. Используя новейшие достижения мультимедиа и, обнаруживая творчество и талант, создатели социальной рекламы все же являются прямыми наследниками советской антиалкогольной пропаганды. Большинство современных работ явно перекликаются с советскими антиалкогольными плакатами.

Имея одинаковую направленность с советским антиалкогольным плакатом, современная антиалкогольная (а так же антитабачная, антинаркотическая) социальная реклама является одним из элементов информационного террора, т.е. частью созданной информационной среды, программирующей человека на самоотравление интоксикантом. Как ни странно, но большинство создаваемой в Трезвом Движении наглядной агитации так же создается по типу советского антиалкогольного плаката. Но если создатели социальной реклама и советского плаката целью обозначали борьбу с пьянством и снижение масштабов злоупотребления, то участники Трезвого Движения обозначают целью утверждение Трезвости в стране. Почему же результат работы (информационный продукт) получается настолько схожим?

Задача наглядной агитации мотивировать человека на трезвость. Мотивирующая информация создает почву, на которую затем ляжет распрограммирующая информация. То есть распрограммирующую информацию человек будет готов воспринимать, лишь когда он «сам захочет» жить трезво. Прервать мощное воздействие информационного террора и «захотеть» вновь обрести свободу от интоксикаций человек в нашем обществе в большинстве случаев может, лишь ощутив опасность. Чаще всего это опасность за собственную жизнь, работу, семью. Но не замечая начальные стадии алкоголизма (фазы пробы и приобщения), а так же не имея видимых проблем на стадии привычки и психологической зависимости, осознание опасности приходит уже в тот момент, когда сформировалась физическая зависимость (либо еще позже). Т.е находясь на последних ступенях лестницы Шичко, человек часто осознает опасность своего положения, и достаточно мотивирован, но в этот момент уже не имеет возможностей вернуть себе Трезвость так легко, как на предыдущих ступенях. Понимая силу мема опасности (один из сильнейших мемов по Броуди), в трезвом движении создают наглядную агитацию, используя крайне негативные последствия отравлений интоксикантами. Т.е. показывается страшная действительность видная невооруженным глазом – люди находящиеся на стадии моральной смерти (по лестнице Шичко), результаты преступных и аморальных действий людей находящихся в бессознательном состоянии под действием больших доз интоксикантов либо действия, приводящие к отрицательным последствиям определенной ситуации либо в определенный период (отравление алкогольным ядом за рулем, самоотравление в детском возрасте).

Почему данный стиль наглядной агитации неэффективен? Нужно понять, на что побуждает данная информационная продукция. Рассмотрим на примерах.

Сложно ожидать выбора пути Трезвости от людей, которым показывают опасность отравлений за рулем. Даже люди уже попавшие в ДТП, управляя автомобилем под действием интоксиканта, не становятся трезвенниками, хотя проблему осознают. Они лишь мотивированы не управлять автомобилем в состоянии отравления. Та же самая ситуация с отравлениями на производстве. Человека предостерегают травиться именно во время опасной работы.

Сложно ожидать от ребенка Трезвости, если его пугают слишком ранним возрастом приобщения к алкоголю и прочим интоксикантам. Если это и сдержит ребенка, то лишь до достижения этого «долгожданного» возраста. Для ребенка процесс отравления будет неразрывно связан с взрослением.

Трезвым пропагандистам необходимо понять, что мотивируя человека на преодоление проблем связанных с отравлением интоксикантом, человек начинает искать выход и находит его не в трезвой жизни, как бы странно это трезвенникам ни казалось, а именно в «умеренном и культурном употреблении» алкогольных смесей. Пример из нашей печальной действительности: армия несчастных жен отравленников, мужья которых испортили им жизнь и жизнь их детей не становится армией трезвенниц. А уж им не надо показывать страшные картинки про «пьяниц» и «алкоголиков» - они и так поняли плачевный результат отравлений. Но в отличие от своих мужей (которые в большинстве так же осознают плачевность ситуации) имеют все возможности жить трезво, не имея физической или даже психической зависимости. То же можно сказать о детях, выросших в неблагополучных семьях, имеющих отрицательный пример перед глазами. Они не хотят повторение судьбы своих родителей. Детям уже не нужна мотивирующая информация извне, использующая мем опасности – они уже готовы пойти другим путем. Но это не путь Трезвости, к сожалению. Это, как и в случае с несчастными женами (и автовладельцами) - «путь умеренного и культурного пития».

Можно с уверенностью утверждать, что наглядная агитация, использующая мем опасности, в сложившейся информационной среде неэффективна, т.к. показывает людям проблему, но не дает инструментов для решения этой проблемы. Зато такой инструмент дают ломехузы через внедрение в сознание людей (посредством информационного террора) теории «культурного умеренного пития». Организаторам отравлений нет смысла тратить силы на сокрытие очевидных острых социальных проблем связанных с потерей Трезвости общества. Они используют эти проблемы в свою пользу, предлагая людям ложный выбор между «пьянством» и «культурным употреблением», замалчивая действительное решение данной проблемы – утверждение Трезвости и ее сохранение. Непонимание данной ситуации в Трезвом Движении очевидно. Это можно проследить, рассматривая пропагандистскую работу целиком, так и на примере создания наглядной агитации. Соотношение антиалкогольной агитации и агитации на трезвый образ жизни не в пользу Трезвости. Обе стороны заняты антиалкогольной (антитабачной, антинаркатической) агитацией, запугивая людей. Но ломехузы предлагают решение, кроме того имея несоизмеримо большие возможности вести свою агитацию. Можно считать, что в данный момент именно ломехузы являются монополистами решений алкогольной (и в целом интоксикантной) проблемы. А участники Трезвого Движения до последнего времени не предлагали решений, т.к. небольшое количество ресурсов и сил тратилось на антиалкогольную пропаганду, что явно видно из характера направленности наглядной агитации.

Парадоксальная ситуация – трезвые пропагандисты молчат о Трезвости. Организаторы отравлений тоже молчат о трезвости, либо подают ее в негативном свете. В сознании общества до сих пор Трезвость – это состояние воздержания, тягости, грусти, неполноценности, утраты. Поэтому поняв опасность последствий отравлений интоксикантами (и на себе лично, и на близких людях, и на персонажах с картинки), человек не выберет путь Трезвости, т.к. в его понимании это странно и нелогично.

Реклама Трезвости

В 2001 году организация «Трезвый Ставрополь», участвуя в городских мероприятиях антиалкогольной и антинаркотической прапоганды, представила серию созданных ими плакатов, которые являлись, по сути, первой осознанной рекламой Трезвости. Тогда же ставропольской организацией была написана концепция «Современные подходы к антиалкогольной и антитабачной пропаганде», в которой были четко обозначены рекомендации: категорически запрещается изображать людей, отравленных интоксикантами и атрибутику этих отравлений – ритуальную посуду, шприцы и т.п. И что тогда на таких плакатах изображать надо: счастливых, радующихся людей, с непременным присутствием слова «трезвость». Эти плакаты пользуются популярностью в трезвом движении и до сих пор, в таком же стиле создавались плакаты организациями входящими в состав Союза УСТ «Трезвый Урал», однако эти работы не стали примером для большинства создателей визуальной агитации в трезвом движении. За 10 лет можно было по пальцам пересчитать примеры наглядной трезвой агитации не несущей в себе элементы программирования на самоотравление! В конце 2012г. активистами ростовской организации Трезвый Дон, опираясь на работу руководителя «Трезвого Ставрополя» Богословской Е.В., был создана подробная инструкция «методика создания трезвых мотиваторов». Руководствуясь этой методикой, активистами «Трезвого Дона» было создано множество плакатов с агитацией и рекламой трезвости. Следуя их примеру и пользуясь подробной инструкцией, участники Трезвого Движения стали создавать качественную рекламу Трезвости, заметно изменив буквально за несколько месяцев характер визуальной агитации Трезвости в сети интернет. Следующий этап нашей работы – проникновение этой методики в социальную рекламу и смена ее характера с антиалкогольной на рекламу Трезвости.

Заключение

Задача рекламы Трезвости состоит не просто в том, что бы через положительные образы вернуть положительное отношение к состоянию Трезвости. Задача сформировать в обществе спокойное отношение людей к данному слову. Общество должно привыкнуть к Трезвости, перестать ее бояться, даже человек утративший Трезвость должен как минимум без скептицизма и тем более без юмора и агрессии относиться к Трезвости. Трезвость должна быть на слуху. Не нужно бояться «перегнуть палку» в этом направлении, ведь действительно все чистое, доброе, родное идет бок о бок с Трезвостью! Поэтому «Трезвость – выбор сильных!», «Трезвость – русская традиция!», «Трезвость – это свобода!», «Трезвость – достояние Родины!» и т.д.

Кроме того параллельно с созданием положительного образа Трезвости, в наглядной агитации следует использовать плакаты и картинки раскрывающие понятие и определение Трезвости, которое до сих пор по-разному трактуется в Трезвом Движении. Удачно в этом направлении работают участники организации «Трезвая Тюмень».

Ресурсы, которое имеет Трезвое Движение в сфере создания и распространения наглядной агитации нужно максимально задействовать в направлении рекламы Трезвости. Необходимо полностью прекратить участие в затянувшемся на многие годы споре: «отравление – это хорошо или плохо?». Это территория врага, т.к. внимание общества приковано к отравлению – оно в центре спора, оно обсуждается. Необходимо утверждать Трезвость, используя наглядную агитацию, путем массового создания изображений ставящих в центр внимания естественное состояние Трезвости.

В.А.Пономарев (РООО УСТ «Трезвый Дон»)

Приложение №1. («Методика создания трезвых мотиваторов» Милашенко Н.Г., Пономарев В.А.)

Сначала определимся в понятии. Мотиватор - это вдохновляющая на что-то картинка c надписью, стимулирующая на действие или на какое-то изменение, помогающая задуматься над тем или иным вопросом. В нашем случае - мотиватор вдохновляет жить трезво, вести трезвый и здоровый образ жизни.

В ходе наблюдения за мотиваторами, изготовленными многими нашими дружественными организациями, мы пришли к необходимости обобщить опыт и выработать некоторые свои рекомендации в данном вопросе.

Создание мотиваторов - процесс творческий и индивидуальный. И хотя многие люди имеют схожие цели, при этом мотиваторы получаются разными, порой даже приводящими к обратному эффекту.

Вот наши рекомендации:

а) что касается текста…

1. Текст мотиватора должен быть конкретным. Неопределённый текст (лозунг) в мотиваторе приводит к неопределённым результатам. Избегайте двухсложных слов и размытых понятий.

2. Не будьте многословны. Текст должен звучать, словно рекламный слоган. Фраза должна быть достаточно короткой и легко запоминающейся.

3. Утвердительным или восклицательным будет текст по интонации, зависит от цели. В своей практике мотиваторы с вопросительным текстом мы не используем, но не исключаем такой вариант, если он грамотно продуман.

4. В тексте запрещается использовать частицу «не», она проходит мимо сознания. Поэтому и эффект может получиться противоположным ожидаемому. Также запрещается использовать другие слова, подразумевающие отрицание: "нет", "никогда", предлог "без". Призыв «не пей, не кури» акцентирует внимание на интоксикантах, вместо желаемого - трезвости. Фраза «не пей, не кури» вызывает образ алкогольных и табачных отравлений, и ритуалов, с ними связанных, и др. Такой призыв воспринимается, как «пей, кури».

5. Необходимо исключить слова, не несущие ресурса действия: стараюсь, стремлюсь, хочу.

6. Многие психологи рекомендуют опираться на собственный пример. Конструкция «я+глагол» - одна из самых могущественных в языке. Любая фраза, которая начинается этими словами, воспринимается, как руководство к действию. Например, фраза «Я живу трезво» в совокупности с положительной картинкой в глазах читателя выглядит привлекательной, создаёт желание повторить этот опыт.

7. Очень благотворно воспринимаются мотиваторы с зарифмованным текстом. Подсознание любит рифму и ритмичность. Именно на этом основаны различные, возможно, и не самые умные, стишки для запоминания разных грамматических правил и математических законов. Каждый легко вспомнит такие министихотворения из школы. Соратница нашей организации придумала такие замечательные зарифмованные лозунги: «Идут трезвые и сильные вперёд шагами семимильными», «Человек трезвый - обществу полезный», «Трезвый, свободный - герой народный», «Трезвость отца - счастье мальца», «У трезвых родителей сын растёт победителем».

8. Используйте положительные слова, вызывающие улыбку, созидательный настрой, сеющие «разумное, доброе, вечное». В качестве примера позитивных лозунгов приведём следующие: «Трезвая родители – счастливые дети», «Трезвая молодёжь – здоровое общество», «Трезвость. Народ. Традиции.», «Трезвый отец – опора семьи», "Трезвая мать - здоровые дети" и др.

Необходимо исключать отрицательные слова: страх, смерть, болезнь, ужас. Если мы хотим, чтобы наша страна была здоровой, сильной и могучей, мы должны приводить только позитивные примеры. Важно помнить, что негативные примеры являются тоже руководством к действию.

Наш соратник из города Новоуральска Виктор Цветков поделился с нами таким ценным советом: «…Главные принципы трезвой наглядной агитации – позитивизм и утверждение. Нужно учитывать и использовать психологию человека и силу слова. Мотиваторы, построенные на отрицании и негативе, акцентирующие внимание на алкоголе или других интоксикантах, на последствиях отравления человека и всего общества, на трезвость не мотивируют! Это мотивация к ненависти и злобе, депрессии, нервному срыву, апатии».

Ставя в центр внимания интоксикант на плакате или картинке (даже перечеркнутый!), автор переводит внимание на вещество, вводя человека в заблуждение, приписывая веществу какие то особые свойства. Т.е интоксикант демонизируется, общество видит проблему в веществе вместо того что бы понять причины потери трезвости народом – реализация корыстных интересов тех сил, которые организуют процесс отравления.

Отдельной строкой можно сказать еще об одном элементе агитации. Юмор может быть мощнейшим инструментом программирования на отравление. Когда острая социальная проблема высмеивается, то в сознании и подсознании людей она перестаёт быть важной, значимой. Общество начинает лояльно относиться к отравлению, становится равнодушным к его последствиям. Отравление трагично всегда, независимо от того, каким ядом был отравлен человек и в каком количестве.

9. Мы утверждаем и сохраняем Трезвость, необходимо именно на Трезвости акцентировать внимание в лозунгах. То есть акцент делать на те фразы, в которых упоминается слово "Трезвость". Лозунги должны нести слово «Трезвость» в положительном контексте.

«Яркая позитивная картинка и оптимистичные надписи о трезвости, трезвой семье, трезвой жизни, спорте, радости, любви, молодости и патриотизме, это мотивация на жизнелюбие и оптимизм. Ещё важный момент. Мотиваторы ни в коем случае не должны осуждать пьяниц и наркоманов. Не оскорблять. Не унижать. Нужно призывать человека к трезвости», - такими важными наблюдениями дополнил данный пункт наш соратник из Новоуральска.

А в качестве примера приведём лозунги наших соратников из организации "Трезвый Урал": «Трезвость - выбор сильных!», «Только трезвая Россия станет великой!», «Законом утвердим и сохраним трезвость!» и др. А вот и наши наработки: "Подарите детям трезвый Новый год!", "Трезвость - это счастье", "Трезвость - достояние Родины", "Лучший подарок детям - трезвость родителей" и др.

10. И самое, на наш взгляд, важное. Необходимо в мотиваторе использовать язык утверждения и сохранения трезвости. Те, кто ещё с ним не ознакомился, советуем это сделать. Это прекрасный инструмент для формирования в нашей стране морали трезвости. С языком утверждения и сохранения трезвости вы можете ознакомиться в документах группы.

б) что касается картинки…

1. Картинка должна быть подобрана так, чтобы вызывать как можно больше положительных чувств и эмоций, показать преимущества трезвой жизни: на ней изображаются счастливые граждане, ведущие трезвый и здоровый образ жизни, созидающие, помогающие друг другу, стране, а также полные семьи, радостные дети. В наших силах акцент сделать на тему родной культуры, народных традиций, так как именно в нашу традиционную культуру и фольклор ломехузы и запустили свои щупальца глубже всего. Нужно вновь и вновь поднимать тему народа, традиций, истории, воссоздавать чистоту нашей Трезвой Русской Культуры. Тогда вкупе с правильно подобранным текстом мотиватор будет иметь задуманное воздействие.

2. Мотиватор должен быть свободен от перечёркнутых бутылок, поломанных сигарет, скомканных пачек, изображений поражённых недугом органов. Важно помнить, что мы не выступаем против алкогольных и табачных отравлений, мы выступаем за трезвость. Ещё мать Тереза говорила, что никогда не пойдёт на митинг против войны, но с удовольствием сходит на митинг за мир. Перечёркнутые стаканы никого не отрезвят, а, наоборот, создадут иллюзию «запретного плода». Они показывают лишь запретительные меры, которые НЕ ведут к трезвой жизни и свободе от алкогольных и табачных отравлений. А для подростков, особенно мальчиков, к примеру, это привлекательно, они как раз таки и будут стремиться к тому, что запрещено, в силу своего экспериментаторского склада.

Только положительный настрой на трезвый образ жизни – вот основа истинного патриотизма!

Желаем вам успехов в деле утверждения и сохранения Трезвости!

РООО УСТ «Трезвый Дон»

Приложение №2 (Иллюстрации)

Наши рекомендации