Перечень практических работ
пп | № темы | № ПР | Тема работы | Кол-во часов |
1.2 | ПР 1 | Определение параметров микроклимата рабочей зоны. | ||
3.3. | ПР 2 | Оповещение о ЧС. Эвакуация персонала и населения из зоны ЧС. | ||
3.4. | ПР 3 | Использование инженерных сооружений для защиты персонала предприятий и населения от ЧС. | ||
3.4. | ПР 4 | Использование средств индивидуальной защиты в ЧС. | ||
3.4. | ПР 5 | Аварии на ХОО, РОО, гидротехнических сооружениях | ||
3.4. | ПР 6 | Аварии на транспорте | ||
3.4. | ПР 7 | Причины пожаров. Поражающие факторы пожаров. | ||
3.4. | ПР 8 | Первичные средства пожаротушения. | ||
3.4. | ПР 9 | Негативные факторы г.Воронежа. | ||
4.2. | ПР 10 | Изучение материальной части оружия и освоение приемов стрельбы. |
Итого: практических работ – 10 (20 часов).
Содержание самостоятельных работ студентов.
№ п/п | № темы | Кол. час. | Содержание самостоятельных работ студентов |
1.1 | Особенности труда эксперта, товароведа, техника, организатора. | ||
1.2 | БЖ в бытовой среде. | ||
2.2 | Проблемы БЖ в Конституции РФ. | ||
2.3 | Типовые положения инструкций должностных лиц. | ||
3.1 | Принципы организации РСЧС. | ||
3.2 | Системы непрерывного контроля функционирования технических объектов. | ||
3.3 | ГО на различных объектах. | ||
3.5 | Питание, правила личной гигиены. | ||
4.1 | Другие войска и их назначение. | ||
4.2 | Требования к профессиональным качествам гражданина. | ||
4.3 | Почетные награды за воинские отличия. | ||
Итого |
Вопросы для изучения дисциплины
- Чрезвычайные ситуации (ЧС), возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и задачи, история ее создания, предназначение, силы.
- ЧС природного и техногенного характера, правила поведения населения в этих ситуациях.
- Экология и безопасность жизнедеятельности.
- Психология и безопасность жизнедеятельности.
- Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
- Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
- Современные средства поражения, их поражающие факторы.
- Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения.
- Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
- Средства индивидуальной защиты населения.
- Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.
- Основы здорового образа жизни.
- Здоровый образ жизни и его составляющие.
- Вредные привычки и их влияние на здоровье.
- Комфортные условия жизнедеятельности.
- Основы медицинских знаний.
- Факторы риска основных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- Действия по оказанию пострадавшим доврачебной медицинской помощи.
Вопросы для самоконтроля
- Какова основная цель предмета?
- Что из себя представляют практические задачи БЖД?
- Что является объектом изучения дисциплины?
- Что из себя представляет аксиома о потенциальной опасности?
- Что из себя представляет физический труд?
- Что из себя представляет умственный труд?
- Что из себя представляет физиология жизнедеятельности человека?
- Направленность эргономики?
- Как рационально организовать рабочее место?
- Какие требования предъявляются к рабочим местам и помещениям?
- Что из себя представляет оптимальный режим труда и отдыха?
- Что из себя представляют затраты на обеспечение БЖД?
- Как определить прямые, косвенные потери в результате действия ЧС?
- Какие требования предъявляются к производственным процессам?
- Что входит в понятие "Охрана труда"?
- Что представляет собой система ССБТ?
- Как осуществляется надзор и контроль за охраной труда?
- Какие основные законодательные акты регламентируют охрану труда, природной среды?
- Какая ответственность предусмотрена для должностных лиц в случае нарушения ими обязанностей по охране труда?
- Каковы формы стимулирования работы по охране труда?
- В чем суть Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
- Каков порядок оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий?
- Какие сигналы оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий Вы знаете?
- В чем состоит аксиома о потенциальной опасности производственных процессов?
- Что такое допустимый риск?
- Что входит в общие требования безопасности технических средств?
- Что такое экологический паспорт промышленного предприятия?
- В какие сроки проводится освидетельствование грузоподъемных механизмов?
- В какие сроки проводится освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением?
- Какова основная роль гражданской обороны (Г О)?
- Какие формирования создаются на предприятиях по ликвидации последствий ЧС?
- Сигналы оповещения ГО и ЧС?
- Какие виды защитных сооружений Вы знаете?
- Как устроены и оборудованы убежища внутри?
- Что такое чрезвычайная ситуация?
- Каковы причины аварий и катастроф на промышленных объектах?
- Способы защиты от ЧС мирного времени?
- Какие ситуации относятся к ситуациям военного времени?
- Что из себя представляет ядерное оружие?
- Что такое ударная волна?
- Что такое световое излучение?
- Что относится к химическому оружию?
- Какие вещества относятся к отравляющим веществам?
- Что из себя представляет бактериологическое оружие?
- Какие основные характеристики очагов поражения при авариях на атомных станциях Вы знаете?
- Особенности радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на АЭС?
- Каковы основные принципы и способы зашиты населения?
- Каков порядок хранения я выдачи средств индивидуальной
защиты населения? - Какие виды и рода войск существуют?
- Каковы предпосылки проведения военных реформ?
- В чем заключается смысл Военной доктрины РФ?
- Основные направления обеспечения военной безопасности?
- Как вопросы военной службы отражены в Конституции РФ?
- Назовите законы РФ, определяющие правовую основу военной службы.
- Какие права имеют военнослужащие?
- Основные этапы прохождения военной службы по призыву?
- Какие вы знаете преступления против военной службы?
- Расскажите о значении воинского товарищества в боевых условиях и повседневной жизни военнослужащего?
- Что такое Дни воинской славы России?
- Каково значение подвигов российского народа при защите своего Отечества?
- В чем заключается воинский долг?
- Основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина?
7. Темы контрольных работ
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера правила поведения населения в этих ситуациях.
3. Психология и безопасность жизнедеятельности.
4. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
5. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения.
7. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
8. Средства индивидуальной защиты населения.
9. Организация проведения аварийно-опасных работ в зоне ЧС.
10. Здоровый образ жизни и его составляющие.
11. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
12. Комфортные условия жизнедеятельности.
13. Факторы риска основных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
14. Действия по оказанию доврачебной медицинской помощи.
8. Проверочные тесты
1. Что запрещается делать при разведении костра:
а) использовать для костра сухостой;
б) разводить костер возле источников воды;
в) разводить костер на торфяных болотах;
г) использовать для костра сухую траву;
д) оставлять дежурить возле костра менее 3 человек.
2. Опасными местами в любое время суток могут быть:
а) подворотни, заброшенные дома, задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;
б) парикмахерские, ремонтные мастерские, любые магазины, банки, кафе, бары;
в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника.
3. Что такое землетрясение:
а) область возникновения подземного удара;
б) подземные удары и колебания поверхности Земли;
в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, — это:
а) лесной пожар;
б) стихийный пожар;
в) природный пожар.
5. Ядерное оружие — это:
а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде), а также под землей (под водой);
б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
6. Режим жизнедеятельности человека — это:
а) система деятельности человека в быту и на производстве;
б) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна;
в) индивидуальная форма существования человека.
7. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:
а) обеспечение безопасности;
б) выполнение целей и задач похода;
в) полное прохождение маршрута.
8. В солнечный полдень тень указывает направление:
а) на восток;
б)юг;
в) запад;
г) север.
9. Каким требованиям должно удовлетворять место разведения
костра:
а) быть не далее 10 м от водного источника;
б) необходимо очистить его от травы, листьев, неглубокого снега;
в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна находиться не менее, чем в 6 м от основания костра.
10. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
а) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки, плохо освещенные места;
в) воспользоваться попутным транспортом.
11. Причиной землетрясений могут стать:
а) волновые колебания в скальных породах;
б) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;
в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.
12. Лучшая защита от смерча:
а) будки на автобусных остановках;
б) мосты, большие деревья;
в) подвальные помещения, подземные сооружения.
13. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) оставаться на месте до приезда пожарных;
б) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;
в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса перпендикулярно направлению ветра;
в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.
14. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
15. Основными источниками радиоактивного заражения являются:
а) ядерные реакции, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, и радиоактивный распад осколков;
б) продукты деления ядерного заряда и радиоактивные протоны, образующиеся в результате воздействия нейтронов как на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, так и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва;
в) светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и нагретым воздухом.
16. Бактериологическое оружие — это:
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
б) специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
17. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие:
а) от ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;
б) от химического и бактериологического оружия;
в) от радиоактивного заражения.
18. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:
а) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
б) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.
19. По каким местным приметам можно определить стороны света:
а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;
б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;
в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.
20. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана — это:
а) большие деревья;
б) овраг;
в) крупные камни.
21. Световое излучение — это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) скоростной поток продуктов горения, изменяющий концентрацию атмосферного воздуха.
22. Кровотечение — это:
а) истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенок;
б) потеря организмом какого-либо количества крови;
в) выход крови наружу из поврежденных органов.
23. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы, то:
а) нельзя сходить с трассы, лыжни;
б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;
в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.
24. Наиболее подходящие места для укрытия в здании при землетрясении — это:
а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;
б) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеробов, углы, образованные внутренними перегородками;
в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.
25. Что может служить защитой от светового излучения:
а) любые преграды, не пропускающие свет: укрытия, тень густого дерева, забор и т.п.;
б) простейшие средства защиты кожных покровов и органов дыхания;
в) различные водоемы и источники воды.
26. Оповещение о чрезвычайной ситуации — это:
а) заблаговременная информация для населения о возможной опасности;
б) доведение до населения и государственных органов управления сообщения о проводимых защитных мероприятиях, обеспечивающих безопасность граждан во время чрезвычайных ситуациях или в военное время;
в) доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС.
27. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем:
а) кишечные инфекции;
б) инфекции дыхательных путей;
в) кровяные инфекции.
28. Здоровый образ жизни — это:
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;
б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
в) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от вредных привычек.
29. Основные функции, которые выполняет питание в жизни человека, — это:
а) необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем;
б) снижение психологических и физических нагрузок;
в) поддержание биологической жизни и обеспечение постоянного обмена веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой.
30. Личная гигиена включает в себя выполнение гигиенических правил, требований и норм, направленных:
а) на сохранение здоровья отдельного человека, его работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
б) точное выполнение законов природы, влияющих на здоровье человека и его безопасную жизнедеятельность в условиях среды активного обитания;
в) постоянное поддержание здоровья человека независимо от воздействия на него внешних (физических, химических, психических, социальных и т.п.) и внутренних факторов природной среды.
9. Список литературы:
- Конституция Российской Федерации,
- Федеральные законы РФ: "Об образовании", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
- Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школы; НМЦ СПО, 2000.– 357 с.
- Гетия И.Г., Гетия С.И, Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учеб. пособие для среднего проф. образования / Под. ред. И.Г. Гетия. - М.: Колос, ИПР СПО, 2002.
- Дронов А.А. Креативноформирующее обучение безопасности жизнедеятельности студентов ссуза: Методич. пособие для СПО / А.А. Дронов. – Воронежский механический техникум, 2005. – 76 с.
- Костров А. М. Гражданская оборона: Учебник. / А.М. Костров. – М.: Просвещение, 1991.
- Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности "Экономика и бухгалтерский учет":Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин и др.; Под ред. А.И. Гомолы. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 352 с.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: Изд. Центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.
- Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учеб. заведений среднего проф. образования. - М.: Просвещение, 2003.