Перечень практических работ

пп № темы № ПР Тема работы Кол-во часов
1.2 ПР 1 Определение параметров микроклимата рабочей зоны.
3.3. ПР 2 Оповещение о ЧС. Эвакуация персонала и населения из зоны ЧС.
3.4. ПР 3 Использование инженерных сооружений для защиты персонала предприятий и населения от ЧС.
3.4. ПР 4 Использование средств индивидуальной защиты в ЧС.
3.4. ПР 5 Аварии на ХОО, РОО, гидротехнических сооружениях
3.4. ПР 6 Аварии на транспорте
3.4. ПР 7 Причины пожаров. Поражающие факторы пожаров.
3.4. ПР 8 Первичные средства пожаротушения.
3.4. ПР 9 Негативные факторы г.Воронежа.
4.2. ПР 10 Изучение материальной части оружия и освоение приемов стрельбы.

Итого: практических работ – 10 (20 часов).

Содержание самостоятельных работ студентов.

№ п/п № темы Кол. час. Содержание самостоятельных работ студентов
1.1 Особенности труда эксперта, товароведа, техника, организатора.
1.2 БЖ в бытовой среде.
2.2 Проблемы БЖ в Конституции РФ.
2.3 Типовые положения инструкций должностных лиц.
3.1 Принципы организации РСЧС.
3.2 Системы непрерывного контроля функционирования технических объектов.
3.3 ГО на различных объектах.
3.5 Питание, правила личной гигиены.
4.1 Другие войска и их назначение.
4.2 Требования к профессиональным качествам гражданина.
4.3 Почетные награды за воинские отличия.
Итого  

Вопросы для изучения дисциплины

  1. Чрезвычайные ситуации (ЧС), возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
  2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и задачи, история ее создания, предназначение, силы.
  3. ЧС природного и техногенного характера, правила поведения населения в этих ситуациях.
  4. Экология и безопасность жизнедеятельности.
  5. Психология и безопасность жизнедеятельности.
  6. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
  7. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
  8. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
  9. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения.
  10. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
  11. Средства индивидуальной защиты населения.
  12. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.
  13. Основы здорового образа жизни.
  14. Здоровый образ жизни и его составляющие.
  15. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
  16. Комфортные условия жизнедеятельности.
  17. Основы медицинских знаний.
  18. Факторы риска основных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
  19. Действия по оказанию пострадавшим доврачебной медицинской помощи.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова основная цель предмета?
  2. Что из себя представляют практические задачи БЖД?
  3. Что является объектом изучения дисциплины?
  4. Что из себя представляет аксиома о потенциальной опасности?
  5. Что из себя представляет физический труд?
  6. Что из себя представляет умственный труд?
  7. Что из себя представляет физиология жизнедеятельности человека?
  8. Направленность эргономики?
  9. Как рационально организовать рабочее место?
  10. Какие требования предъявляются к рабочим местам и помещениям?
  11. Что из себя представляет оптимальный режим труда и отдыха?
  12. Что из себя представляют затраты на обеспечение БЖД?
  13. Как определить прямые, косвенные потери в результате действия ЧС?
  14. Какие требования предъявляются к производственным процессам?
  15. Что входит в понятие "Охрана труда"?
  16. Что представляет собой система ССБТ?
  17. Как осуществляется надзор и контроль за охраной труда?
  18. Какие основные законодательные акты регламентируют охрану труда, природной среды?
  19. Какая ответственность предусмотрена для должностных лиц в случае нарушения ими обязанностей по охране труда?
  20. Каковы формы стимулирования работы по охране труда?
  21. В чем суть Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
  22. Каков порядок оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий?
  23. Какие сигналы оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий Вы знаете?
  24. В чем состоит аксиома о потенциальной опасности производственных процессов?
  25. Что такое допустимый риск?
  26. Что входит в общие требования безопасности технических средств?
  27. Что такое экологический паспорт промышленного предприятия?
  28. В какие сроки проводится освидетельствование грузоподъемных механизмов?
  29. В какие сроки проводится освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением?
  30. Какова основная роль гражданской обороны (Г О)?
  31. Какие формирования создаются на предприятиях по ликвидации последствий ЧС?
  32. Сигналы оповещения ГО и ЧС?
  33. Какие виды защитных сооружений Вы знаете?
  34. Как устроены и оборудованы убежища внутри?
  35. Что такое чрезвычайная ситуация?
  36. Каковы причины аварий и катастроф на промышленных объектах?
  37. Способы защиты от ЧС мирного времени?
  38. Какие ситуации относятся к ситуациям военного времени?
  39. Что из себя представляет ядерное оружие?
  40. Что такое ударная волна?
  41. Что такое световое излучение?
  42. Что относится к химическому оружию?
  43. Какие вещества относятся к отравляющим веществам?
  44. Что из себя представляет бактериологическое оружие?
  45. Какие основные характеристики очагов поражения при авариях на атомных станциях Вы знаете?
  46. Особенности радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на АЭС?
  47. Каковы основные принципы и способы зашиты населения?
  48. Каков порядок хранения я выдачи средств индивидуальной
    защиты населения?
  49. Какие виды и рода войск существуют?
  50. Каковы предпосылки проведения военных реформ?
  51. В чем заключается смысл Военной доктрины РФ?
  52. Основные направления обеспечения военной безопасности?
  53. Как вопросы военной службы отражены в Конституции РФ?
  54. Назовите законы РФ, определяющие правовую основу военной службы.
  55. Какие права имеют военнослужащие?
  56. Основные этапы прохождения военной службы по призыву?
  57. Какие вы знаете преступления против военной службы?
  58. Расскажите о значении воинского товарищества в боевых условиях и повседневной жизни военнослужащего?
  59. Что такое Дни воинской славы России?
  60. Каково значение подвигов российского народа при защите своего Отечества?
  61. В чем заключается воинский долг?
  62. Основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина?

7. Темы контрольных работ
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера правила поведения населения в этих ситуациях.
3. Психология и безопасность жизнедеятельности.
4. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
5. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения.
7. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
8. Средства индивидуальной защиты населения.
9. Организация проведения аварийно-опасных работ в зоне ЧС.
10. Здоровый образ жизни и его составляющие.
11. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
12. Комфортные условия жизнедеятельности.
13. Факторы риска основных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
14. Действия по оказанию доврачебной медицинской помощи.

8. Проверочные тесты

1. Что запрещается делать при разведении костра:
а) использовать для костра сухостой;
б) разводить костер возле источников воды;
в) разводить костер на торфяных болотах;
г) использовать для костра сухую траву;
д) оставлять дежурить возле костра менее 3 человек.
2. Опасными местами в любое время суток могут быть:
а) подворотни, заброшенные дома, задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;
б) парикмахерские, ремонтные мастерские, любые магазины, банки, кафе, бары;
в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника.
3. Что такое землетрясение:
а) область возникновения подземного удара;
б) подземные удары и колебания поверхности Земли;
в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, — это:
а) лесной пожар;
б) стихийный пожар;
в) природный пожар.
5. Ядерное оружие — это:
а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде), а также под землей (под водой);
б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
6. Режим жизнедеятельности человека — это:
а) система деятельности человека в быту и на производстве;
б) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна;
в) индивидуальная форма существования человека.
7. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:
а) обеспечение безопасности;
б) выполнение целей и задач похода;
в) полное прохождение маршрута.
8. В солнечный полдень тень указывает направление:
а) на восток;
б)юг;
в) запад;
г) север.
9. Каким требованиям должно удовлетворять место разведения
костра:
а) быть не далее 10 м от водного источника;
б) необходимо очистить его от травы, листьев, неглубокого снега;
в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна находиться не менее, чем в 6 м от основания костра.
10. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
а) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки, плохо освещенные места;
в) воспользоваться попутным транспортом.
11. Причиной землетрясений могут стать:
а) волновые колебания в скальных породах;
б) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;
в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.
12. Лучшая защита от смерча:
а) будки на автобусных остановках;
б) мосты, большие деревья;
в) подвальные помещения, подземные сооружения.
13. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) оставаться на месте до приезда пожарных;
б) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;
в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса перпендикулярно направлению ветра;
в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.
14. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
15. Основными источниками радиоактивного заражения являются:
а) ядерные реакции, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, и радиоактивный распад осколков;
б) продукты деления ядерного заряда и радиоактивные протоны, образующиеся в результате воздействия нейтронов как на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, так и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва;
в) светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и нагретым воздухом.
16. Бактериологическое оружие — это:
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
б) специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
17. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие:
а) от ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;
б) от химического и бактериологического оружия;
в) от радиоактивного заражения.
18. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:
а) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
б) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.
19. По каким местным приметам можно определить стороны света:
а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам, таянию снега;
б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;
в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.
20. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана — это:
а) большие деревья;
б) овраг;
в) крупные камни.
21. Световое излучение — это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) скоростной поток продуктов горения, изменяющий концентрацию атмосферного воздуха.
22. Кровотечение — это:
а) истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенок;
б) потеря организмом какого-либо количества крови;
в) выход крови наружу из поврежденных органов.
23. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы, то:
а) нельзя сходить с трассы, лыжни;
б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;
в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.
24. Наиболее подходящие места для укрытия в здании при землетрясении — это:
а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;
б) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеробов, углы, образованные внутренними перегородками;
в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.
25. Что может служить защитой от светового излучения:
а) любые преграды, не пропускающие свет: укрытия, тень густого дерева, забор и т.п.;
б) простейшие средства защиты кожных покровов и органов дыхания;
в) различные водоемы и источники воды.
26. Оповещение о чрезвычайной ситуации — это:
а) заблаговременная информация для населения о возможной опасности;
б) доведение до населения и государственных органов управления сообщения о проводимых защитных мероприятиях, обеспечивающих безопасность граждан во время чрезвычайных ситуациях или в военное время;
в) доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС.
27. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем:
а) кишечные инфекции;
б) инфекции дыхательных путей;
в) кровяные инфекции.
28. Здоровый образ жизни — это:
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;
б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
в) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от вредных привычек.
29. Основные функции, которые выполняет питание в жизни человека, — это:
а) необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем;
б) снижение психологических и физических нагрузок;
в) поддержание биологической жизни и обеспечение постоянного обмена веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой.
30. Личная гигиена включает в себя выполнение гигиенических правил, требований и норм, направленных:
а) на сохранение здоровья отдельного человека, его работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
б) точное выполнение законов природы, влияющих на здоровье человека и его безопасную жизнедеятельность в условиях среды активного обитания;
в) постоянное поддержание здоровья человека независимо от воздействия на него внешних (физических, химических, психических, социальных и т.п.) и внутренних факторов природной среды.

9. Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации,
  2. Федеральные законы РФ: "Об образовании", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школы; НМЦ СПО, 2000.– 357 с.
  4. Гетия И.Г., Гетия С.И, Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учеб. пособие для среднего проф. образования / Под. ред. И.Г. Гетия. - М.: Колос, ИПР СПО, 2002.
  5. Дронов А.А. Креативноформирующее обучение безопасности жизнедеятельности студентов ссуза: Методич. пособие для СПО / А.А. Дронов. – Воронежский механический техникум, 2005. – 76 с.
  6. Костров А. М. Гражданская оборона: Учебник. / А.М. Костров. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности "Экономика и бухгалтерский учет":Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин и др.; Под ред. А.И. Гомолы. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 352 с.
  8. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: Изд. Центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.
  9. Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учеб. заведений среднего проф. образования. - М.: Просвещение, 2003.

Наши рекомендации