Иудейско-христианская теология 1 страница
Sandra Lipsitz BEM
The Lenses of Gender.
Transforming the Debate on Sexual Inequality
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
Сандра Липсиц БЕМ
Линзы гендера.
Трансформация взглядов на проблему неравенства полов
Москва
РОССПЭН
УДК 159.922.1=03 ББК 88.37 Б 45
Редакционный совет
серии «Гендерная коллекция — зарубежная классика»:
Бенедиктова Т.Д., Воронина О.А., Гениева Е.Ю., Дубин Б.В., Дробижева Л.М., Зверева Г.И., Казавчинская Т.Я., Кон И.С., Кочкина Е.Б., Ливергант А.Я., Петровская Е.В., Посадская-Вандербек А.И., Садомская Н.Н., Самойло Е.Н., Сорокин А.К., Утешева Н. Т., Федорова Л.Н., Хасбулатова О.А., Чистяков Г.П., Юрьева Н.Ю., Ярыгина Т.В.
Научный редактор Н.Ходырева Перевод с английского Д. Викторовой
БемС.
Б 45 Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
ISBN 5 - 8243 - 0587 - 0
Книга выдающегося психолога и феминистского философа, профессора Корнельского университета Сандры Бем помогает осознать дискуссионные вопросы пола, гендера и сексуальной ориентации.
Профессор Бем обсуждает, как представления о мужчинах и женщинах, укоренившиеся в культуре и социальных институтах, трансформируются в представления и психологию индивида. Назвав эти представления линзами гендера, автор с междисциплинарных позиций рассматривает, как наше восприятие результируется в социальной практике — дискриминации женщин и сексуальных меньшинств.
Бем считает, что общество должно заботить не различия между мужчинами и женщинами, а то, как эти различия преобразуются патри-архатными социальными институтами в недостатки женщин и их дискриминацию.
ББК 88.37
ISBN 5 - 8243 - 0587 - 0
© 1993 by Yale University © «Российская политическая энциклопедия», 2004 © А.Б.Орешина, оформление серии, 2004
Изменяя психологию...
Вместо предисловия
Имя профессора Корнельского университета Сандры Липсиц Бем знакомо российским психологам по ее опроснику, измеряющему андрогинию. В период с 1967 по 1986 год она была самым цитируемым англоязычным психологом в области гендерной психологии. Тогда, в 70-х годах, профессор Бем доказывала, что андрогиния является решением проблем психического здоровья мужчин и женщин. Но спустя десятилетие она имела научную смелость пересмотреть свои, ставшие чрезвычайно популярными идеи о «гармоничном сочетании мужских и женских качеств в одной личности». В энциклопедической монографии «Психология женщин» она заявила, «что андрогиния не является решением проблемы. Мы измеряли качества, которых нет!». В качестве альтернативы была предложена теория гендерной схемы.
Монография «Линзы гендера» была издана в 1993 г. Среди множества статей (43) и двух монографий, именно работа «Линзы гендера» была неоднократно награждена и признана лучшей книгой по психологии различными профессиональными организациями: Лучшая книга 1993 года по психологии, Победитель премии Книга года (1993), Выдающаяся публикация 1994 года, Достижение в области коммуникаций, языка и гендера 1994 года и т. д. А сама автор «Линз гендера» была признана Выдающейся женщиной-психологом Американской психологической Ассоциации 1995 года.
Хотя критика Сандры Бем направлена на конвенциаль-ную гендерную социализацию в США, против дискриминации женщин и сексуальных меньшинств, российские читатели с полным правом могут отметить сходную ситуацию в России.
Превалирование биодетерминистских объяснений в отечественной психологии говорит о том, насколько Вильсон и другие социобиологи популярны в России, например, Геодакян и
его теория*. Поляризация мужского и женского переполняет СМИ, а уж известная андроцентристская позиция бывшего министра культуры (!) всколыхнула даже нашу не склонную к активизму женскую общественность". Различие, пожалуй, в том, что в США многие ценностные позиции, выдвигаемые феминистскими психологами, уже приняты, усвоены и воплощены определенной частью специалистов в социальную и психотерапевтическую практики по работе не только с женщинами, но и мужчинами. Для России же пока характерно знакомство с данными позициями, и этот период требует подробного и простого (насколько это возможно в данном контексте) разъяснения этих эпистемологических ценностей.
Познакомившись с теорией гендерной схемы в начале 90-х, автор данной статьи стала популяризировать эти идеи среди отечественных специалистов. Тогда же в издании Петербургского центра гендерных проблем была опубликована статья «Гендер — сила, гендер — власть» с популярным изложением данной теории (см. также: Ходырева Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 1998. Сер. 6. Вып. 2). В полном виде перевод статьи***, где подробно описывается теория гендерной схемы, впервые публикуется в приложении к данному изданию. К тому же в России уже побывал практик — эпистемолог и психотерапевт Джон Гриндер, дающий технологию вопро-шания и исследования создания когнитивных конструктов. В этом плане Сандра Бем — это Гриндер в юбке, но с более подробными теоретическими объяснениями создания гендерных истин. Работая над этой книгой, мы сами изменялись. Книга читается непросто, так как сама задача исследования модели восприятия и познания требует усердной работы от читате-лей(ниц). Перевод также давался нелегко, так как многомерность и междисциплинарность аргументации не вмещалась в прокрустово ложе сложноподчиненных русских предложений.
* Критику данной теории см.: Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. М., 2001. С. 46.
** Речь идет об иске к ведущему передачи «Культурная революция» Михаилу Швыдкому, поданном в Большое жюри Союза журналистов РФ рядом общественных организаций по поводу ток-шоу «Шедевр может создать только мужчина» (Общественная дискуссия: сексизм в СМИ // Женщина Плюс. 2003. № 1.)
*** Bern S.L. Geender Schema Theory and Its Implications for Child Development: Raising Gender-aschematic Children in a Gender-schematic Society // The Psychology of Women. Ongoing Debates / Ed. by M.R.Walsh New Haven-London: Yale University Press, 1987. P. 226-245.
Например, переводчица и научный редактор отметили для себя, с каким трудом нам давался перевод слова «угнетение» женщин. Потрясающе, но факт, что в стране, где женщины менее всего представлены во власти, где насилие над женщинами остается безнаказанным в массовом масштабе, где сек-сизм льется с больших и малых экранов, понятие «угнетение» женщин принимается с трудом. Но самое главное, мы перестали испытывать гендерное «беспокойство» навсегда. Желаем читателям и читательницам «Линз» того же.
Понятие гендера
Понятие «гендер» впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин «гендер», заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола — совокупности биологических характеристик — генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века. Исследование «Пол и темперамент в трех примитивных сообществах» (1935) сейчас признано основой для формирования гендерного подхода и исследований. Оно подготовили почву для развенчания мифа о маскулинных и фемининных особенностях поведения как естественном следствии половых различий. Н.Чодороу первой подвергла сомнению наличие материнского инстинкта у женщин. В монографии «Воспроизводство материнства: психоанализ и социология гендера» она показала, что «влечение материнства» — не биологический инстинкт, а продукт социализации женщин*.
Необходимость методологического отделения пола (биологического) от гендера (социального) определялась несколькими причинами: во-первых, распространенным мнением и верой, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий; во-вторых, стремлением проанализировать, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненно-
* Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола. Часть III. Половая идентификация и теория материнства // Антология гендерной теории. Минск, 2000. С. 29—76.
го цикла (онтогенеза); в-третьих, пониманием того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование гендерных подходов: изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не гендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискогенных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями — через богатых партнеров. Конечно, для женщин, значительно больше институциональных барьеров для подобных изменений, в то время как мужчинам необходима серьезная психологическая работа над осознанием своих проблем.
Дифференциация понятий «пол» и «гендер» дало мощный толчок для развития социальных процессов с междисциплинарных позиций. В настоящее время существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям относят теорию социального конструирования гендера; гендера как стратификационной категории; интерпретации гендера как культурного символа. Но, как отмечает исследовательницы, в российской науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин представлен просто как «более современное понятие в науке». Приверженцы биологического детерминизма осознанно или неосознанно считают, что биологические особенности мужчин и женщин определяют их социальные роли, психологические характеристики и т.д. Таким образом, важно знать и о реальном существовании биологических, социальных и психологических различиях, но также и то, как эти различия интерпретируются и как на их основе выстраивается система власти и доминирования»*.
Теория линз культуры
Теория линз культуры и более ранняя теория гендерной схемы посвящены анализу получения знаний о мужском и женском и о формировании всей системы восприятия на основе пола. «Различия между мужским и женским привносятся
* Словарь гендерных терминов. М., 2002. С. 20—24.
в общественную жизнь настолько экстенсивно, что тем самым осуществляется скрытая подмена: практически любой аспект культуры, любой аспект человеческого опыта предстает перед нами в неразрывной связи с половыми особенностями — касается ли это стиля одежды, социальных ролей и даже способов выражения чувств и реализации сексуального влечения»*.
В «Линзах гендера» анализируются механизмы, посредством которых формируется когнитивная система (система познания) на основе пола. «Мы не через линзы будем смотреть, а на них самих». А это значит, что при исследовании вопроса необходимо произвести определенную диссоциацию — диссоциацию себя от себя как познающего субъекта. В этом сложность освоения данного текста.
Как мы познаем мир, через какую систему, как мы сформировали и получили такую систему знаний, при которой качества женщин (реальные или воспринимаемые) трактуются как отрицательные для высокодоходных и высокостатусных профессий и занятий?
В своей теории Бем считает, что между реальным миром и нами стоит разработанная в культуре система познания, чтобы люди, как в кривом зеркале, видели то, что предлагает нам видеть система патриархата. Мужчины и женщины, по утверждению этой системы, противоположны друг другу. Как мы умудрились не видеть разницы между мужчинами и считать их одинаковыми? С чего мы взяли, что все женщины являются единой монолитной группа? Японки и африканки, девушки XXI и XVII веков, богатые и бедные, спортсменки и вышивальщицы?
Но сформулирован и другой вопрос: «А есть ли еще кто-нибудь в мире, кто был бы так похож друг на друга, как мужчины и женщины?»". Почему когда берется за основу восприятия категория национальности или расы, то все белые мужчины и женщины становятся очень похожими между собой и совсем непохожими на мужчин и женщин из Китая? Таким образом, важна позиция, с которой мы воспринимаем, познаем и оцениваем.
Сандра Бем показывает, как в такой системе познания искусственно приписываются половые признаки огромному количеству явлений. Хотя у смелости нет мужских признаков, тем не менее, это качество называется и признается мужским.
* Там же. С. 2.
" Hyde J. The Half of Human Experience: The Psychology of Women. Lexington, 1985.
Почему нам мало известно о мужчинах или даже целых сообществах мужчин, которые в средние века или нынешнее время занимались бы уходом за больными и пожилыми, брали отпуск по уходу за младенцами, как в Швеции и Исландии? Почему и как они исчезли из поля нашего восприятия, из нашей памяти как пример, не вписывающийся в привычную ассоциативную связь с «настоящим мужским»? Вопрос относительно смелости женщин — вопрос того, как мы воспринимаем и оцениваем смелость девочек, девушек и бабушек. Почему многие поступки женщин воспринимаются как отчаяние, глупость, истеричность, а не как смелость? Почему огромное количество «не смелых» поступков мужчин (например, бросил жену с тройней или с ребенком-инвалидом; поместил престарелую мать в психдиспансер; отказался от ответственности за насилие; не признался, что принял решение, повлекшее за собой гибель людей или разорение страны) не замечается нами и расценивается как нетипичное для мужчин. В соответствии в теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Иными словами, наша система восприятия уже настроена на то, что мужчина — смелый, а женщина ..., скажем так, робкая. Система восприятия через гендерные линзы даже не предполагает, что разные женщины могут отличаться между собой по выраженности качества «смелость» — у женщин такое качество в данной системе познания не воспринимается вообще.
Подход к гендеру, который предлагала Сандра Бем в своей новой концепции линз гендера, отличался от структурного подхода к гендеру — исторически первого по появлению в научных публикациях*.
Прежде всего, она подвергла критике саму идею приписывать людским качествам и поведению маркеры мужского и женского. Из этого следует радикальный вывод: чтобы быть мужчиной и женщиной... — ничего делать не надо. Ведь наш пол с нами с самого нашего рождения. Снимается то напряжение, которое делает самооценку страдающей, если люди не
* Oakley A. Sex, Gender and Society. London, 1972; Rubin G. The traffic in women: notes on the political economy of sex // Toward an Antropology of Women/ Reiter R.R. Monthly Review Press. New York, 1975.
выполняют культурные требования сиюминутного момента быть «настоящими» мужчинами или «настоящими» женщинами. Все остальные характеристики поведения и качеств, профессии и интересы, привязанности и страсти — это свободный выбор. Вернее, должны быть свободным выбором людей в зависимости от их предпочтений, интересов и способностей.
Психология как наука относится к поздним новообразованиям в списке идеологических технологий контроля и власти. Она поддерживала концепцию двойного стандарта к психическому здоровью. Сейчас принято говорить, что за последнее время произошли большие изменения в освобождении мужчин и женщин от прессинга жестких гендерных привязок к тому или иному полу. Многие воспринимают это с тревогой, боятся хаоса, неопределенности и путаницы в человеческом поведении: «Если мой сын будет чувствительным и открытым, как он выживет в армии? Если моя дочка будет независимой и уверенной, как она выйдет замуж?» Это основные вопросы на лекциях по гендерным проблемам, волнующие моих студентов, которые придерживаются конвен-циальных гендерных ролей. Для психологов важно осознать границу между психологической адаптацией личности к среде и необходимостью реформации социальных институтов. Поэтому уместно задаться следующими вопросами: «Где та граница, до которой надо психологически адаптироваться и адаптировать своих детей к унижающей достоинство дедовщине в армии, к пренебрежению по отношению к женщинам на политическом и бытовом уровне? Есть предел, при котором адаптивные способности личности должны быть редуцированы — необходимо сохранять личность. Вместо этого надо менять социальные институты — армию, родительство, производственную среду. Уничтожение гендерного неравенства потребует не только личностных, но и институциональных перемен.
Идея освоения культуры или, как пишет Бем, «инкульту-рации», должна быть знакома российским психологам по схожим идеям в трудах Блонского и Выготского. В автобиографии П.П.Блонского (1884—1941) мы читаем «поведение понятно лишь как история поведения». В 30-х годах XX века Л.С.Выготский (1896—1934) развивает эту мысль и предлагает теорию происхождения, структуры и развития высших психических функций, заложившая основы исторического подхода к изучению психики человека. В основе развиваемой Выготским теории лежат две гипотезы: об опосредованном характере психической деятельности и о происхождении
внутренних психических процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихической». Применение знаков (слов, цифровых обозначений и т.п.), т.е. переход к опосредующей деятельности, перестраивает всю психическую деятельность. «Первоначально... культурные приемы и средства формируются в совместной деятельности людей, а затем становятся также индивидуальными психологическими средствами управления поведением. В развитии каждой из психических функций такое опосредование постепенно превращается из внешнего во внутреннее»*. Данный процесс Выготский назвал интериоризацией. Выготский попытался найти закономерность формирования психики, которая бы отражала развитие не только отдельных функций, но и всей личности в целом. «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией», — формулирует он общий генетический закон культурного развития.
Можно дополнить, что, по современным представлениям, к внешним факторам, которые объединяют факторы окружающей среды — экономические, социальные, образовательные и политические, относится гендерная социализация и институциональный сексизм. Эти внешние факторы влияют и взаимодействуют с внутренними факторами. Те факторы, которые были внешними для женщин, становятся интериоризи-рованными. Даже если фактор является внутренним, он первоначально начинался как внешне продуцированный.
Теория гендерной схемы
Теория гендерной схемы была сосредоточена на эпистемологических аспектах восприятия и познания, то есть на самом процессе получения знания об окружающем мире, о мужчинах и женщинах. Сошлемся на Вирджинию Вульф в ее беседе с аудиторией сорок пять лет назад: «Любой вопрос относительно пола является таковым, что не стоит и надеяться, что вам удастся высказать истину. Можно только показать, каким образом вы пришли к тому мнению, которого придерживаетесь» Рассмотреть процесс получения знания — вот что необходимо для объяснения результатов процесса обретения знания.
* Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 12
Как мы узнаем, что это качество является женским, а это поведение — мужским? — такие нетривиальные вопросы, заданные исследовательницей, и послужили началом формирования теории, объясняющей, как сформировалось восприятия на основе физической категории — пола. Это значит, что познавательная система человека сформирована в культуре опосредованным образом. Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах — зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса — то есть объяснением того, что это все естественно, то есть «по природе».
Людям довольно сложно отслеживать сам процесс познания (т. е. свои собственные психические процессы), поэтому, скорее, они предпочитают обсуждать результаты восприятия, а не сам процесс. Результаты этого восприятия в виде исследований (которые в свою очередь проведены на основе этой же системы познания) уже переполнили хранилища эмпирических исследований*.
Теория линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры «мужского» или «женского» есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая давно находится в кризисе со своими стратегиями и тактиками. Вспомним профессию врача в царской России, которая всего лишь сто лет назад была прерогативой мужчин, то есть «мужской». Теперь она, по большей части, считается «женской».
Проблемы, которые необходимо обсудить в российской психологии, связаны с небрежным подходом к интерпретации влияния биологических и социальных факторов на развитие личности. В результате, предложено корректно говорить о комплексном биолого-социо-психологическом влиянии на личность и поведение мужчин и женщин. Но всякий раз выясняется, что два последующих слова куда-то пропадают в интерпретациях поведения и развития мужчин и женщин и, как правило, остается только первая интерпрета-
* Maccoby E., Jacklin С. The Psychology of Sex Difference. Palo Alto, 1974.
ция — биологическая, т.е. естественно-научная. Что-то не слишком мы комплексны в своих объяснениях!
В России еще очень сильны биологизаторские, партриар-хатные представления о женщинах, феминизм дискредитирован как антимужской проект. До сих пор у нас считают, что женщины не могут обладать всем спектром человеческих характеристик. То же самое думают и о мужчинах. Например, о последних думают, что они не имеют психологических предпосылок для заботы о младенцах, больных и пожилых родственниках.
Весьма распространены представления о том, что биологический пол должен совпадать с психическим гендером и соответствовать поведению и ролям, присущим полу. Даже предлагается определение гендера как «полоспеци-фического» поведения, а под «гендерной схемой» понимается «обусловленное полом поведение»*. Также распространено мнение о том, что пол детерминирует развитие «я-концепции» и соответствующего поведения индивидуума, а также представление о гендере как о биполярном измерении, вокруг которого постоянно формируется человеческая личность.
Часто уделяют большое внимание психологическим различиям между мужчинами и женщинами самим по себе, нежели их различным социальным ситуациям и властной позиции. Как правило, мало значения придается крайне важному вопросу культурного происхождения этих психологических различий.
Почему так легко и просто выбирается (именно, выбирается из других возможных объяснений) биологическая интерпретация? Во-первых, это проще с точки зрения наивного реализма: это видимо (или предполагаемо) и фиксируемо. Объяснять социальным влиянием и ситуацией — это значит уметь фиксировать всю сложность и динамичность влияний среды, да еще в историческом срезе. «Обычные люди не в состоянии оценить степень влияния и тонкие детали управляющего воздействия ситуации на поведение»**.
Сандра Бем, используя междисциплинарный и исторический подходы, доказывает (на примере исторической эволюции оценки гомосексуализма), что биологические явления не имеют фиксированного, независимого значения. Значение,
* Нартова-Бочавер С.К.. Дифференциальная психология. М, 2002. С. 116. ** Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999. С. 205.
которое им придается, зависит от того, как они объясняются и используются культурой, а их социальный смысл зависит от исторического и современного контекста. (Ibid. P. 3)
Феминистская педагогика
В статье «Теория гендерной схемы» Бем подробно объясняет процессы, приводящие к созданию познавательной системы на основе пола. Также интересно прикладное значение теории, которое апробировано супругами Бем на своих детях. Педагогические рекомендации по воспитанию детей, с одной стороны, просты, а с другой стороны, требуют от родителей такой же гендерной свободы, которую они хотят сформировать у своих детей. И здесь самым болезненной проблемой для российских родителей и психологов является, казалось бы, самый простой вопрос — о поле. Большинство психологов и родителей не могут объяснить детям, что такое пол. Они также сами затрудняются назвать критерии пола. Оказывается, это самая загадочная и табуированная тема. Удивительно, что половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков, при этом подчеркиваются и всячески преувеличиваются различия гендерные. Подобное лицемерие культуры, с его стыдливым, брезгливым отношением к биологическим различиям и при этом уклонением от прямой и недвусмысленной информации о строении половых органов и репродуктивных функциях, характерно части для психологов и педагогов, привносящих в общество психологические знания.
Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или «разрушительную» схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Для начала родители должны обучить детей различию между полами, обратив их внимание на социальные представления о поле. Для этого они должны проде-монтрировать нетрадиционные гендерные роли. Папа может готовить обед, купать детей, а мама — водить машину и продвигаться в науке. Родители должны избегать дисциплиниро-вания ребенка с ссылкой на пол как один из самых распространенных аргументов бессильных воспитателей: «Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка!
Пойди и дай сдачи!» или «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!» Мало того, родители должны сами создавать материал, который бы противоречил гендерным стереотипам. Например, в букваре к изображению женщины, моющей окно, можно пририсовать усы и написать «Папа мыл раму» или «Дедушка мыл раму», а мама участвовала в выборах как кандидат: «Мама — депутат района».
Парадокс, но социальная практика учит детей тому, что полом, по сути, не является. Часто можно услышать такой диалог: «Мама, это кто? Это мальчик, смотри у него синий беретик и брючки».
Поэтому задача родителей, наконец, состоит в том, чтобы рассказать детям, что есть собственно половые различия. Хотя существуют две, казалось бы, не требующие обсуждений биологические особенности полов: анатомия и репродукция, тем не менее они стыдливо умалчиваются родителями. Проблемой является то, что родители испытывают затруднение и смущение при объяснении детям особенностей строения половых органов. Поэтому предпочитают не давать анатомические и физиологические подробности. В российской педагогике до сих пор считается, что эти «стыдные» подробности развратят ребенка. Но они, если хотите, потому и «развращают», что, являясь тайными и стыдными в данной ортодоксальной культуре, формируют у ребенка повышенный интерес к «взрослой», табуированной для детей теме.
Родители, не считающие телесные проявления «грязными и греховными», могут сделать генитальные особенности различительными характеристиками мужского и женского. Обучая своих детей тому, что гениталии у мужчин и женщин разные, родители помогают детям понять сущность культурных определений пола, и, таким образом, не «синий беретик и брючки» станут различительными половыми признаками, а строение гениталий.
Получая четкое определение пола, дети имеют предпосылки для конструирования собственной концепции мужественности и женственности на биологической основе. Быть мальчиком и мужчиной — это значит иметь пенис и яички. Быть девочкой или женщиной — значит обладать вагиной и маткой, а не значит иметь бантик, заколку, розовый фартучек и стремиться не пачкать коленки.
Вторая стратегия, разработанная супругами Бем, связана с обеспечением альтернативными схемами, такими как схема индивидуальных различий. Например, на высказывание «девочки не играют в футбол», которое ребенок принес из шко-