Итогом занятия может стать разработка памятки по разрешению проблемных и кризисных ситуаций

В обучающих программах работу с такой памяткой целесообразно выносить на отдельное занятие. В этом случае участникам предлагается ее примерный образец, в который они могут вносить изменения в соответствии с имеющимся опытом и особенностями анализируемых проблем.

БЛОК № 3 ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА «Я - ЛИДЕР»

Для того чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует и т.д. Лидерами не рождаются, ими становятся. Конечно, все мы знаем, что личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, но подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребёнка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной). Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою значимость, то есть проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других - значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за дело, которое организовывает.

Цель блока. Создать условия для развития лидерского потенциала подростков и молодёжи путем включения их в игровую деятельность.

Задачи блока: развитие организаторских способностей, активности, креативности; формирование навыков работы в команде, развитие Я-концепции, достижение стойкого развития лидерских качеств.

Занятие №1. Тема «Мой лидерский потенциал»

Задачи: обучение навыкам социальной активности, развитие инициативности и ответственности, формирование представления о необходимости развития лидерского потенциала для дальнейшей жизненной успешности.

Информирование

Лидером является такой член группы, который выдвигается, в результате взаимодействия членов группы, для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкрет­ной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

· Приведите из истории пример успешного и эффективного лидерства.

· Лидерства, изначально обреченного на неудачу.

· Какие личностные качества необходимы лидеру?

· Что входит в понятие «организаторские способности»?

Организаторские способности - это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно и уверенно организовать людей на выполнение какого-нибудь дела. Об их формировании мы и будем говорить в этом блоке.

2. Упражнение «Кулачок»

Участники разбиваются на пары.

Один из них сжимает кулак.

Задача второго - за минуту сделать так, чтобы первый разжал кулак.

Нельзя применять физическую силу.

Затем участники меняются местами.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

· Какими средствами вы пользовались, чтобы добиться своей цели
(давление, мольбы, угрозы и т. д.)?

· Что вас заставило разжать кулак, или он так и остался сжатым?

Информирование

Лидер развивает в себе способности руководителя. Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше. Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие спо­собностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение - лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной, которая позво­ляет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавли­ваются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств - это процесс, который не имеет завершения. Жизнь может изменить­ся только в том случае, если человек изменится сам. Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важ­но держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, об­ладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доб­рожелательность.

Советы относительно саморазвития:

· Сохраняйте уверенность.

· Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

· Лидеры развивают в себе творческий подход к проблемам.

· Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели действия.

· Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

· Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами стано­вятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте над своим стилем общения.

· Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не по­мехой и источником неприятностей. Ка­кое яблоко вы выберете в магазине - красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

· Очень важно, как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

· Настройтесь на успех.

После информирования проводится обсу­ждение.

4. Упражнение «Автобиография»

Навыки самопрезентации являются важными навыками лидера, это уп­ражнение может стать отправной точкой в развитии навыков самопрезентации.

Каждый из участников в течение 5 минут составляет свою краткую авто­биографию, выделив, на его взгляд, самое важное: где учился, живет, какой он человек и т. д.

Затем группа собирается в большой круг, и все по очереди выступают.

Задача: четко и ясно рассказать о себе.

Ситуация рассказа о себе волнительна для многих участников, в нашем менталитете есть стереотип того, что говорить о себе неприлично, но для ус­пешности в жизни это необходимо, к тому же самопродвижение является одним из самых цивилизованных видов влияния. Поэтому важно помочь участникам справиться с волнением и неуверенностью перед самопрезентацией. Необхо­димо донести до участников, что это упражнение не конкурс и не экзамен, в нем нет правильных и неправильных вариантов. Обратная связь здесь выступает не в качестве критики, а в качестве помощи в дальнейшей жизни.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

· Какие основные моменты в своей биографии вы считаете наиболее значимыми?

· Как вы себя чувствовали, когда представляли свою биографию?

Информирование

Лидер видит будущее.

Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем - в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Важное качество лидера - видение будущего.

Видение будущего - это загадочный феномен. Лидер живет будущим, как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель - завоевание Италии, но при этом не видел преграды - горы Альпы, поэтому он смог добиться чего хотел.

Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов до­казал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание о будущем. На этом феномене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно заглядывает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется со сложной задачей.

Перспектива должна быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели.

Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, - все эти качества позволяют лидеру добиваться успеха.

После информирования проводится совместное обсуждение.

Остров рассуждений

Данная процедура создает условия для самоанализа, в том числе и относительно лидерского потенциала. Упражнение глубокое и серьезное, поэтому предварительно необходимо настроить участников на вдумчивое отношение к услышанным вопросам.

Готовятся три плаката с надписями «да», «может быть», «нет».

Они развешиваются в разных концах помещения.

Ведущий стоит в центре помещения и задает вопросы, после заданного вопроса участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.

Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал им этот ответ.

Желающий поднимает руку, ведущий кидает ему мяч.

Тот, у кого в руке мяч, имеет право на ответ.

После ответа он может бросить его тому, кого хочет услышать, тот отвечает или отказывается.

Важное правило: участники упражнения не имеют права критиковать других и спорить. Они высказывают только свое мнение!

Вопросы для упражнения Джеффа:

· Лидером не рождаются, лидером становятся.

· Я – лидер.

· Согласны ли вы с пословицей: «Один в поле не воин»?

· Лучше быть умным, чем богатым.

· Я знаю, для чего живу.

Особую роль в этом упражнении играет анализ, благодаря которому уча­стники имеют возможность резюмировать те размышления, которые у них воз­никли, а также получить обратную связь. «Сухой остаток» этого упражнения - это хороший вклад в опыт подростка.

Информирование

Лидер умеет создать команду. Понятие лидерства держится на трех китах:

ЛИДЕР ► КОМАНДА ► ДЕЛО, что составляет единое трио.

От лидера зависит главное - создание хорошей команды.

«Лидер» в переводе с английского языка означает «вести за собой, воз­главлять». Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он - вопло­щенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи.

Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и ув­лечь людей конкретной идеей. Чувство власти и умение повлечь за собой лю­дей - отличительная черта лидера. Лидер побеждает, только опираясь на по­мощь команды. Вспомните тех известных лидеров, чьи победы были достигну­ты только благодаря команде (Наполеон, завоевавший Альпы; Суворов, захва­тивший крепость Измаил; Иисус с 12 учениками распространили христианство по всей римской империи).

Какова же идеальная команда?

Можно провести сравнение с игрой в карты: преимущества набора карт масти; или же спортивная команда: жесткое и четкое распределение всех ролей.

В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.

8. Упражнение «Стулья»

Количество стульев соответствует количеству участников.

Стулья расставляют по кругу так, чтобы их можно было обойти,

Группе необходимо выполнить следующее задание: всем сесть на стульях, встать за спинку, поднять стул на уровень груди. Опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул.

Во время выполнения задания разговаривать нельзя.

Если правила будут нарушены, прозвучит сигнал ведущего.

9. Информирование: Быть успешным значит быть дисциплинированным

Чтобы победить в соревнованиях, спортсмен должен обладать дисциплиной. Она необходима и капитану, и пианисту, и студенту. Это обязательное требование для человека, намеривающегося реализовать свои цели и мечты. В жизни и работе без дисциплины невозможно добиться значительных успехов, результатов. Обращается внимание детей на «Магический треугольник», изображенный на доске - успех, труд, само совершенство, ключевое слово - дисциплина.

Истинный успех приходит только благодаря упорному труду. Многие хотят работать, чтобы разбогатеть, а потом не трудиться. Ключ к успеху лежит в том, чтобы работать разумнее, а не только интенсивно. Человек может работ и не получать радости от труда. Поэтому труд должен быть не только активным, интересным и человек должен видеть результаты своего труда. Успех лидера в том, что у него есть мечты, труд, труд и еще раз труд. Научитесь любить труд!

Не менее важным качеством каждого лидера является самосовершенствование. Самосовершенствование - это стремление быть лучшим во всех своих начинаниях. Оно не приходит само по себе. Наши цели определяют наше будущее, и, хотя нам не всегда удается их достичь, именно они помогают нам развиваться и совершенствоваться. Ведь, если нам не удается что-то сделать, ищем другие способы достижения цели. Великие лидеры не останавливаются на достигнутом. Они постоянно стремятся к достижениям более высокого уровня.

10. Упражнение «Я - лидер»

В этом упражнение также основную роль играет самопознание, но в отличие от упражнения Джеффа оно направлено именно на анализ своего лидерского потенциала. В каждом есть лидерский потенциал, поэтому важно помочь подросткам разглядеть и осознать его в себе.

Каждый участник в тетради участника тренинга индивидуально дaeт не менее пяти ответов на каждый из вопросов:

· Какие качества и умения лидера я знаю в себе?

· Какие привычки и качества мешают мне быть лидером?

На втором этапе участники объединяются в группы по 5-6 человек и обсуждают свои ответы. При необходимости они могут их комментировать.

Важно, чтобы ведущий создал условия именно для индивидуальной работы, чтобы у каждого было свое пространство и время подумать. Важно следить, чтобы участники не спешили обсуждать то, о чём пишут, предупредив, что у них обязательно будет такая возможность. Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Помимо того, обязательно будут те участники, которым будет трудно найти в себе лидерские качества, поэтому ведущий должен в процессе выполнения упражнения подходить к каждому, по необходимости помогая.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

· Удалось ли вам откровенно ответить на вопросы?

· Что именно вы понимаете под теми качествами и умениями, которые вы изначально определили?

· Изменилось ли ваше мнение после обсуждения?

11. Упражнение «Поезд»

Помещение, где проводится упражнение, должно быть достаточно просторным.

В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке как препятствия несколько стульев.

Участники разбиваются на тройки, становятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего.

У вас получилось несколько паровозиков. Последний - паровоз, двое других - вагончики.

Глаза открыты только у последнего участника. Он «едет» и управляет движением состава, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствия. Делает он это, поворачивая за талию среднего участника: влево - поезд поворачивает налево, вправо - направо.

Участник, стоящий посередине, не проявляя своей инициативы, только передает впереди стоящему указания «паровоза». А первый следит за руково­дством среднего и следует по указанному маршруту.

Дайте возможность каждому участнику побывать во всех трех позициях.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

· Как вы себя чувствовали в каждой из позиций?

· В какой позиции вы чувствовали себя лучше?

Наши рекомендации