Г). Психологические типы А. Аугустинавичюте. Соционика
Базируясь на учении К. Г. Юнга о психологических типах, литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте построила новую науку – соционику. А. Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Мечтали многие, удавалось немногим. В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них, в основном, давалась классификация психологических отклонений и акцептуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и «открыла шифр». А. Аугустинавичюте не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.
Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так вместо: мышление, чувство, интуиция, ощущение появились логика, этика, интуиция и сенсорика. Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:
Экстраверсия – интроверсия Логика – этика | Интуиция – сенсорика Рациональность–иррациональность |
Соционическая типология строится на четырех парах признаков, называемых дихотомическими (дихотомия означает «рассечение на два»).
Аушра отметила, что характер человека определяется не одной, как у К.Г. Юнга, а двумя функциями. Например, когда говорят «логический тип» («мыслительный» у Юнга), то не известно какой именно имеется в виду, тот, что с сенсорикой или тот, что с интуицией. А они очень сильно различаются. Например, представитель «логико-сенсорного типа» обладает практичностью, собранностью, всегда опрятен, знает что красиво, а что нет. Представитель же «логико-интуитивного типа» – более стратег, чем тактик, склонен к философствованию и теориям, рассеян. Он хоть и старается быть собранным и опрятным, но ему это мало удается. Это можно изобразить на схеме: Экстравертный мыслительный тип (по Юнгу) Логико-интуитивный экстраверт Логико-сенсорный экстраверт (в соционике)
В итоге типология Юнга приобрела следующий вид:
Рациональные | Иррациональные | |
Экстраверты | Логико-интуитивный экстраверт Логико-сенсорный экстраверт | Интуитивно-логический экстраверт Интуитивно-этический экстраверт |
Этико-интуитивный экстраверт Этико-сенсорный экстраверт | Сенсорно-логический экстраверт Сенсорно-этический экстраверт | |
Интроверты | Логико-интуитивный интроверт Логико-сенсорный интроверт | Интуитивно-логический интроверт Интуитивно-этический интроверт |
Этико-интуитивный интроверт Этико-сенсорный интроверт | Сенсорно-логический интроверт Сенсорно-этический интроверт |
Такое деление позволило более точно описать типы, дать более подробные характеристики.
Вполне естественно, что психологические функции у представителей разных психологических типов развиты в разном объеме. Есть явно доминирующие, а есть неизбежно отстающие. Люди с неподходящими друг другу психологическими типами часто травмируют друг друга замечаниями и шутками, которые попав на слабую функцию, не дают позитивной информации, а только раздражают.
У каждого представителя психологического типа есть «вторая половинка». Человек без дополнения в лице дуала сравним с духовно голодным существом, он находится в постоянной тревоге, что его не понимают. Нагромождаются всевозможные конфликты и противоречия. Недуализированный человек в проявлении любой активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие.
Люди с дополняющей психикой воспринимают друг друга «как самого человечного человека». В присутствии дополняющего каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Гармонизация личности в дуальной паре проходит быстрее и приятнее.
Для более глубокого понимания сущности данных типов см. дихатомический тест С. Накрохиной (файл «Конспект и тесты»).
Ниже представлена сводная таблица соционических типов.
д). Типы личности с точки зрения случайностей и закономерностей (планомерики–спонтаники)
Каждому человеку приходится сталкиваться в своей жизни со случайным и закономерным. Здесь возможны два пути. Первый – это всемерно тренировать свою способность последовательно мыслить, внимательно изучая закономерности окружающей жизни. Понятно, что этот путь предполагает появление сознательных людей, имеющих рассудочный подход к действительности. Для второго пути характерно стремление учесть и рассмотреть ситуацию целостно. Но людям, его «избравшим», не хватает последовательности. Мы будем называть соответствующие этим установкам типы планомериками и спонтаниками. Теперь можно дать и их полное определение.
Планомериком в соционике называют тип, который ставит рассудочность и последовательность (в симпатиях, логике, действиях и эмоциях) выше следования за тем, что воспринимается во внешнем мире непосредственно (внешность объектов, сенсорные ощущения, интуитивные предположения и предчувствия). Подобная установка требует, чтобы человек сознательно обуздывал силу своего восприятия и не шел за ней, а последовательно претворял в жизнь то, что заранее спланировал (Подавленное восприятие у таких людей играет время от времени с ними злые шутки.).
Спонтаником называется тип, который ставит силу и глубину восприятия реальной жизни выше своих рассуждений и жесткой последовательности в выполнении своих планов. С его точки зрения, всю полноту жизни не загнать ни в одну интеллектуальную или моральную формулу, да и незачем это делать. Важно уметь вовремя увидеть и понять. Поэтому спонтаники более эмпиричны и непоследовательны. Сила их восприятия (ощущения и предчувствия) ничем не обуздывается. Логика и этика следуют как ответ на ситуацию, на комплекс ощущений и предчувствий, а отнюдь не ценны умением гнуть свою линию, как у планомериков.
Естественно, что различаются и социальные роли, которые выполняют типы в обществе. Планомерики незаменимы для сложных методичных и систематических работ и расчетов, при проверке такого сорта работы других людей. Лучшие диспетчеры, к примеру, всегда планомерики.
В том, что касается формы, устройства и характера объектов, планомерики далеко не так уверены в себе. Это же касается таких сторон жизни, как кулинария, моделирование одежды, прогнозирование и долгосрочное планирование. Отношения со временем, с самочувствием, с конструкциями и внешностью таковы, что здесь для планомерика важно не столько техническое знание, сколько фантазия и возможность свободного творчества. Поэтому к этому типу принадлежали почти все оригинальные модельеры, художники, конструкторы, которые создавали совершенно новые изобретения в своих областях. Стоит назвать такие имена, как Сальвадор Дали (художник), Роберто Бартини (изобретатель и конструктор).
Спонтаники обладают талантами другого рода. К ним относятся наиболее оригинально и новаторски мыслящие ученые (А. Эйнштейн, З. Фрейд), создатели новых этических систем (Ж. Ж. Руссо и Б. Рассел), нетрадиционные в эмоциональном смысле поэты (С. Есенин, В. Высоцкий).
Но это только наиболее известные и яркие примеры. В перечисленных вопросах все спонтаники оригинальны независимо от их образования, пола, интеллекта и материального достатка. Зато в том, что касается внешности объектов, эстетики, интересного и полезного использования времени и ощущений, они могут при благоприятных условиях становится неутомимыми исследователями, стремящимися к совершенству. Среди спонтаников (и одновременно конкретиков) лучшие врачи (традиционных и хорошо изученных направлений), критичные воспитатели (спонтаники-абстрактики) и наиболее предприимчивые бизнесмены (опять-таки конкретики).
е). Типы личности с точки зрения строения тела и эмоциональности (Классификация Эрнста Кречмера)
В первой четверти XX века немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888—1964 гг.), опираясь на житейский опыт поколений людей, на свой клинический материал, предложил новую классификацию. В основу ее были положены два признака, ярко бросающиеся в глаза при общении людей друг с другом: строение тела и эмоциональность. «Мы различаем людей друг от друга, во-первых, по их телесному строению, по их величине, росту, очертаниям лица, а затем по их характерным особенностям, по их темпераменту, по их способу реагировать, чувствовать и действовать», – писал Э. Кречмер.
Ученый подметил очень важное обстоятельство: в характере совершенно здоровых людей имеются в крохотном зачатке признаки, подобные тем, которые в яркой форме выражены у больных шизофренией и циклотимией – двух совершенно непохожих друг на друга психических заболеваний. (Шизофрения характеризуется своеобразным мышлением больных, утратой ими эмоциональности, замкнутостью. Больные шизофренией как бы живут своим миром, окружающую действительность видят под другим ракурсом, иначе, чем здоровые люди. Циклотимия – психическое заболевание, для которого характерна смена периодов необычной активности, приподнятости настроения, маниакальности и резкой угнетенности, безынициативности, глубочайшей депрессии.)
В пациентах, их родственниках и просто здоровых людях Э. Кречмер увидел постепенный переход от ярко выраженной циклотимии через несколько промежуточных вариантов и «среднюю норму» к ярко выраженной шизофрении. Он сопоставил эти особенности характера людей со строением их тела. Результатом кропотливой работы явилась классификация, которая представлена в книге «Строение тела и характер». Так были описаны типы здоровых людей – шизотимики и шизоиды, циклотимики и циклоиды.
Шизотимик, по Э. Кречмеру, – здоровый человек с некоторым «шизофреническим налетом», «рудиментом». Шизоид – также здоровый человек, способный успешно работать, достигать значительных творческих высот. Однако при неблагоприятных условиях, в сложных ситуациях у такого человека могут возникать шизофренические реакции. Он как бы балансирует между здоровьем и болезнью. Ни шизотимик, ни шизоид могут не иметь никакого отношения к шизофрении и действительно чаще всего не имеют. Шизотимики и шизоиды чаще имеют астеническую конституцию. Это худые, стройные люди с удлиненными конечностями и телом, длинной шеей, небольшой головой, нередко вытянутым, четко очерченным носом, контрастирующим с небольшой нижней челюстью. Кожа у них чаще бледная, волосы жесткие, густые. Им свойственна чрезмерная чувствительность, раздражительность по отношению к одним явлениям и в то же время безразличие и апатия к другим. Шизотимики и шизоиды могут долгое время заниматься каким-либо делом, упорно настаивать на чем-либо и вдруг нежданно-негаданно отказаться от увлечения или отступить в споре. На одни явления они реагируют слишком остро, на другие тупо. Их реакции почти не предсказуемы, нередко не соответствуют раздражителю, порывисты и контрастны. Среди шизотимиков и шизоидов можно встретить людей, любящих природу и искусство, мечтателей с тонким вкусом и тактом, особо уязвимых трениями и конфликтами повседневной жизни. Именно таковым мечтателем и был милейший из всех шизоидов на свете идальго Дон-Кихот. В то же время бывают шизотимики и шизоиды холодные, равнодушные и безразличные натуры, которые концентрируют свои интересы на узколичных вопросах, проявляя именно в них завидное упорство, последовательность, педантизм. Среди них люди, создавшие свой внутренний мир, живущие только им – своими принципами, идеями, грезами. Часто встречаются тонкие мечтатели или отрешенные от жизни идеалисты, романтики и люди с остроумной иронией и сарказмом. Таким, например, был герой романа А. Дюма, один из яркой четверки мушкетеров – Атос. Из негативных героев этого романа, относящегося к шизоидам, следует назвать кардинала Ришелье.
Циклотимики чаще бывают пикниками. Это – плотные, толстые, ширококостные люди с округлыми формами, крупной головой и короткой шеей. Широкое, мягкое лицо отличается свежестью. У диклотимиков мягкие волосы, они склонны к преждевременному облысению. Несмотря на избыточный вес, циклотимики отличаются подвижностью, живой и богатой мимикой, жестикуляцией. Их движения плавны, естественны. Настроение колеблется между весельем и печалью. Темп жизни и настроение у них совпадают. Циклотимики отличаются мягкостью, естественностью сопереживания и горя и радости окружающих.
Среди циклотимиков есть люди, у которых большей частью бывает жизнерадостное настроение, им присущ огненный темперамент, широкий размах, лихость, хлопотливость с «ровной солнечной веселостью». Они всецело отдаются окружающему миру и текущему моменту естественно и открыто входят в контакт с людьми. Это, как правило, деятельные практики или чувственные искатели удовольствия, спокойные реалисты и добродушные, мягкие юмористы. Достаточно вспомнить Ноздрева из «Мертвых душ» Н. Гоголя или Портоса из «Трех мушкетеров» А. Дюма, и образ типичного циклотимика встанет перед вами во всей красе.
Типичные примеры шизоида и циклоида – Дон-Кихот и Санчо Панса, астеник и пикник. Первый, отгородившись от окружающих, живет своим внутренним миром, второй – открытый, всем понятный, приветливый и добродушный. Взаимоисключающие и взаимодополняющие индивидуумы блестяще соединены М. Сервантесом в одну компанию.
Менее четкий, промежуточный тип в классификации. Э. Кречмера – так называемый вискозный тип, телосложение которого соответствует атлетическому.
Разумеется, Э. Кречмер видел известную условность своей классификации, допускал разнообразные переходные варианты, подтипы с отклонениями от основного типа как в плане характера, так и телосложения. Теория Э. Кречмера получила довольно широкое распространение. Вслед за шизоидом и циклоидой были описаны эпилептоид, истероид и другие «оиды». Эпилептоиду свойственны в рудиментарном зачатке черты характера больного эпилепсией, а истероиду – истерией. Вообще классификации, имеющие отправной точкой патологию, а не здоровье, вряд ли найдут большое число приверженцев. Не хотят люди, служащие объектом классификаций, соглашаться с таким подходом к особенностям их характеров.
На этом попытки втиснуть многообразие человеческой натуры в рамки какой-либо классификации не закончились.
ж). Классификация коммуникативных типов по акцентуации личности (по К. Леонгадрду)
Немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард (1904-1988) ярко выраженным индивидуально-психологическим особенностям человека дал название акцентуации личности и выделил в своей классификации 10 основных типов: демонстративный, экзальтированный, возбудимый, застреваемый, гипертимный, дистимичный, лабильный, тревожный, педантичный, эмотивный. Он и другие авторы, разрабатывающие теорию акцентуированных личностей, подчеркивали, что такие личности не являются патологическими, а речь идет о заметно выраженных вариантах нормы. К этой категории людей можно отнести тех, кого мы называем «личностью» в хорошем или отрицательном смысле в зависимости от силы проявлений этих акцентуаций.
1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению. Гипертимные натуры смотрят на жизнь всегда оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им не трудно живется на свете. Приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. (Склонный к постоянно повышенному настроению, «сверхбойкий» человек). Наверное, у многих возникнет образ Гавроша, персонаж В. Гюго из «Отверженных».
2. «Застревающие» личности, со склонностью к задержке, «застреванию» аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям. Человек, который запоминает всё, «застревает» на идеях, обидах, «занудлив» и не забывает ни причинённое зло, ни добро. Сразу вспоминается шекспировский Отелло.
3. Эмотивные, аффективно лабильные личности. Аффективно – лабильные, или циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно таких людей называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных. (Излишне чувствительный, сердобольный, слезливый). Этот вид акцентуации описан в образе Сони Мармеладовой в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Педантичные личности, с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то педанты «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. («Занудливый», склонный к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям).
5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности. Такие люди отличаются робостью, неуверенностью в себе, присутствует компонент покорности, униженности. Возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного или даже дерзкого поведения, однако неестественность его сразу бросается в глаза.
6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения, ведёт себя то, как гипертим, то как дистимик, про него говорят «человек настроения». У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели...
7. Демонстративные личности, с истерическими чертами характера. Сущность демонстративного или истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Истероидный, манерный, эгоцентричный. Все помнят миледи из «Трёх мушкетеров» А. Дюма и мольеровского Тартюфа.
8. Возбудимые личности, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений. Весьма интересна личность с недостаточной управляемостью характера. Это проявляется в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. (Гневливый, склонный к неадекватно резкой реакции). Конечно, это близкий к психопатии Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых» у Ф.М. Достоевского.
9. Дистимические личности, со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные. Дистимический темперамент представляет собой противоположность гипертимному. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.
10. Экзальтированные личности, склонные к аффективной экзальтации. Склонный к преувеличенному, но искреннему выражению чувств, увлекаемый, нуждающийся в постоянном стимулировании, пребывающий в состоянии влюблённости. Вспоминаются сразу шекспировские Ромео и Джульетта.
Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом.