Уровень осознанности ситуации беседы.
Пояснительная записка
Визель Т.Г.
Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев,
2005.-24 с.
ISBN 5-88923-114-6
Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихоло-гической диагностической системы А.Р. Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объем тестов был минимальным, ко вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов.
Для того чтобы пособие было доступно специалистам различных профилей (нейропсихологам, дефектологам, врачам), к каждому тесту прилагается комментарий, содержащий ориентиры по его интерпретации и топической диагностике.
(пВпчель Т.Г, 2005. © В. Секачев, 2005.
Предлагаемый вариант обследования является одной из многочисленных модификаций нейропсихологической диагностической системы А.Р. Лурия. Основная цель его разработки — максимально сократить объем тестов для обследования больного с последствиями локального поражения мозга, но вместе с тем обеспечить интерпретацию полученных результатов со значительной степенью достоверности. Соответственно этой цели предлагаемая методика охватывает наиболее значимые для нейропсихологиче-ского статуса фрагменты высших психических функций человека (ВПФ).
Описание тестов составлено так, чтобы оно было одинаково доступным специалистам разных профилей — нейропсихологам, логопедам, врачам. В каждом пункте схемы содержатся примерные инструкции и комментарии, ориентирующие исследующего в диагностических критериях.
Предварительная беседа с больным имеет принципиально важное значение для определения тактики использования остальной части диагностической схемы. Она построена так, что в каждом конкретном случае исследующий может сделать вывод о том, какие пункты или какие фрагменты этих пунктов он будет использовать в дальнейшем, а какие нет.
В комментарии к каждому пункту содержатся также ориентиры относительно топического диагноза. Специалист, руководствующийся ими, может обратить внимание на совпадение неполноценно функционирующих зон при нарушении разных ВПФ. Так, например, функциональная недостаточность теменной зоны левого полушария отмечается и при пальцевой, и при артикуляционной апраксии, и при акалькулии, и при нарушении схемы тела, и при нарушении ориентировки в пространстве, и при астереогнозе. Такая же картина наблюдается и в отношении топических диагнозов при нарушении других ВПФ. Это объясняется тем, что основные доли мозга — лобная, височная, теменная, затылочная полифункциональны. Кроме того, разные по степени сложности фрагменты одной и той же функции занимают разные отделы этих долей: более простые — ближе к ядру, а более сложные — сдвигаются к периферии, вплоть до зон перекрытия. Все гностические и праксические функции располагаются на уровне вторичных полей
коры этих областей, а символические и, прежде всего, связанные с использованием средств языка, с помощью которых передается замысел высказывания, на уровне третичных полей. В схеме не указаны их номера, т. к. для практический целей это не является необходимым. Иллюстрации материала, отражающие функциональную специализацию различных частей мозга, можно найти в учебнике Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии» (М., изд-во «АСТ-Астрель», 2005).
Особое внимание уделено обследованию речевой функции. В клинической картине при каждой из ее форм выделен первичный дефект и системные расстройства. Указана локализация очага поражения.
Иллюстративный материал, необходимый для обследования, легко подбирается специалистом, а его часть взята из альбома: В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Г.М. Насоновская. Нейропсихоло-гическая диагностика. М., 1992.
Шкала оценок результатов выполнения теста (в баллах):
Справляется со всеми заданиями теста 0
Справляется с большей частью заданий, но не со семи 1
Испытывает затруднения, проявляющиеся в поисках, увеличении латентных периодов — 2
Имеются неединичные поиски и ошибки, необходима посторонняя помощь — 3
Практически не справляется с заданиями, помощь
малоэффективна — 4
Автор надеется, что схема окажется удобной иполезной.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНОГО
Уровень осознанности ситуации беседы.
Примерные вопросы (для больного в стационаре): Как Вы себя чувствуете? Был ли у Вас сегодня врач? Дают ли Вам лекарства? Хотите ли Вы пить? Хотите ли Вы заниматься, чтобы лучше говорить? Примечание: Вопросы рассчитаны на ответ словами «да» или «нет» или же утвердительным или отрицательным кивком головы.. Комментарий: Недостаточная степень осознанности ситуации беседы свидетельствует о неполноценности функционирования глубинных отделов мозга, оказывающей тормозное влияние на лобную кору или же о неполноценности функционирования самих лобных долей.
Ориентация в окружающем.
Примерные вопросы:
{Примечание: Вопросы рассчитаны на ответ словами «да» или «нет» или же утвердительным или отрицательным кивком головы.) Вы находитесь дома? Вы находитесь в больнице? Вы находитесь на улице? Сейчас на улице жарко? Сейчас на улице холодно? Сейчас день? Сейчас вечер? Сейчас утро?
Примечание: Чтобы избежать психотравмы, вопросы о том, приходит ли к больному кто-либо из семьи, исключаются, если точно неизвестно, кто у него бывает и радует ли это его. Комментарий: Недостаточная степень ориентации в окружающем свидетельствует о неполноценности функционирования лобных долей мозга или же теменно-затылочных.