Постаревший раньше времени
Пару лет назад моей жене Маргарет и мне представилась возможность провести отпуск в Италии. Нашими двумя важнейшими приоритетами были итальянская кухня и искусство. Чтобы полакомиться наиболее изысканными блюдами, мы обратились к друзьям, которые уже побывали в этой стране. Чтобы увидеть самые прекрасные творения художников, мы заручились помощью потрясающего гида и советчика — человека, который закупал произведения искусства для Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Во время той поездки по Италии мы осмотрели много по-настоящему великих произведений. Но ни одно из них не поразило меня так, как "Давид" Микеланджело. Именно тогда я понял, почему эту статую называют шедевром.
Микеланджело прожил невероятную жизнь. Этот человек, ставший, возможно, величайшим художником западной цивилизации — и наверняка наиболее влиятельным, — был рожден, чтобы ваять. Он однажды сказал, что, когда младенцем пил молоко своей кормилицы, то вместе с ним впитал любовь к инструментам скульптора и резчика по камню. Свой первый зрелый шедевр он изваял в 21 год. А бессмертные "Оплакивание Христа" и "Давид" были закончены еще до того, как ему исполнилось 30 лет.
Когда Микеланджело исполнилось 30 лет, папа Юлий II вызвал его в Рим, чтобы тот создал величественное папское захоронение, но затем великого скульптора попросили вместо этого поработать над реализацией проекта, связанного с живописью. Вначале Микеланджело хотел отказаться, не испытывая никакого желания писать дюжину фигур на потолке маленькой часовни в Ватикане. Хотя мальчиком он обучался живописному мастерству, его подлинной страстью было ваяние. Но когда папа римский нажал на него, Микеланджело пришлось принять указанное поручение.
Ученые полагают, что конкуренты Микеланджело стремились получить данную работу, надеясь на его отказ и утрату покровительства со стороны папы римского или же рассчитывая, что, взявшись за него, он провалится и дискредитирует себя. Но после того как Микеланджело принял папское поручение, он целиком и полностью посвятил себя этому делу, расширив первоначальный проект от простого написания изображений 12 апостолов таким образом, что он стал включать более 400 фигур и 9 сцен из книги "Бытие".
На протяжении 4 изнурительных лет художник лежал на спине, расписывая потолок Сикстинской капеллы. И ему, увы, пришлось уплатить за это огромную цену. Тяжкая работа навсегда повредила зрение мастера и до предела измотала его. Микеланджело сказал: "После четырех мучительных лет и создания свыше 400 фигур размером более натуральной величины я чувствовал себя столь же старым и столь же утомленным, как пророк Иеремия. Мне было всего 37 лет, но друзья не узнавали меня в том старике, каким я стал".
Последующее воздействие той преданности делу, которую проявил Микеланджело, оказалось весьма далеко идущим. Он понравился своему благодетелю, папе римскому, и получил от Ватикана новые заказы. Но гораздо более важно то, в какой огромной степени его творение повлияло на все сообщество живописцев. Фрески Сикстинской капеллы были написаны Микеланджело так смело, так оригинально и так изящно, что заставили многих из его товарищей-художников, включая Рафаэля, изменить свой стиль. Специалисты по истории искусства утверждают, что данный шедевр Микеланджело навсегда изменил направление развития живописи в Европе. И одновременно эта роспись послужила основой для столь же мощного воздействия на скульптуру и архитектуру.
Не подлежит сомнению, что громадный талант Микеланджело изначально нес в себе потенциал его грядущего величия, но при отсутствии беззаветной преданности делу его влияние оказалось бы минимальным. Этот высочайший уровень преданности делу можно видеть в его внимании как к мелким деталям, так и к общему виду перекрытия свода папской часовни. Когда у Микеланджело спросили, зачем он так старательно работает над изображениями, расположенными в темном углу Сикстинской капеллы, которые все равно никто и никогда не увидит, великий художник дал очень простой ответ: "Их увидит Бог".