Всего лишь еще один шаг вперед
Кеммонс Уилсон всегда был человеком инициативным. Он начал работать, когда ему было 7 лет, и с тех пор никогда не останавливался. На первых порах он продавал журналы, газеты и жареную воздушную кукурузу. В 1930 году, достигнув уже вполне зрелого и почтенного возраста —17лет, он решил попробовать себя на постоянной должности с окладом и стал работать на брокера, который торговал хлопком. Подросток зарабатывал 12 долларов в неделю тем, что по указке брокера записывал мелом нужные числа на его доске с ценами.
Когда у этого брокера открылась вакансия счетовода со ставкой 35 долларов в неделю, Уилсон подал заявление, и его перевели на новую должность. Но, открыв конверт с зарплатой, он по-прежнему обнаружил там всего 12 долларов. Он попросил прибавку и получил ее. На следующей неделе ему подкинули дополнительные 3 доллара. Когда Кеммонс спросил, почему он не получает те же самые 35 долларов, которые имеет другой счетовод, ему сказали, что фирма не станет платить такие деньги 17-летнему пацану. В ответ Уилсон предупредил начальство о своем намерении уволиться. За 75 с лишним лет его трудового стажа это был первый и последний раз, когда он работал на твердом окладе.
После этого события Уилсон зарабатывал деньги самыми разнообразными способами: он занимался детскими игрушечными бильярдами, торговал прохладительными напитками и брал в аренду торговые автоматы. И смог при этом отложить достаточно денег, чтобы построить своей матери дом. Именно тогда Уилсон понял, какой огромный потенциал таится в жилищном строительстве. В результате он стал заниматься этим бизнесом в Мемфисе и сколотил изрядное состояние, воспользовавшись плодами послевоенного строительного бума.
Инициативность Уилсона принесла ему массу денег, но пока не оказала никакого воздействия на мир — во всяком случае, до 1951 года, когда он отправился вместе со всем своим семейством провести отпуск в Вашингтоне. В ходе той поездки он на собственной шкуре узнал, в каком плачевном состоянии находится в Соединенных Штатах гостиничное дело. Вообще-то мотели стали быстро распространяться по всей стране еще начиная с 1920-х годов. Некоторые из них были вполне приличными заведениями, где могла остановиться нормальная семья. Другие сдавали кровати на сутки или часы. Проблема заключалась в том, что путешественник не знал, на какой из мотелей он натолкнется, когда решит остановиться на ночлег.
"Никогда нельзя было заранее сказать, куда ты попадешь, — вспоминал позже Уилсон. — Некоторые из подобных мест оказывались настолько убогими и запущенными, что это не поддавалось описанию. И все они брали отдельную плату за детей. Тут уж моя шотландская кровь просто вскипела". И действительно, для такого парня, как Уилсон, имевшего пятеро отпрысков, такой подход был слишком разорительным. Мотели требовали платить от 4 до 6 долларов в день за комнату плюс 2 доллара за каждого ребенка. В результате счет, который выставляли Уилсону, утраивался.
Большинство людей в такой ситуации сперва жаловались неведомо кому, а затем быстро забыли о случившемся. Но Уилсон, всегда полный инициативы, решил предпринять конкретные шаги. "Давай-ка по приезде домой начнем создавать сеть семейных отелей, — сказал он жене, — причем с такой маркой, которой люди могли бы доверять". Цель Уилсона состояла в том, чтобы построить целых 400 отелей. Однако его жена только засмеялась в ответ.
Вернувшись в Мемфис, Уилсон нанял чертежника, чтобы тот помог ему спроектировать первый отель. Уилсону хотелось, чтобы его гостиница была чистой, простой и предсказуемой. А еще ему хотелось, чтобы в ней имелось все то, чего так не хватало в той поездке самому Уилсону и его семье: в каждом номере стоял телевизор, а во дворе был бассейн. В следующем году он открыл свой первый отель в предместьях Мемфиса. На фасаде сияло его название, высвеченное огромными буквами высотой 16 м — Holiday Inn.
Чтобы дойти до задуманных 400 гостиниц, Уилсону потребовалось больше времени, чем он ожидал. К 1959 году у него их было уже 100. Но когда он решил воспользоваться франшизами, то есть продавать другим лицам лицензии на возведение в разных районах и эксплуатацию отелей под его фирменной маркой, число открывающихся заведений стало быстро расти. К 1964 году имелось уже 500 гостиниц Holiday Inn. В 1968 году их насчитывалась целая тысяча. А к 1972 году каждые 72 два часа где-нибудь в мире открывался очередной отель под его фирменной маркой. Эта гостиничная сеть продолжала расти и в 1979 году, когда Уилсон после сердечного приступа ушел с поста главы своей компании.
"В молодые годы я был настолько голоден, — рассказывал Уилсон, — что просто вынужден был всё время что-то делать, чтобы заработать на кусок хлеба. А когда после своего сердечного приступа я ушел на пенсию, то отправился домой нюхать розы. Это продолжалось примерно месяц". Попросту говоря, инициативному человеку слишком трудно отказаться от того, чтобы по мановению его руки происходили разные события.