Профконсультант как возможный посредник ме> самоопределяющимся человеком и культурой
В самом упрощенном варианте профконсультант может ра сматриваться как «посредник» между подростком и миром npoq сии. Но, как уже отмечалось, самоопределяющегося подрс собственно профессия часто волнует лишь в качестве средства, нахождения своего места в обществе, построения жизненного; пеха (лишь со временем смысл может быть найден в самой фессиональной деятельности). Поэтому профконсультант реаль^ выступает посредником между подростком и социумом, а та* между подростком и более конкретными социальными hhcti тами.
Профконсультант может быть «посредником» между человеком конкретной организацией, например предприятием, фирмой учебным заведением. В этом случае психолог помогает челове| найти свое место в данной организации, но часто при этом соблюдает интересы этой организации в ущерб интересам определяющейся личности, поскольку организация платит пс хологу деньги, рассчитывая в перспективе получить от даннси кандидата на работу высокую прибыль или реализовать какой-| иной свой интерес, часто отличающийся от интересов разв* личности данного человека, ведь известно, что даже в вузах i ление к высоким показателям успеваемости (или «качества з* ний») нередко достигается за счет ограничения возможное личностного развития обучающихся.
Профконсультант может выступать «посредником» между че веком и определенной социально-профессиональной группой. Нап{ мер, после проведения психологических занятий со школьт ми большая часть класса вдруг начинает выбирать профессию «пс холог». Скорее всего, любящий свою профессию профконсу! тант просто сагитировал всех на нее. В иных вариантах это моя
быть просто «подыгрывание» школьникам, ориентирующимся на «модные» и «престижные» для данного момента профессии. Здесь также происходит не столько выбор данной профессии, сколько ориентация на образ жизни данных профессионалов. Заметим, что для конкретных подростков привлекательной может оказаться не только «престижная» профессия, но и любая другая, иначе «непрестижные» профессии вообще никем бы не выбирались. Во всех этих примерах также проявляется стереотипизированное отношение к построению профессиональной перспективы.
В каких-то случаях профконсультант может выступать «посредником» между человеком и конкретной государственно-административной системой. Например, это может быть агитация непременно заниматься «бизнесом» (в условиях построения «рыноч-но-базарной» экономики) или агитация осваивать военные специальности и готовиться к войне (в условиях милитаризованного государства). Здесь также самоопределяющегося человека приобщают к чему-то конкретному, часто не давая сориентироваться в более глобальной социокультурной ситуации. Хотя, несомненно, в случае реальной угрозы войны определенная агитация и патриотическое воспитание должны осуществляться более активно.
Наконец, в каких-то отдельных случаях профконсультант может выступать «посредником» между человеком и всей Культурой, постепенно приобщая его к высшим идеалам и ценностям, созданным человечеством. Лишь только «осознав» или хотя бы «почувствовав» величие Культуры, можно полноценно искать свое призвание в более конкретных жизненных ситуациях. Лишь в этом случае каждая конкретная профессиональная деятельность, как и любой жизненный поступок, будет пронизана высоким смыслом, а не просто желанием «побольше заработать» и «попрестижнее устроиться».
Одним из результатов такого «посредничества» может быть формирование «активного субъекта Культуры», который не только соприкасается с ее величием, но и стремится что-то привнести в нее, сделать свой сознательный личностный вклад в Культуру. В противном случае человек все равно не может оставаться вне Культуры, но здесь, скорее, Культура «захватывает» его в свое «пространство» и «использует» в своих целях всего лишь как подсобный материал. Видимо, как и в Природе, в Культуре есть свои «органические и неорганические химические элементы», свои «флора» и «фауна», а есть и свои активные субъекты (например, человек как уникальная Личность). Поэтому можно сказать, что если человек не стремится стать уникальной личностью, то он просто превращается в «культурный материал». Правда, в Культу-Ре, как и в Природе, важны не только «активные субъекты», тво-Рящие и развивающие данную систему. Каждый вспомогательный
элемент (подсобный «культурный материал») тоже имеет се смысл для существования данной системы.
Если самоопределяющийся человек находит смысл своего суще ствования «вне Культуры», то тогда сама Культура находит для нег смысл — смысл его пребывания в данном обществе и в Культуре. Н| каждый самоопределяющийся человек имеет право ориентировать! ся не на высшие ценности Культуры, а, например, на np ные («земные») радости. Профконсультант может лишь познакО мить консультируемого подростка с самой возможностью нахоя дения более интересных, но одновременно и более сложных ненных смыслов — смыслов активного вхождения в Культуру.
Можно вспомнить и такой вид «посредничества», когда главнь^ становятся личные отношения между профконсультантом и клие том. В этом случае для профконсультанта важна не реальная п| мощь человеку в нахождении своего места в мире профессий^ обществе или в Культуре, а самоутверждение за счет клиента. "' пример, это может быть «самокрасование» (внешне это выгл* часто как длинное и выразительное повествование о своих дс жениях или о величии своей «любимой» психологии и т.п.), «очаровывание» клиента, или «гневное обвинение» и даже «заг гивание» клиента в том, что он «совершенно неправильно щ ставляет себе будущую жизнь», и т.п. Хотя, как отмечал Е. А. Г мов, минимальным позитивным эффектом профконсультаг должно быть формирование оптимистичного отношения опта* к своей профессиональной перспективе. Конечно, в перечисле ных случаях профконсультанту далеко от того, чтобы считать се «посредником» между подростком и Культурой.
Главное, что у профконсультанта есть возможность не толь помочь человеку сориентироваться в ограниченном смыслов «пространстве» данной профессии или в конкретной организа (что также по-своему важно), но и помочь самоопределяющек ся человеку понять свое место в этом мире, в Культуре. К соя лению, при попытке реализовать такую возможность возни* масса сложностей. Перечислим некоторые из них.
Во-первых, не все профконсультанты хотят быть такими «Я средниками» (и это их право: самое страшное, если ориер на ценности Культуры будет проводиться в «обязательном порй ке»; в том-то и ценность такой ориентации, что она добр| вольная!).
Во-вторых, не все клиенты охотно откликнуться на такое «I средничество» (у подростков еще необходимо сформировать требность по-настоящему понимать мир, в котором они сложность здесь состоит в том, что постижение мира — эт(Н только «радость открытия», но и «огорчения» и даже «страда от неизбежных разочарований; здесь также все должно осуще ляться только на добровольной основе!).
В-третьих, возможно и противодействие со стороны различных администраторов, заказчиков и коллег-психологов, которым сам факт выхода на ценности Культуры может показаться бессмысленным, непрагматичным и даже вредным для психологической профконсультации (по принципу: «Зачем это нужно, когда нет времени и для более важных дел?»).
В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным профессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», «удобным для всех» и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая банальные рекомендации о «пригодности» или «непригодности» к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс помогать самоопределяющимся подросткам приобщаться к высшим ценностям культуры и в идеале помогать им находить для себя смыслы в этом мире.