Глава 4 Обзор новых методов. сигналам. Если верить психологам и клиницистам, этому процессу может противодействовать или способствовать наличие неразрешенных конфликтов
сигналам. Если верить психологам и клиницистам, этому процессу может противодействовать или способствовать наличие неразрешенных конфликтов, сохранившихся с давних времен, возможно, еще с раннего детства. Не подлежит сомнению, что выходные сигналы мозга определяются не только текущей ситуацией, но и ситуациями, пережитыми в прошлом. Этим мы лишь витиеватым образом выражаем тот очевидный эмпирический факт, что нельзя быть хорошим проектировщиком, не имея соответствующего опыта. Но этим выражается и другой, не столь очевидный факт, а именно что любой входной сигнал может ограничить разнообразие выходных реакций, доступных данному организму, и что разрешению конфликтов, сохранившихся от прошлого опыта, отдается предпочтение перед разрешением конфликтов, связанных с текущими ситуациями: Брод-бент [18] указывает на то, что негибкость мышления (или стремление к определенности) является главным врагом творческого мышления; он приходит к выводу, что тот, кто хочет создать проект, выходящий за рамки стереотипа, должен обладать большой терпимостью к неопределенности и внутренним противоречиям. Можно, однако, утверждать и обратное: не имея груза неразрешенных в прошлом конфликтов и навязчивых идей (а именно они считаются причиной негибкого мышления), человек, по-видимому, становится менее активным, теряет способность разрешать противоречия между текущими входными сигналами и выдает не более чем компромиссные решения'* . Быть может, для того чтобы иметь возможность и желание разрешить тот или иной конфликт в конкретной задаче проектирования, нужно не столько обладать творческими способностями, сколько иметь соответствующий данному случаю опыт и соответствующую подвижность нервной системы. Пока нет надежных данных о ра-
11 Данное предположение автора весьма произвольно, оно основано на психологической теории 3. Фрейда, последовательно опровергнутой советскими и зарубежными психологами. См., например, Уэллс Г. Крах психоанализа. - М.: Прогресс, 1968. - Прим. ред.
боте мозга, рассуждать на эту тему можно до бесконечности; поэтому оставим теперь загадки мышления в покое и рассмотрим некоторые методы проектирования, разработанные с целью стимулирования "творчества".
Мозговая атака
Как мы увидим ниже (разд. 10.1), сеанс "мозговой атаки" — это беседа, каждый участник которой свободно выдвигает предложения, а критика запрещена. Можно считать, что этот метод снимает социальные запреты, налагаемые каждым человеком на свои высказывания в обычном разговоре: это сознательный возврат к нелогичной и "эгоцентричной" детской болтовне, которая изучалась Пиаже [26] и другими исследователями. Если считать человека "черным ящиком", разумж предположить, что устранение фильтров на выходе по меньшей мере увеличит количество выходных сигналов, если не повысит их качество. Как указывается е выводах, сделанных в разд. 10.1, практи: ческая ценность мозговой атаки заклю чается именно в том, что на ранних этапах проектирования, когда структура задачи еще не ясна и не подверглась трансформации, резко повышается скорость генерирования данных, имеющих отношение к этой задаче. Результаты мозговой атаки целесообразно ввести в "черный ящик" одного человека, поручив ему классифицировать все высказанные случайные идеи, сведя их в согласованную структуру (см. разд. 11.8).
Синектика
В рамках той же концепции "черного ящика" можно рассматривать метод, изложенный в разд. 10.2, как передачу выходного сигнала "черного ящика" по цепи обратной связи снова на его вход, причем для преобразования выходного сигнала во входной используются тщательно отобранные типы аналогий.
Можно предположить, что применение аналогий, в котором участвуют все члены синектической группы, позволяет им в
4.2 Проектировщик как «прозрачный ящик»
определенной мере разделять друг с другом свою способность преобразовывать противоречивую структуру входных сигналов до тех пор, пока не будет найдена структура, позволяющая разрешить конфликт. Тот факт, что в этом методе основной упор делается на биологические и анатомические аналогии, наводит на мысль, что здесь преследуется цель использовать те отделы нервной системы, которые управляют движениями тела и обычно не контролируются сознанием. О'Догерти [27] утверждает, что манипулирование образами движений тела составляет основу тех профессиональных навыков, которые связаны с выполнением быстрых движений, и что одаренные люди способны использовать эту систему образов в качестве общего языка для всех видов творческой деятельности. Ес-
ли это утверждение верно, то перспективы объективирования мышления при проектировании, по-видимому, будут зависеть от того, удастся ли найти групповой язык, на котором можно было бы быстро отображать и изменять общие формы, а не только детали как задач, так и их решений (предполагается, что в нервной системе отдельного человека аналогичную роль выполняют образы движений тела). Мэтчетту (разд. 8.2), по-видимому, удалось указать образы, позволяющие привести мысли проектировщика в соответствие со структурой конкретной задачи проектирования.
В отношении методов проектирования, основанных на представлении о проектировщике как "черном ящике", можно сделать следующие основные выводы:
1. Выходные действия проектировщика
определяются входными сигналами, ис
ходящими от подлежащей решению зада
чи, а также другими входными воздейст
виями, связанными с предыдущими зада
чами и прошлым опытом.
2. Согласившись временно ослабить со
циальные запреты, можно ускорить обра
зование выходных сигналов, но при этом
они приобретают более случайный харак
тер.
3. Чтобы проектировщик мог выдать
выходные сигналы в соответствии с пос
тавленной задачей, ему нужно дать вре
мя на осознание и преобразование (в
уме) образов, изображающих структуру
задачи в целом. В течение длительных и'
внешне бесплодных поисков решения он
может неожиданно найти новый способ
структурирования задачи, позволяющий
разрешить конфликты. Это приятное со
бытие, которое иногда называют твор
ческим озарением, дает возможность пре
образовать сложную задачу в простую.
4. Контроль интеллекта над формами
ввода структуры задачи в "черный
ящик" проектировщика, по-видимому,
повышает вероятность получения вы
ходных реакций, содержащих решение
задачи.
4.2. Проектировщик как «прозрачный ящик»
В большинстве своем методы проектирования преследуют цель объективирования процесса и результатов мышления, поэтому они исходят из логических, а не каких-либо мистических предположений. Считается, что процесс проектирования может быть объяснен до конца, даже если проектировщики-практики и не в состоянии убедительно обосновать каждое из принимаемых ими решений. Авторы большинства описываемых ниже системных методов проектирования, по-види-