Следовоспринявшие объекты Действия по извлечению

Исследованию и использованию

Следов

1. Тело и организм потерпевшего Назначение судебно-медицинской

экспертизы

2. Одежда потерпевшего Выемка, осмотр одежды, назначение по ней необходимых экспертиз

3. Место происшествия Осмотр места происшествия, назначение необходимых экспертиз по изъятым объ­ектам диагностического, идентификаци­онного и другого характера

4. Тело преступника Следственное свидетельствование, назначе­ние судебно-медицинской или биологической экспертизы в отношении подозреваемого (обвиняемого)

5. Одежда преступника Выемка, осмотр одежды подозреваемого (обвиняемого), назначение по ней необхо­димых экспертиз

6. Идеальные следы Допрос потерпевшего (при покушении), свидетелей; подозреваемого (обвиняе­мого) предъявление для опознания, очные ставки, следственные эксперименты по проверке показаний отдельных лиц, опе­ративно-розыскные мероприятия

7. Иные материальные следы Проведение осмотров, назначение судеб­ных экспертиз

С учетом возможностей работы с этими следами следователь может со­ставить достаточно исчерпывающий набор следственных и других действий по собиранию, исследованию и использованию этих следов, составить основу плана расследования уголовного дела.

6. Выдвижение версий об обстоятельствах, подлежащих доказыва­нию.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, пере­числены в ст. 73 УПК РФ. Их установление представляет собой реализацию программы расследования. По делам об убийствах и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, можно выделить пять групп обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Версии об обстоятельствах, относящихся к событию преступления:

1. Что произошло: ссора двух лиц, групповая драка или внезапное напа­дение. Предшествовали ли этому событию какие-либо другие, связанные с ним. Какие события последовали за ним: кто обнаружил потерпевшего, доста­вил его в больницу, сообщил о произошедшем в милицию, прокуратуру, род­ственникам или знакомым.

2. Где произошло расследуемое событие: в месте, указанном потерпев­шим, другим лицом, либо в ином. Не развивалось ли событие в разных мес­тах.

3. В какое время совершено преступление. О времени также выдвига­ются две противоположные версии: время соответствует тому, о котором го­ворят заявитель, другие лица, либо не соответствует. Не развивалось ли со­бытие постепенно во времени, если да, то какие действия и в какой последо­вательности совершались в определенные моменты времени. Установление места и времени совершения преступления помогает проверить версию об алиби подозреваемого.

Версии об обстоятельствах, относящихся к механизму происшедшего:

1. Какие телесные повреждения или иной вред здоровью причинены потерпевшему. Сколько имеется повреждений, каково их расположение, какова тяжесть каждого из телесных повреждений. Особое внимание при этом уделяется повреждениям, за которые может наступить уголовная от­ветственность.

2. Каким орудием причинены повреждения, все ли повреждения при­чинены одним орудием.

3. Каким способом наносились удары, правой или левой рукой, их направление и сила. Каково количество ударов.

4. Не причинен ли вред здоровью общеопасным способом.

5. Не причинен ли вред с особой жестокостью, не имели ли место из­девательство или мучения для потерпевшего, не находился ли при этом по­терпевший в заведомо для виновного беспомощном состоянии.

6. Каково было расположение лица, нанесшего удары, потерпевшего и орудия преступления в момент причинения каждого повреждения. Было ли оно таким, как показывают заинтересованные лица.

7. Сколько орудий было на месте происшествия у участников кон­фликта и какие.

8. Кому принадлежат орудия: подозреваемому, потерпевшему либо третьему лицу.

9. Какой иной вред здоровью причинен потерпевшему (психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией) и каким спо­собом.

Версии об обстоятельствах, относящегося к личности потерпевшего:

1. Кто потерпевший, его биография, анкетные данные.

2. Психологическая характеристика: отношения с окружающими в обычных и конфликтных ситуациях дома, на работе (учебе), во время до­суга. Не демонстрирует ли обычно свое превосходство (действительное или мнимое) над окружающими его людьми. (Именно эти проявления психики порождают конфликтные ситуации.) Какова обычная реакция на воздейст­вие алкоголя и наркотиков.

3. Был ли потерпевший знаком с подозреваемым. Знает ли кого-либо из окружения подозреваемого.

4. Не находился ли потерпевший в момент возникновения конфликта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Версии об обстоятельствах, относящихся к подозреваемым (обвиняе­мым):

1. Сколько было преступников, действовали они сообща или врозь. Роль каждого в событии.

2. Характеристика каждого подозреваемого (обвиняемого): анкетные данные, психологические свойства (отношения с окружающими, эмоцио­нальная устойчивость, склонность к конфликтам и др.), реакция на воздей­ствие алкоголя и наркотиков, не был ли в состоянии опьянения к моменту возникновения конфликта.

3. Был ли знаком подозреваемый (обвиняемый) с потерпевшим задолго до происшествия, познакомились перед или во время события либо знакомы не были. Если были знакомы, то когда и при каких обстоятельствах познако­мились, как развивались их отношения.

4. Имеются ли смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, наличие судимости.

5. Не было ли провокационных действий со стороны потерпевшего. Ка­ковы были мотивы и цели такого поведения.

6. Какова форма вины в действиях каждого обвиняемого (действовал ли каждый умышленно или неосторожно), не оборонялся ли, не совершил ли действия в состоянии сильного душевного волнения, не произошел ли несча­стный случай.

7. Что способствовало формированию антиобщественных установок об­виняемого, его взглядов и привычек, превращению намерений в преступный умысел или преступную неосторожность.

Версии об обстоятельствах, относящихся к нанесенному ущербу:

1. Каковы степень утраты трудоспособности потерпевшего и потери за­работной платы в связи с причинением ему вреда здоровью.

2. Каковы затраты на лечение.

3. Какое имущество утрачено или испорчено в связи с преступлением. Какова его стоимость, какая сумма должна быть затрачена на его восстанов­ление.

4. Заявляет ли потерпевший иск о возмещении физического, материаль­ного и морального ущерба и в каком размере.

Версии защиты.

Термин "версии защиты" в широком смысле — это все возможные до­воды "за" обвиняемого. Необходимость проверки версий защиты вытекает из ст. 73 УПК РФ, требующей выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответ­ственность. Именно выявление, то есть активный поиск доказательств в за­щиту обвиняемого, о которых сам обвиняемый может не знать либо по тем или иным мотивам не сообщать и, более того, давать ложные показания.

Из перечисленных выше обстоятельств, подлежащих доказыванию, и выдвигаемых по этим обстоятельствам версий, особого внимания требуют проверка причастности к преступлению конкретного лица? исследование ме­ханизма происшествия и формы вины, поскольку с ними связаны типичные версии защиты по этой категории дел: алиби, преступление совершено дру­гим лицом, произошел несчастный случай, обвиняемый действовал в состоя­нии необходимой обороны, телесное повреждение потерпевшему причинено в состоянии сильного душевного волнения.

1. Алиби как версия защиты выдвигается обвиняемым или следователем и должна проверяться всегда с целью обеспечения прав обвиняемого и все­сторонности расследования. Для проверки этой версии выясняется, не нахо­дился ли подозреваемый в момент совершения преступления в другом месте. Алиби — это не просто заявление обвиняемого о непричастности к соверше­нию преступления, а подтверждение его ссылками на свидетелей. Алиби мо­жет быть действительным и созданным искусственно, путем введения в за­блуждение или сговора со свидетелями, его подтверждающими.

Допрашивая свидетелей, следователь использует прием "путь—время", то есть уточняет места пребывания потерпевшего и обвиняемого в определен­ные отрезки времени, предшествующие преступлению и в период совершения преступления. При допросе обвиняемому и свидетелям задаются многочис­ленные контрольные и уточняющие вопросы о их местах нахождения и дейст­виях в интересующее следствие время.

2. Версия о совершении преступления другим лицом проверяется чаще всего при причинении потерпевшему вреда здоровью в групповой драке. При расследовании такого преступления выясняется, у кого, кроме подозревае­мого, были орудия и какие именно, каково было расположение участников драки в момент причинения телесного повреждения. При этом в ходе допро­сов используются схематические планы места происшествия или фотографии с изображением места происшествия, а также результаты комплексной (су­дебно-медицинской и криминалистической) экспертизы, которая исследует вопросы о положении тел, орудия в момент причинения повреждения.

3. Версия о несчастном случае проверяется при доказывании способа совершения преступления. При использовании тупого орудия подозреваемые склонны заявлять, что потерпевший сам упал, в результате чего получил те­лесные повреждения. При причинении телесных повреждений острым ору­дием — утверждают, что потерпевший сам "напоролся" на нож, который по­дозреваемый держал в руке, но не собирался наносить им удары. При приме­нении огнестрельного оружия подозреваемый может говорить, что выстрел произошел непроизвольно. Версия о несчастном случае может сопровож­даться инсценировкой этого события.

Указанная версия требует тщательной проверки, начиная с осмотра места происшествия и включая исследование механизма произошедшего раз­личными приемами (детализация показаний, допросы по схемам, комплексная экспертиза, следственный эксперимент).

4. Версия о необходимой обороне проверяется при доказывании вины. Версия о необходимой обороне характерна для случаев, когда телесные по­вреждения причиняются в конфликтных ситуациях. Нередко эта версия вы­двигается только в судебном заседании, когда проверить ее трудно, а все со­мнения трактуются в пользу обвиняемого. Для проверки этой версии на ста­дии предварительного расследования необходимо выяснить: каково было ко­личество нападающих и обороняющихся, их возраст, физическое состояние, были ли они вооружены, если да, то чем, как вели себя нападающие, что гово­рили, каковы были их жесты, мимика, каково было количество ударов, нане­сенных нападающими, их последовательность, сила, локализация, количество и расположение повреждений у обоих (потерпевшего и нанесшего поврежде­ния) — т. е. механизм происшествия, что в совокупности с другими доказа­тельствами помогает решить вопрос о наличии или отсутствии признаков не­обходимой обороны или превышения ее пределов. Важно проверить в подоб­ной ситуации, не находился ли обвиняемый в стрессовом состоянии, которое могло повлиять на правильную оценку происходящего.

5. Проверка версии о совершении преступления в состоянии сильного душевного волнения также осуществляется при доказывании вины. В план расследования должно быть включено выяснение вопросов о возможном на­силии, тяжком оскорблении, иных противозаконных действиях, которые по­влекли или могли повлечь тяжкие последствия для виновного или его близ­ких. Данная версия проверяется в ситуации, когда реакция на насилие или тяжкое оскорбление не соответствовала обычному поведению обвиняемого. Она требует психологической, индивидуальной оценки поведения обвиняе­мого, так как действия, расцениваемые одними как насилие или тяжкое ос­корбление, другими так не воспринимаются. О состоянии сильного душев­ного волнения может свидетельствовать не оправданная логически множест­венность ударов, обычно случайным орудием, попавшимся под руку. После действий в состоянии аффекта психологи отмечают упадок сил, апатию, сон­ливость — так называемый аффектный шок. Указанные признаки аффекта выясняются в ходе допросов свидетелей, а также при проведении комплекс­ной психолого-психиатрической экспертизы. В план проверки данной версии следует включать анализ взаимоотношений потерпевшего и обвиняемого, оценку данных о личности обвиняемого, его психофизиологическом состоя­нии в момент совершения преступления, поведение во время преступления и после совершения противоправных действий.

Перечисленные версии защиты необходимо прогнозировать и своевре­менно проверять при расследовании преступлений рассматриваемого вида.

Наши рекомендации