Теоретические основы нейропсихологии 7 страница
Принцип хроногенной локализации функций Л.С.Выготский обосновывает новыми собственными наблюдениями в своем последнем докладе «Проблема развития и распада высших психических функций». Этот доклад был сделан 28 апреля 1934 г. на конференции в Институте экспериментальной медицины, куда профессор Н.И.Гращенков звал работать Л. С. Выготского и его группу. (Там же, в ВИЭМе, 9 мая у Л.С.Выготского открылось горловое кровотечение, и через месяц его не стало.) В этом докладе Л.С.Выготский сопоставляет следствия одного и того же функционального дефекта зрительной агнозии, или центральной слепоты, у взрослых и детей. На основании собственных наблюдений и ссылаясь на К.Гольдштейна и О.Пётцля, Л.С.Выготский показывает, что в первом случае этот дефект ведет к незначительным нарушениям, ограниченным чисто зрительной сферой, в другом случае — к грубому недоразвитию всех психических функций.
Нейропсихологическим завещанием Л.С.Выготского можно назвать последние написанные им тезисы «Психология и учение о локализации высших психических функций». Здесь он развивает три основных теоретических положения, которые предлагает рассматривать как рабочие гипотезы для объяснения клинических фактов, относящихся к проблеме локализации.
Сначала Л.С.Выготский рассматривает положение «о функции целого и части в деятельности мозга». Он формулирует утверждение: «каждая специфическая функция... всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров» (1982, т. 1, с. 170), которое лежит в основе принципа системного строения высших психических функций. При этом Л.С.Выготский различает функцию мозга как целого (фон) и функцию части (фигура) и пишет: «можно считать установленным, что отношения функций целого и функций части бывают существенно иными тогда, когда фигура в мозговой деятельности представлена высшими психическими функциями, а фон — низшими, и тогда, когда, наоборот, фигура представлена низшими функциями, а фон — высшими» (там же). Различение фигуры и фона близко по мысли к развивавшемуся Н.А.Бернштейном (1947) представлению о ведущем и фоновых уровнях построения движения. Приводимый Л.С.Выготским пример автоматизированного или дезавтоматизированного течения какого-либо процесса еще более подчеркивает эту близость. Такое сходство не случайно, поскольку авторы обеих работ опираются на данные об эволюции и онтогенезе мозга и разделяют положение, что «мозг сохраняет в себе в пространственном виде задокументированную временную последовательность развития поведения» (1983, т. 4, с.164).
Это понимание тесно связано со вторым развиваемым Л.С.Выготским положением о хроногенной локализации функций. Изменение строения и локализации функций в онтогенезе, возможность осуществления функций на разных уровнях в актуал-генезе составляют содержание второго принципа нейропсихологии — принципа динамической организации и локализации функций.
Третье положение Л.С.Выготского раскрывает «новый по сравнению с животным локализацион-ный принцип» мозга человека, который относится к специфически человеческим областям мозга и специфически человеческим видам деятельности — «высшим формам речи, познания и действия» (1982, т. 1, с. 174). Л.С.Выготский подчеркивает, что в их формировании существенную роль играют «экстрацеребральные связи»: «первоначально все эти функции выступают как тесно связанные с внешней деятельностью и лишь впоследствии как бы уходят внутрь, превращаясь во внутреннюю деятельность» (там же). Аргумент из области развития дополняется аргументом, связанным с наблюдениями за патологией: «...объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации нарушений» (там же). Это положение Л.С.Выготского о прижизненном социальном пути формирования высших психических функций и связанном с ним новым локализационным принципом вошло в нейропсихологию как принцип социального генеза и опосредованного строения высших психических функций.
В связи с тем, что споры о врожденности или прижизненном формировании высших психических функций и, в частности, языковой способности не умолкают и поныне, раскроем точку зрения Л.С. Выготского более подробно.
Специфически человеческие функции приобретаются в социальном опыте, в процессе своего формирования они меняют свою функциональную структуру и мозговую организацию, одновременно меняется их зависимость от биологически врожденных механизмов: если вначале они определяются биологическими механизмами, то позднее определяют их.
Показательна в этом отношении сделанная Л.С.Выготским в 1932 г. запись о психофизической проблеме, где он критикует предшествующие теории за отсутствие идеи исторического развития сознания и формирует свою точку зрения: «...Единство психофизиологических процессов и главенство психического момента; исследование психологических процессов; вершинная точка зрения в психофизиологической проблеме...
Главное: возможность, вносимая сознанием, нового движения, нового изменения психофизиологических процессов, новых связей, нового типа развития функций — в частности исторического с изменением межфункциональных связей — случай невозможный в плане органического развития: психологические системы. Пример: слово и его значение» (1982, с.66).
Попробуем развернуть этот пример. Говоря о формировании системы понятий, основы категориального мышления, Л.С.Выготский пишет: «ребенок образует новую структуру обобщения сперва на немногих понятиях; когда он овладел этой новой структурой, он благодаря одному этому перестраивает, преобразует и структуру всех прежних понятий» (1982, т. 2, с.280—281). Л.С.Выготский называет это преобразование «самодвижением в развитии понятий». Казалось бы, тем самым он подходит очень близко к идее Ж.Пиаже о роли самоорганизации:
«Саморегуляция, корни которой, очевидно, являются органическими, присуща жизненным и мыслительным процессам, и ее действие имеет, кроме того, то огромное преимущество, что может быть непосредственно проконтролировано: вот почему именно в этом направлении, а не в простой наследственности, надлежит искать биологическое объяснение когнитивных построений» (1979). Можно предполагать, что Л.С.Выготский согласился бы с этой идеей, но тем не менее он подчеркнул бы, что самоорганизация самоорганизации рознь и увидел бы «антиисторизм» в мнении Ж.Пиаже, что стадии психогенеза «могут рассматриваться как прогрессивная актуализация (связанная со становлением центральной нервной системы и т.п.) некоторого набора преформаций, в процессе которой генная программа как бы регулирует органический эпигенез, хотя этот последний и остается во взаимодействии со средой и объектами» (1979).
В шестой главе «Мышления и речи» Л.С.Выготский противопоставляет точке зрения Ж.Пиаже свою: «Есть только два пути для объяснения отношений между развитием... логики действия и логики мысли, логики наглядного и логики вербального мышления. Один путь объяснения — это закон сдвига ...или воспроизведения на высшей ступени ранее проделанных процессов развития, путь, связанный с возвращением в высшей сфере развития основных перипетии более раннего развития... Другой путь объяснения — это развиваемый в нашей гипотезе закон зоны ближайшего развития, закон противоположной направленности развития аналогичных систем в высшей и низшей сферах, закон взаимной связанности низшей и высшей систем в развитии...» (1982, т. 2, с.267). Л.С.Выготский видит корень их разногласий с Ж.Пиаже в разном понимании отношений между обучением и развитием. Если Ж.Пиаже не специфицирует связь между ними, то Л.С.Выготский считает, что по мере взросления ребенка меняется тип отношения между развитием и обучением — вначале развитие по преимуществу определяет обучение, позднее, наоборот, обучение определяет развитие. Оно определяет новые специфические виды деятельности, новые функциональные связи, новые операции. «Специфическая функция каждой особой межцентральной системы заключается прежде всего в обеспечении совершенно новой продуктивной... формы сознательной деятельности. Основное в специфической функции каждого высшего центра есть новый modus operand! сознания», — читаем мы в тезисах о локализации1 (1982, т. 1, с. 172).
Возвратясь к тезисам, отметим, что в них, наряду с принципами будущей нейропсихологии, Л.С.Выготский раскрывает требования к методу психологического эксперимента и, в частности, к методу «клинически-психологического исследования». Они предполагают необходимость, во-первых, анализа по единицам и, во-вторых, системного анализа. Для Л.С.Выготского клиническая психология не существовала отдельно, за высоким забором от теоретической психологии, поэтому и мы сейчас должны обратиться к вопросу «анализа по единицам».
1 Появление специфически человеческих операций (новых правил оперирования) может быть продемонстрировано при анализе формирования и распада синтаксических операций, обнаруживающем наличие трех генетически надстраивающихся пластов синтаксирования (см. Т.В.Ахути-на, 1989).
М.Г.Ярошевский во время обсуждения его книги о Л.С.Выготском на кафедре общей психологии МГУ сказал, что Л.С.Выготский «искал "клеточку" — не нашел; инструментальная психология себя исчерпала; утвердить единство аффекта и интеллекта не удалось» (1994). Инструментальную психологию Л.С.Выготский исчерпал, и это позволило ему построить и во многом реализовать новую программу исследований, и с «клеточкой», и с «аффектом» дело обстоит тоже не так плохо. Начнем с «клеточек», которые представляют собой «далее не разложимые единицы, сохраняющие в наипростейшем виде свойства, присущие целому как известному единству» (там же, с. 174), а они нас приведут к аффекту.
В «Мышлении и речи» Л.С.Выготский в качестве единицы речевого мышления выделяет значение слова, в «живой драме речевого мышления» ему соответствует смысл. Смысл как единица динамического целого несет в себе в свернутом виде как предшествующие (мотив, мысль), так и последующие ступени процесса от мысли к слову. Смысл как единица речевой драмы эмоционально (аффект — мотив) окрашивает и восприятие слова собеседника, и ответ ему, т.е. осмысленное слово как микрокосм человеческого сознания полифонично.
Итак, в смысле мы находим то триединство аф- . фекта, восприятия и действия, которое, по Л.С.Выготскому, характерно для любого акта поведения и животного, и человека. Об этом Л.С.Выготский говорит в работе «Младенческий возраст», где он противопоставляет восприятие и действие, связанные через побуждение, потребность или, шире говоря, аффект, — рефлекторной дуге и кольцу (1982). Членам этой триады соответствуют три функциональных блока мозга, выделенныхА.Р.Лурия десятилетия спустя (1973, 1982 и др.).
Говоря о развитии аффективной сферы, Л.С.Выготский использует психологически (точнее нейропси-хологически) осмысленный анатомический аргумент: «аффективные функции обнаруживают непосредственную связь как с наиболее древними подкорковыми центрами.., так и с самыми новыми, специфически человеческими областями мозга (лобными долями), развивающимися позднее всех. В этом факте находит отражение то обстоятельство, что аффект есть... пролог и эпилог всего психического развития» (1984, т. 4, с.296—297). Современные психологические и нейро-психологические исследования подтверждают продуктивность идеи Л.С.Выготского.
Последний пункт «нейропсихологического завещания» Л.С.Выготского касается того, как должен быть реализован системный анализ в «клиническо-психологическом исследовании». Наиболее подробно этот вопрос освещен в написанной в 1931 г. статье «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства». Л.С.Выготский обращается к нему и в незавершенной книге по возрастной психологии в главе «Проблема возраста» (1932—1934). В этих работах Л.С.Выготский различает два вида диагностики развития: нормативную возрастную диагностику и так называемую клиническую диагностику. Содержание первой — определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития. Ее задача — выяснение с помощью возрастных норм данного состояния развития по отношению как к созревшим, так и созревающим процессам. В отличие от первой, симптоматической диагностики вторая основана «на определении внутреннего хода самого процесса развития» (там же, с.267). Вслед за А.Гезеллом
Л.С.Выготский полагает, что приравнивание симптомов развития к возрастным стандартамдает исходные точки для сравнительного изучения детей и постановки диагноза. В его понимании истинный диагноз — это не эмпирическое констатирование симптомов развития, он «должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение» (там же, с.268).
В связи с этим Л.С.Выготский считал недостаточными методы, основанные «на чисто количественной концепции детского развития (Бине, Россолимо)», поскольку они ограничиваются по преимуществу негативной характеристикой ребенка и решают «отрицательную задачу выделения из общей школы неподходящих к ней детей» (там же, с.273, 325). Чтобы дать позитивную характеристику ребенку, уловить его качественное своеобразие, необходимы: 1) максимальная специализация методов исследования отдельных функций, 2) разделение добывания фактов и их толкования, т.е. разделение первичных и вторичных дефектов, психологическая квалификация наблюдаемых явлений и фактов, 3) динамическое и типологическое толкование данных, предполагающее объяснение из одного принципа наблюдающихся плюс- и минус-симптомов, «сведение к единству», к закономерно построенной структуре даже далеко отстоящих друг от друга симптомов.
Тонкий практик и аналитик, Л.С.Выготский специально раскрывает механизм толкования, квалификации симптомов, он пишет, что путь исследования описывает круг: он идет от установления набора симптомов к выявлению процесса, лежащего в их центре, и постановке диагноза, далее от диагноза вновь к симптомам, раскрывая механизм их образования. Только на основе такого анализа можно переходить к этиологическому диагнозу: «попытка некоторых авторов непосредственно связать картину симптомокомплекса с этиологическим анализом, минуя диагноз, неизбежно приводит к тому, что центральный... пункт всего педологического исследования исчезает» (1984, т. 5, с.318).
Как мы видим, Л.С.Выготский начал разработку методологии нейропсихологического исследования с самого трудного — с детской диагностики, которая неизмеримо труднее диагностики взрослых и, в отличие от нее, находится в процессе формирования и поныне. А.Р.Лурия, наоборот, начал с более простого. Прежде чем перейти к тому, как А.Р.Лурия развивал идеи Л.С.Выготского, сравним начальный и заключительный этапы в творчестве последнего.
В конце своей основной книги «Мышление и речь» Л.С.Выготский подводит итоги собственной работы: «Мы старались исследовать отношение слова к предмету, к действительности. Мы стремились экспериментально изучить диалектический переход от ощущения к мышлению и показать, что в мышлении иначе отражена действительность, чем в ощущении... Если ощущающее и мыслящее сознание располагает разными способами отражения действительности, то они представляют собой и разные типы сознания. Поэтому мышление и речь оказываются ключом к пониманию природы человеческого сознания» (1982, т. 2, с.361).
Итак, в 1934 г. вновь звучит тема статьи, написанной девятью годами ранее. Как проста схема 1925 г. и как объемно представление 1934 г. — и как они взаимосвязаны!
«Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания», «...отношение между мыслью и словом обнаружилось как движение через целый ряд внутренних планов...». «Было бы, однако, неверно представлять себе, что только этот единственный путь от мысли к слову всегда осуществляется на деле. Напротив, возможны самые разнообразные... прямые и обратные движения, прямые и обратные переходы от одних планов к другим...» (там же, с.358, 361). Что такое понимание речевого мышления значит для нейропсихологии? Использовав принципы Л.С.Выготского, его последователь может сказать: речевое мышление есть системное динамическое образование, процесс его формирования необходимо предполагает организацию функциональных систем с участием внешних социальных средств, в ходе онто- и актуалгенеза рече-мыслительных актов их психологическая структура и мозговая локализация меняются, как меняются взаимосвязи и функции мозговых структур. Последователь Л.С.Выготского, конечно, знает, что «проблема локализации есть, в сущности, проблема отношения структурных и функциональных единиц в деятельности мозга», и знает о необходимости анализа «по единицам, а не по элементам» (1982, т. 1, с. 168). Но как применить эти знания, если в речевом мышлении все со всем связано и все меняется?
Вот эту задачу первой и поставил перед собой А.Р.Лурия.
С октября 1934 г. он работал в лаборатории ВИЭМа, затем стал студентом-медиком дневного отделения. В 1937 г. он пришел работать в Институт нейрохирургии, в 1939 г. возвратился в ВИЭМ, в 1941 г. организовал эвакогоспиталь. Еще до войны он анализировал синдромы сенсорной и семантической афазии и премоторный синдром, но законченную систему представил лишь в 1947 г. в книге «Травматическая афазия».
Какую нить Ариадны нашел А.Р.Лурия? Его подход не мог не быть историко-генетическим. Как и Л.С.Выготский, и Н.А.Бернштейн, он обратился к работам по эволюции мозга, и в частности коры. В коре есть «наиболее старые и элементарные зоны» — первичные сенсорные и моторные поля. Над ними надстраиваются вторичные поля. Речевые зоны возникли на основании этих зон и сохраняют в силу генетического родства существенные общие черты. Отсюда анализ того общего, что характеризует ту или иную речевую зону и пограничных с нею отделов, может позволить выявить специфику вклада этих зон в общую интегрированную работу. «Исследование патологии пограничных зон будет для нас... методическим путем к разложению более сложных форм афазий на их составные части» (1947, с.66). Таким образом, А.Р.Лурия нашел способ выделения первичного дефекта, способ квалификации симптомов, о котором говорил Л.С.Выготский.
В свое учение об афазии он органично включил многие выделенные или разработанные Л.С.Выготским представления. Так, Л.С.Выготский первый указал на понятие фонемы, необходимое для анализа сенсорной афазии и алалии (акустической агнозии у детей), оно было использовано в 1934 г. Р.М.Боскис и Р.Е.Левиной, а в 1940 г. — А.Р.Лурия. Различение «предметной отнесенности» и «категориального значения», проведенное Л.С.Выготским в «Мышлении и речи», было использовано А.Р.Лурия для объяснения механизмов номинативных трудностей при сенсорной и семантической афазиях, идея внутренней речи — для трактовки динамической афазии.
Опираясь на принцип системного строения, А.Р.Лурия сделал нейропсихологический анализ нарушений функций при различных локальных поражениях мозга методом выявления компонентного состава высших психических функций. Так, его анализ нарушений речи и письма (1950, 1975) позволил выявить набор операций, входящих в эти сложные функции. Детальное сопоставление результатов такого анализа с современными моделями порождения речи, с одной стороны, и с представлениями Л.С.Выготского о речемышлении — с другой, показало продуктивность и достоверность методов нейропсихологического исследования, разработанных А.Р.Лурия.
Наряду с принципом системного строения функций А.Р.Лурия активно применял для разработки методов восстановления функций принцип социального генеза высших психических функций. В своей книге 1948 г. он сам, а затем Л.С.Цветкова и их ученики опираются на уже цитировавшуюся мысль Л.С.Выготского о том, что «объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность являются одним из основных путей при компенсации нарушений» (1982, т. 1, с. 174).
Принцип хроногенной локализации функций в полную меру заработал позднее. Он еще осваивается, и потому до сих пор встречаются работы, где авторы удивляются различиям в следствиях поражений мозга у взрослых и детей.
А.Р.Лурия разработал методы нейропсихологического исследования, их первая версия представлена в «Травматической афазии», законченная — в «Высших корковых функциях» (1-е изд. 1962 г.).
Итак, в соответствии с замыслом Л.С.Выготского А.Р.Лурия выстроил новую область психологии — нейропсихологию. Исследования, касающиеся мозговой организации психических процессов, роли речи в формировании произвольных действий, получили мировое признание и поставили А.Р.Лурия в ряд крупнейших психологов XX в.
В заключение вернемся к началу статьи. Мы хотели рассмотреть путь Л.С.Выготского в решении задачи «психология и проблема локализации психических функций». Наш анализ позволил выявить три разные постановки этого вопроса. Самый общий
анализ соотношения социо- и биогенеза человеческой психики был характерен для первого периода. Затем был поставлен вопрос о системном строении и локализации психических функций. Позднее в фокус внимания Л.С.Выготского попадает проблема актуалгенеза психических функций, вариативность путей реализации функции, т.е. динамическая организация и локализация психических функций.
Эти три варианта постановки вопроса о локализации являются частью трех различных исследовательских программ Л.С.Выготского. Для первой, где ключевое слово «знак», существенна опора на философию и биологию. Во второй — с ключевым словом «значение» — важна роль лингвистики (язык как система) и неврологии (мозг как система) — «значение и система функций внутренне связаны между собой» (там же, с.167). Для третьей программы ключевое слово «смысл» с его многоголосостью и текучестью. По аналогии с предыдущим можно сказать, что смысл и динамичность систем функций, возможность входить в разные связи, составлять разные контексты внутренне связаны между собой. «Основной принцип работы высших психических функций (личности) — социальное по типу взаимодействие (автостимуляция, "вступление во владение своим телом", овладение) функций, ставшее на место взаимодействия людей. Наиболее полно они могут быть развернуты в форме драмы» (1981, с.55). Здесь собеседниками Л.С.Выготского становятся М.М.Бахтин, теоретики искусства, педагоги, психиатры.
Для разных учеников и последователей Л.С.Выготского могла быть значима одна или другая программа. Например, для А.Н.Леонтьева — по преимуществу первая и третья, для А.Р.Лурия — вторая и первая, для Б.В.Зейгарник — третья.
Таким образом, Л.С.Выготский, на мой взгляд, был родоначальником не одной, а нескольких научных школ. Однако в его творческом наследии важны не только теоретические школы. Идеи Л.С.Выготского меняли и продолжают менять психологические практики — педагогическую, клиническую, консультативную, и есть все основания думать, что новое поколение психологов по-своему освоит исследовательские программы Л.С.Выготского.
Ю.Ф.Поляков потенциальное богатство научного наследия а.р.лурия1
Учение А.Р.Лурия принадлежит к тем явлениям научной жизни, значение которых не ограничивается тем, что успел совершить сам творец, а заключается в открытии возможностей движения познания в новых областях и направлениях.
Являясь основоположником отечественной нейропсихологии — науки, признанной во всем мире одною из составляющих фундаментальный комплекс наук о мозговых основах психической деятельности, А.РЛурия заложил теоретические основы этой дисциплины и разработал пути приложения ее для решения таких актуальных вопросов как топическая диагностика очаговых поражений мозга и восстановление нарушенных высших психических функций. Он внес серьезный вклад в решение ряда смежных психологических проблем. Непосредственным начинанием А.Р.Лурия и его учеников явилось нейро-психологическое изучение на материале локальной патологии мозга таких проблем как ранний онтогенез, межполушарное взаимодействие, роль правого полушария в организации психической деятельности и др. Развертывалось исследование проблем восстановления нарушенных ВПФ и нейропсихологических аспектов реабилитации больных.
Однако, дальнейшее развитие учения А.Р.Лурия и его школы свидетельствует о том, что помимо уже воплощенного, он оставил богатейшее наследие, которое до поры до времени оставалось сокрытым и требующим определенных усилий его учеников и последователей, для обнаружения его потенциальных возможностей.
Последнее десятилетие явило огромные возможности разработанных А.Р.Лурия методологических принципов, категорий и методов, позволяющих высокоэффективно решать широкий круг разнообразных проблем, многие из которых были поставлены уже после его ухода.
Сегодняшняя нейропсихология далеко вышла за рамки клиники локальной патологии мозга и внедряет идеи и методы А.Р.Лурия в исследования нетрадиционных для прежней нейропсихологии проблем и задач.
В настоящее время категории и методы, разработанные А.Р.Лурия и его школой, прочно входят в фундамент отечественной клинической психологии. Они являются основой построения общей теории патологии психики, призванной синтезировать данные о всей гамме изменений и восстановления психики как при локальной патологии мозга, так и при психических болезнях, при психосоматических недугах, при пограничных состояниях и т.д. Речь идет о теории, долженствующей достроить ряд, включающий такие фундаментальные науки как общая патоанатомия и общая патофизиология. Если даже
1 I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1998. С.68—72.
название такой науки окажется (по аналогии с двумя другими) — патопсихология, это ни в коей мере не умалит вклада А.Р.Лурии в строительство этой науки будущего.
При рассмотрении связей между общей психологией и нейропсихологией чаще всего говорят и пишут о той роли, которую сыграли общепсихологические взгляды Александра Романовича в создании им новой дисциплины. Но не менее важными и эв-ристичными представляются попытки оценить значение оставленного А.Р.Лурия наследия для будущего самой общей психологии.
Судьба учения А.Р.Лурия и попытка прогноза его роли в эволюции психологии как науки в целом, позволяют говорить о серьезных потенциальных возможностях разработанных им идей.
Фундаментальный характер содеянного А.Р.Лурия заключается в утверждении идеологии отечественного научного подхода к изучению психики человека, в получении им убедительных доказательств роли биологических, морфофункциональных основ психической деятельности.
Весь накопленный А.РЛурия и его учениками материал должен служить гарантом коррекции имевшего место и сохранившегося до сих пор в нашей психологии «увлечения» влиянием социально-сре-довых факторов при недооценке значения природных основ формирования индивидуальных особенностей психики субъекта.
А.Р.Лурия принадлежит заслуга разработки и заострения этой важнейшей грани познания природы человека. Грани, на которой смыкаются такие актуальные проблемы как дифференциальная психология индивидуальных различий, психология способностей, типология личностей, умственная отсталость и одаренность, индивидуализация педагогического процесса, медико-психологическая реабилитация, коррекция и восстановление нарушенных психических функций и ряд других.
Стратегическое значение для развития общепсихологической науки несомненно имеет идея А.Р.Лурия о синдромно-факторном подходе к изучению психической деятельности.
Пафос такого подхода состоит в том, что он представляет собой наиболее действенную в современной психологии реализацию системно-структурного анализа, дающего возможность не просто исследовать психические явления по отдельным, изолированно взятым рубрикам (функциям), но изучать их взаимосвязи, рассматривать их в системе.
Онтологической основой формирования психологических синдромов является системная природа любой патологии (в частности, психической), когда развивается целая цепь структурных последствий действия патогенных, синдромообразующих факторов. Тем самым открывается возможность многоуровнего анализа психических явлений, связанных иерархическими отношениями, с переходом от вышележащих к более глубинным уровням анализа.
Общепсихологическое значение синдромного подхода заключается и в том, что он, выявляя составляющие компоненты (звенья) высших психических функций, дает в то же время диалектически противоречивую возможность преодоления самой категории отдельных психических функций и намечает выход за пределы современной функциональной психологии путем вскрытия все возрастающего массива общих факторов и соответствующих компонентов психической деятельности, входящих в строение самых разных психических «процессов».
Несмотря на отсутствие у самого Александра Романовича прямой декларации этого тезиса, все сделанное им убедительно свидетельствует о справедливости сказанного.
В наиболее общем виде этот тезис об интегратив-ной целостной структуре психики подкрепляется в учении Александра Романовича его главой о 3-х блоках мозга (морфофункциональных), совместно обеспечивающих, по его утверждению, все акты поведения, все проявления психической жизни, независимо от того, в каких рубриках психологической науки они представлены — относятся ли они к праксису, к гно-зису, к речи, к мышлению и т.д. Они все включены в общую структурную связь, охвачены общностью ба-зальных компонентов, должны иметь единый каркас.
Эта центральная идея может быть реализована и наполнена конкретикой на основе синдромно-фак-торного подхода, который дает возможность изучать природу и строение психической жизни путем вскрытия структурных взаимосвязей, составляющих ее компонентов и так называемых функций. Речь идет о проложенных Александром Романовичем путях структурного анализа психики как по горизонтали, так и по вертикали. Прежде всего, таким образом, открываются новые возможности последовательного построения обшей схемы психической «сферы» путем выявления общих составляющих, обнаруживаемых сегодня исследованиями уже не только локально-мозговой патологии, но и психосоматической, психической и пограничной.