Самостоятельная работа на занятии

Определите тип реакции на болезнь:

Задание № 1.Больная Н. Возраст – 10 лет.

Диагноз: бронхиальная астма. Ни на шаг не отпускает свою маму. Боится, что, как только она останется одна – с ней случится приступ. Девочку мучит бессонница из-за страха ночных приступов. Постоянно думает о своем заболевании. Мама вынуждена была уволиться с работы. Постоянный страх девочки перед приступами мешает ей нормально учиться, общаться с друзьями: девочка не может ходить в школу, не приглашает в гости друзей (боится подхватить простуду, которая спровоцирует приступ).

Задание №2. Больная М. Возраст 26 лет, по специальности – врач. Поступила в больницу с приступом аппендицита, После операции, прошедшей успешно, больная стала требовать введения больших доз активных антибиотиков, хотя объективных показателей для их назначения не было. Больная решила, что у нее сепсис, возникли обвинения в адрес врачей. Неприятные ощущения в организме, связанные с периодом восстановления в послеоперационный период, больная восприняла как признаки инфекционного процесса.

Задание №3. Больной Г., 19 лет. Имеет незначительный кожный дефект на носу – след перенесенного в детстве абсцесса. Больной испытывает чувство собственной неполноценности, не может сосредоточиться на учебе. Хирурги отказываются делать пластическую операцию, поскольку дефект совсем незначителен.

Задание № 4.Больной Л., 68 лет, пенсионер.

Диагноз: глаукома левого глаза. Себя считает спокойным, добродушным. Кздоровью всегда относился беспечно. Обращение к врачам связано с ощущением неловкости, периодическим потемнением в глазах, ухудшения зрения. Свое заболевание расценивает как легкое, не грозящее серьезными последствиями. При разъяснении врачами всей серьезности заболевания и необходимости продолжительного лечения соглашается с доводами врачей, регулярно лечится. Через несколько дней вновь начинает считать свое заболевание несерьезным, пропускает лечебные процедуры.

Задание №5. По наблюдению одного из сотрудников онкологического института г. Брно, многие больные, находящиеся в этом институте, упрямо считают, что у них не обнаружено злокачественного заболевания, хотя овновь поступивших больных говорят, что они больны раком. Каков тип отношения к болезни? Почему наличие заболевания приписывается другим людям?

Задание № 6. Клиентка М., 20 лет.

Не желает иметь нос картошкой. Настоятельно требовала, чтобы хирурги исправили его. После операции недовольна результатом. Реакция была очень эмоциональной. Перенесла еще 3 операции и ни одной не осталась довольна. Подала на врача в суд за «небрежную работу».

Задание № 7. Больной с параличом левой конечности утешает себя тем, что левая сторона всегда слабее и менее ловкая. Он даже считает, что «раньше был болен, а теперь все в порядке». Свою точку зрения он навязывает родственникам.

Задание №8. Врач, страдающий эпилепсией, отказывается принимать противоэпилептические препараты и, вообще, не чувствует себя больным.

Задание № 9. Какому из вариантов отношения к болезни соответствуют следующие примеры:

Задача 1. Больному свойственно ухудшение настроения, возникновение напряженности, снижение самооценки, ослабление побуждений к деятельности, пессимистическая оценка перспектив. Для больного характерны такие утверждения: «Мне не хватает уверенности в себе...», «Меня одолевают мрачные мысли...», «Я недостаточно способен и сообразителен...».

Задача 2.У больного присутствует беспокойство за состояние своего здоровья, которое возникает на фоне высокого уровня тревоги. Пациент испытывает ощущения неблагополучия, неопределенной угрозы, немотивированного опасения. Характерны следующие высказывания: «Я не разбросал начатое дело, потому что считал, что не справляюсь с ним», «У меня есть привычка считать разные ненужные мне вещи – например, лампочки, освещенные окна и т.д.»

Задача 3.У больного присутствуют постоянная озабоченность своим физическим состоянием, пессимизм, склонность к жалобам, неверие в успех лечения, постоянное самонаблюдение. Исходное повышенное внимание к себе сочетается с недостаточной способностью контролировать свои эмоции. По отношению к окружающим характерны несговорчивость, упрямство.

Задача 4.Больным свойственно отрицание эмоциональных затруднений и напряженности в межличностных контактах. Склонность предъявлять соматические жалобы проявляется в следующих утверждениях:

«Мне случалось падать в обморок...», «У меня бывает чувство, будто гoлова связана повязкой или обручем». Переживания больных ориентированы на стороннего наблюдателя. Характерна демонстративность поведения. Иногда отсутствует умение строить свое поведение на основе предшествующего опыта; поведение строится исходя из удовлетворения появляющихся в данный момент желаний.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Заполните пропушенные места:

l._________________ – это адекватная оценка больным своего состояния и перспектив выздоровления.

2. Внутренняя картина болезни складывается на _____________________ этапе формирования личностных реакций по отношению к болезни.

3. Тревожно-депрессивный синдром возникает, как правило, на _________________стадии развития заболевания.

Верны или неверны следующие утверждения:

4. Появление фобий у больного возможно в объективно безопасной ситуации.

5. В подростковом возрасте преобладающим типом отношения к болезни является гипосоматонозогнозия.

6. Алгический компонент является составляющей сенсологического этапа отношения к болезни.

Выберите верный oтвeт:

7. Структура оценочного этапа отношения к болезни включает в себя:

а) витальный компонент

б) эстетический компонент

в) этический компонент

8. Оценочный этап отношения к болезни – это:

а) результат интрапсихологической переработки сенсологических данных

б) эмоциональное отношение к болезни

в) рациональное, рассудочное отношение к болезни

Наши рекомендации